Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие моральной деятельности в этике




Под политикой, правом, наукой, религией и пр. подразумевают не только ту или иную форму сознания, но и определенный род деятель­ности: политической, судебно-процессуальной и правотворческой, науч­но-экспериментальной, церковно-ритуальной и т.д. Может ли мораль служить исключением?

Мораль в полном соответствии с историко-философской тради­цией рассматривалась главным образом как моральное сознание. Однако мораль, точнее сказать – моральность, можно рассматривать и как свойство или даже вид практической человеческой деятельности, общественного поведения людей. Ведь именно в форме оценок кон­кретных действий и поведения людей функционирует мораль в повсе­дневной жизни. Тайные побуждения, умыслы, несомненно, также под­лежат оценке, но только через видимые поступки, их результаты, по­скольку во всякую человеческую деятельность деятельность сознания вплетается как ее необходимый элемент. Это положение выступает ак­сиомой научной психологической теории деятельности, поведения, представленной, например, известными русскими психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а также американским психологом Б. Скиннером1. Человеческое сознание, в том числе моральное сознание, его строение, как справедливо писал А.Н. Леонтьев, невозможно правильно понять вне связи с деятель­ностью и ее строением, существенной составной частью которых является сознание2. В каком же смысле может быть принят термин “моральная деятельность”?

Сначала в узком смысле (именно так подходил к вопросу И. Кант): моральная (нравственная) деятельность есть особый род человеческой деятельности, а именно – мотивированный чисто мораль­ными, и никакими иными, побуждениями, императивами. Например, ког­да на вопрос, почему кто-то поступил так, а не иначе, спрошенный отве­чает: “Так повелевает мой долг” или “Иначе поступить мне не позволяет совесть”, то имеет перед собой образец чистой моральной мотивации поведения. “Долг”, “совесть” – элементы морали, категории этики и ника­кой другой науки. Таковы же гуманность, сострадание и другие высокие альтруистические идеи и чувства, вдохновляющие, например, беско­рыстную, филантропическую, миротворческую и т.п. деятельность.

Итак, в узком смысле моральная деятельность – деятельность, мотивированная моральными побуждениями. Сюда может быть отнесе­на и вся деятельность морализирования: моральная педагогика, мо­ральное воспитание и самовоспитание, т.е. работа ума и сердца, на­правленная на нравственное самосовершенствование и совершенство­вание личности и общества.

Вопросы моральной педагогики чрезвычайно важны, и они, не­сомненно, затрагивают всю систему мотивации поведения. Но они имеют скорее прикладной характер. Большую часть теоретических во­просов, связанных с проблемой нравственной мотивации, лучше решать в плане рассмотрения второго, более широкого смысла термина “мора­ль­ная деятельность (поведение)”.

Действительно, деятельность, мотивированная исключительно моральными представлениями, нормами, чувствами, – редкое исключе­ние. В подавляющем большинстве случаев люди руководствуются в своем поведении другими, неморальными целями, интересами, помыс­лами и критериями оценки: целесообразностью (полезность, выгода), эффективностью с точки зрения наилучшего достижения по­ставленной цели, соответствующей установленным законам (правомерность); политическими программами; правилами определенного действования, например в игре, спорте, описанными в инструкциях (правильность); признанными канонами красоты (мода); здравомыслием и т.п. Значит ли это, что всякая подобная деятельность полностью лишена нравственных свойств, свободных от моральных требований и оценок?

Для ответа, а именно отрицательного, на поставленный вопрос надо внимательнее остановиться на широком смысле термина “моральная деятельность”. А именно: мораль, или нравственность, есть определенное специфическое свойство, существенная сторона всякой человеческой деятельности, поведения людей, какими бы иными непосредственно мотивами они ни стимулировались. Всякая сознательная и свободная человеческая деятельность обладает свойством мораль­ности, может оцениваться с точки зрения ее нравственных качеств с по­мощью критерия добра и зла, должного и недолжного.

Понятия добра и зла, должного (моральные нормы, заповеди) и недолжного – это этические категории. В чем же более конкретно состо­ит эта сторона, свойство человеческого поведения, в чем оно прояв­ляется, какие элементы деятельности подлежат моральной квалифика­ции, при каких условиях?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо хотя бы сжато проанализировать структуры поведения, вычленив те его элемен­ты, которые имеют моральную природу, нравственное содержание, свойства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 805 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2217 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.