Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Поступки, нравы, поведение




 

“Кирпичиком”, “клеткой”, “элементарной частицей” деятельности является ее единичный акт – действие. Пространственно-временная последовательность действий образует то, что можно назвать деятель­ностью данного индивидуального или коллективного субъекта. Деятель­ность животных и людей в экологии, психологии, педагогике, криминоло­гии иногда называют поведением. В этике под поведением подразуме­вают только сознательную, в условиях свободы выбора, деятельность людей, и притом еще в более специфическом и узком смысле – под уг­лом зрения морального качества действий. Какое это качество? Чтобы конкретно ответить на этот вопрос, нужно подробнее остановиться на понятиях “действие” и “поступок”.

Любое действие можно рассматривать двояко: действие-опера­цию и действие-поступок. Действие выступает как операция, если оно берется безотносительно к его моральному значению и потому не воз­буждает чьего-либо отношения к себе, потребности оценки в виде одобрения или осуждения. В языке такое действие-операция выражается предло­жением, в котором фиксируется факт свершения действия, а также ино­гда указание способа его осуществления. “Мальчик влез на дерево и на­рвал яблок”. В этом предложении нет никакой информации о моральных качествах действия или самого мальчика. Другое дело, если “мальчик нарвал яблок в чужом саду”. Единственное добавление “в чужом” наме­ренно придает действию отрицательное значение, вызывает осужде­ние, так как мальчик совершил кражу, а кража всеми осуждается как аморальное действие. В центре оказывается не факт или способ свершения действия (операция), а именно его моральное качество, когда оно из операции превращается в поступок. Может быть поступок и не быть действия-операции. Поступком может быть не действование, а его от­сутствие, уклонение от совершения операции. Так, например, отказ от оказания помощи терпящему бедствие – морально сомнительный по­ступок. Одна и та же операция может выступать как два разных поступ­ка, например, в зависимости от морального качества, побуждений. Одиссей, участвовавший в поджоге и разрушении Трои из патриотиче­ских побуждений, – герой. Герострат, спаливший храм Артемиды в Эфе­се ради тщеславного желания войти в историю, – антигерой. Действие (операция) одинаковое, а мотивы неравноценны, потому неравноценны по их моральному значению поступки.

Поступок есть действие, имеющее ценностное значение и потому возбуждающее в себе то или иное, положительное или отрицательное отношение, реакцию одобрения или осуждения.

Это отношение – не обязательно моральное. Оценка может осу­ществляться и по иным, неморальным критериям: разумности, целесо­образности, эффективности, правильности, правомерности, красоты и т.п. – эти критерии могут разойтись с моральностью и даже вступить с ней в противоречие. Н. Макиавелли это хорошо показал в своем “Государе” по отношению к контраверзе мораль и политика. Бесчисленные факты ис­тории и современной жизни неопровержимо указывают, что самые гран­диозные достижения социально-политической, научной, художествен­ной, религиозной и т.д. деятельности могут оказаться антиценными, если они не оплодотворены высокой нравственной идеей или чувством, игнорируют их. Следовательно, поступки могут подлежать не только мо­ральной квалификации. Но можно с уверенностью утверждать, что только действия-поступки могут выступать объектами моральной оценки. Существенным свойством поступка также является то, что, в отличие от животного, несмышленыша-младенца, а также невменяемого душевнобольного, взрослый нормальный человек в той или иной мере способен сознавать значение поступка для окружающих и вероятное отношение к нему со стороны окружающих. Он также в той или иной степени сознает и может пояснить личные мотивы поступка. Без этих признаков мы бу­дем иметь перед собой не поступок, а операцию, за которую деятель не может нести моральную или правовую ответственность.

Итак, действие выступает как поступок, когда оно рассматривает­ся как сознательно-мотивированное, имеющее значение (ценность) и потому вызывающее к себе то или иное отношение (оценку). При этом критерием моральной ценности и оценки поступка выступает различе­ние доброго и злого, морально должного и недолжного.

Поступок – акт индивидуального поведения. Совокупность или по­следовательность поступков какого-нибудь субъекта деятельности обычно называют поведением. Под последним в этике (а также в педа­гогике) подразумевают не активность вообще, а именно деятельность в ее моральном качестве. Так “операционные” качества учебной деятель­ности школьника обозначают словами “успеваемость”, “усердие” и т.п., в отличие от “поведения” на уроках и вне их.

Поступки, широко распространенные, ставшие стереотипами поведения в каком-то сообществе, называют “ нравами ”, к примеру: “восточ­ные нравы”, “христианские нравы”, “мещанские нравы”, “нравы Растеряевой улицы” (Г. Успенский) и т.п. Совершая поступки, люди всту­пают друг с другом в разнообразные отношения, которые могут вклю­чать и нравственное содержание – нравственные отношения. Тако­вы отношения любви и ненависти, дружбы и вражды, симпатии и антипатии и т.п., которыми изобилуют в особенности межличностные связи и которые преимущественно получают выражение и существование на эмоциональном уровне сознания. В сущности всякое межличностное или общественное отношение может интерпретироваться как нрав­ственное, если оно берется под знаком его моральной ценности и анти­ценности. Считается, например, что война есть хотя и крайняя, но при определенных условиях необходимая форма политического отношения. С моральной точки зрения война (т.е. сознательно организованное массовое человекоубийство) есть отношение безнравственное.

Итак, моральная деятельность, поведение есть совокупность по­ступков, нравов, нравственных отношений. При этом если поступки и нравы составляют, так сказать, зримое “тело” морали, то нравственные отношения образуют “сеть” ее функциональных межсубъектных связей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 927 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.