Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В единстве его структурных элементов




 

В истории философии и этики существуют два противоположных мнения касательно того, чему следует придавать большее значение в структуре поступков – их внешним (объективным) или внутренним (субъективным) элементам.

Представители так называемой консеквенциальной (от слова consequentia – следствие) этики, например, эвдемонизма, макиавел­лизма, утилитаризма, придавали главное значение результатам дей­ствий, а ценность мотивов ставили на задний план. И делали это на том основании, что, как известно, и из добрых намерений иногда возникают плохие дела, “благими намерениями умощена дорога в ад”.

И напротив, представители теории “автономной морали” ставили ценность поступков только в зависимость от ценности мотивов. “Суть дела, – писал Кант, – не в поступках, которые мы видим, а во внутренних принципах их, которые мы не видим”1. Но еще Аристотель, выступая против таких крайностей, подчеркивал, что нравственное совершенство поступков состоит в характере как мотивов (у Аристотеля – “намерений”), так и их следствий (“действий”).

Точно так же Гегель писал, что, с одной стороны, всякий поступок влечет изменение в объективном мире в виде результата, уже не зави­сящего от воли субъекта: “Камень, выброшенный из руки, принадлежит дьяволу”. Но, с другой стороны, Гегель – отнюдь не односторонний консеквенциалист. Он призывает брать поступок в единстве внешнего и внутреннего, результата и помысла2.

Следовательно, для адекватной, правильной оценки поступка на­до каким-то образом оценивать его в единстве ценности всех структурных элементов – и субъективных (мотивация), и объективных (резуль­тат, обстоятельства).

Пусть читатель самостоятельно решит, как оценить поступок: 1) при высоком мотиве и хорошем результате – безусловно хороший поступок, 2) если мотив хороший, а результат получен неважный или 3) при плохом мотиве получен хороший результат. Наконец, 4) если и мотив был плох, и получен неприглядный результат. Это са­моочевидно плохой поступок. Нетрудно заметить, что в приведенной этической ценностной концепции определенную (хорошую – плохую) квалификацию могут получить поступки только в 1-м и 4-м случаях. Во 2-м и 3-м – неопределенность, возникающая из-за того, что неиз­вестны некоторые условия, из-за которых добрый человек не смог до­стигнуть хорошего результата, а дурной человек как-то случайно, независимо от своей воли получил полезный результат. В отличие от логи­ческой конъюнкции мы имеем в оценке поступков не контрарность, а “иерархию ценностей”, где между полюсами ценного и антиценного располагается великое множество относительных ценностей, которые тре­буют дополнительного анализа.

Картина еще более усложняется, если оценивать поступок в единстве всех трех его структурных элементов. Пусть читатель сам решит: как оценить поступок, если 1) при высокой мотивации и вопреки неблаго­приятным условиям получен положительный результат (герой?); 2) при высокой мотивации и неблагоприятных условиях получен плохой ре­зультат; 3) при низкой мотивации, но в благоприятных условиях все-таки получен хороший результат; 4) наконец, при низкой мотивации, даже при вполне благоприятных обстоятельствах, получен скверный ре­зультат (антигерой?). И только в конечных точках, на “полюсах” мы ви­дим безусловную ценность или антиценность: поступок героя, способно­го ради высокой цели преодолеть все препятствия, и поступок антиге­роя, способного провалить благое дело даже при самых благоприятных обстоятельствах из-за низости своих мотивов или, прямо скажем, эго­изма.

В широком диапазоне между этими “полюсами” располагаются типичные ошибки в моральной оценке поступков – слишком поспешной и категоричной. При этом чаще всего игнорируется конкретный характер условий совершения поступка. Приведем примеры. Еще сохраняющиеся у некоторых народностей архаичные правила талиона (вендетта, обы­чай кровной мести) требуют адекватного возмездия за причиненный вред – око за око, зуб за зуб, смерть за смерть и принимают во внимание при оценке поступка только его результат, например смерть сородича, и полностью игнорируют мотивы и обстоятельства, которые могут смягчить, а то и вовсе снять вину. Потому у цивилизованных народов в су­допроизводстве правило талиона уже давно не действует.

В числе условий поступков важное значение для их моральной оценки имеет то, кто совершает действие (субъект поступка), и то, на кого направлено действие (объект поступка).

Так, мера высокой или низкой оценки поступка сильно зависит от личности субъекта поступка – от пола, возраста, социального положе­ния, от ожидания от данного человека, скажем, доброго поступка. Са­моотверженный поступок случайного прохожего на пожаре, вынесшего из огня ребенка, – геройство, подвиг, а то же самое действие пожарного – его обычное профессиональное дело. В зависимости от моральной вменяемости человека, от степени осведомленности его о должном и недолжном, добром и злом в данной ситуации усиливает или уменьшает меру одобрения или осуждения. Вспомним распространенную сказку о глупом человеке, который совсем не кстати высказывал добрые, по его мнению, пожелания, а получал за них побои. Сознательное, продуман­ное, выполненное со знанием “дела” злодейство преступника представляется более гнусным, чем если такое же действие совершено по недомыслию или в стрессовом состоянии человеком, который в обычных условиях бывает вполне безобидным. Чем человеку, по его личным ка­чествам, труднее совершить доброе дело, чем больше требуется пре­одоление себя и обстоятельств, тем ценнее его добрый поступок. Всем известна евангельская притча о малой лепте бедной вдовы, которая це­нится больше, чем взнос богатея. Святость раскаявшегося блудного сы­на, ценность отбившейся от стада и вновь найденной овцы выше в гла­зах отца или пастыря хорошего поведения обыкновенных законопо­слушных людей. Известна характерная особенность массовой психоло­гии: безмерно преувеличивается значимость поступков “великих людей”, даже самых обычных, и легко прощаются или просто не замечают­ся явные промахи и проступки. К оценке простых людей мы относимся строже, подмечая их самые малые недостатки и не замечая достоинств характера. Как говорится: “Что дозволено Юпитеру, то не дозволено бы­ку”. Читатель может сам привести сколько угодно примеров прямой за­висимости ценности поступков от такого обстоятельства, как характер действующей личности – субъекта поведения.

Точно так же важен характер объекта, на который направлено действие и для которого значим тот или иной его результат. Амораль­ность дурного поступка, скажем, жестокого обращения, несомненно вы­ше, если он совершен по отношению к беззащитному ребенку, старику, чем по отношению к человеку, способному постоять за себя.

К числу обстоятельств, условий, влияющих на моральную цен­ность и оценку конкретного поступка, безусловно относится характер и моральная ценность всей так называемой “линии поведения” человека. Она в значительной мере определяет упомянутую “степень ожидания” от него этого поступка – хорошего или дурного. Никого не удивит хоро­ший поступок человека, который всю свою жизнь слыл порядочным и добронравным. Но зато он будет сильнее осужден окружающими за первый же проступок, так сказать, по закону контраста: он не оправдал привычных ожиданий. Точно так же людей оставляет равнодушным оче­редной поступок завзятого хулигана, склочника, пакостника: от него дру­гого и не ждали. Если же он вдруг совершит хороший поступок, то это событие производит впечатление и энергично одобряется. Так, поведе­ние хронического алкоголика, вдруг “завязавшего” и ставшего трезвен­ником, воспринимается чуть ли не как героическое. А трезвый образ жизни непьющего считается обычным, ничем не примечательным.

Итак, во избежание ничем не оправданных ошибок в моральной оценке своих и чужих поступков следует брать их в единстве субъек­тивных мотивов, объективных результатов и условий совершения по­ступка, которые могут быть объективными и субъективными1. В част­ности, имеют значение моральные качества действующей личности, ее общественный статус и “линия поведения” в прошлом. В последнем случае типичной ошибкой является поспешное зачеркивание всех прошлых заслуг на основании одного проступка, как это в недавнем прошлом делалось на собраниях при разборках так называемых “персо­на­ль­ных дел” и “портило” анкету, после чего считалось, что человек с “плохой анкетой” не способен совершить хороший поступок, и потому он не допускался к масштабной общественно полезной деятель­ности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.