Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологические факторы в процессе выступлени€




≈сли слушатели смотр€т на часы, это еще ничего. ’уже, когда они начинают тр€сти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.

”. Ѕеркетт

»зложение в этом параграфе построено в форме во≠просов и ответов. Ёто позволит читателю проверить свои познани€.  ак своего рода тест с развернутыми ответа≠ми и по€снени€ми предлагаемый материал может быть использован на практических и семинарских зан€ти€х.

¬опросы

1. ¬ыступающий не стоит на месте, прохаживаетс€ перед слушател€ми.  ак это отразитс€ на воспри€тии его выступлени€?

2. Ќужно ли во врем€ выступлени€ мен€ть громкость и тембр голоса?

3. ¬ы волнуетесь, выступа€.  ак справитьс€ со своим волнением?

4.  ак вли€ет рассказанный выступающим анекдот на воспри€тие слушател€ми: а) улучшает; б) улучшает, если не коробит слушателей; в) ухудшает.

5. “о же относительно комментариев личного характера.

ќтветы и по€снени€

1. ¬се зависит от того, каков статус выступающего.

≈сли он ниже, чем у слушателей (например, испол≠нитель Ч перед заказчиками, студент-дипломник Ч перед госкомиссией, диссертант Ч перед ученым со≠ветом), то прохаживание перед слушател€ми может иметь отрицательный эффект.

≈сли же статус выступающего выше (например, ру≠ководитель перед подчиненными), то это улучшает воспри€тие его речи. » причины здесь три.

ѕерва€ состоит в том, что контролирующий боль≠шее пространство воспринимаетс€ окружающими как более значимый. ѕодсознательно и его слова воспри≠нимаютс€ как внушающие большее доверие.

¬тора€ Ч внимание повышаетс€ непроизвольно. ћы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. √оловы слушателей будут поворачиватьс€ в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хоро≠шее средство от утомлени€, так как движени€ми шеи (стимулируетс€ приток крови к мозгу).

“реть€ причина вытекает из ответа на следующий вопрос.

2. √ромкость и тембр голоса должны (в разумных пре≠делах) мен€тьс€ во врем€ выступлени€. Ёто освежает воспри€тие, снижает степень утомлени€ слушателей.

—пособствует этому перемещени€ выступающего во врем€ речи.

3. ќчень поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с доброжелательностью на лице. Ќайдите таких среди слушателей и рассказывайте, обраща€сь к ним. Ёто поможет вам справитьс€ с волнением.

4. јнекдот, шутка улучшают воспри€тие речи, если, конечно, не короб€т слушателей. Ќедопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Ќапример, так называемые Ђмужскиеї анекдоты шоки≠руют женщин, Ђженскиеї Ч не нрав€тс€ многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, Ђнациональныеї Ч не всегда нрав€тс€ представител€м национальности, затронутой в анекдоте.

5. Ћичные комментарии оживл€ют воспри€тие. ¬нимание вс€кий раз усиливаетс€, когда выступа≠ющий приводит личные наблюдени€, случаи из жизни и т.д.

¬опросы

6. ¬ам предстоит сделать очень важное сообщение, ар≠гументировать серьезные предложени€.  акую продолжи≠тельность выступлени€ вы за€вите?

7. ¬ам задали вопрос, интересующий всех. ќтвета вы не знаете. ¬ы попытаетесь выкрутитьс€ или сознаетесь, что не можете ответить?

8. Ќекоторые ораторы, чтобы справитьс€ с волнением, принимают успокоительные таблетки.  ак это вли€ет на выступление? ƒругие способы побороть волнение.

ќтветы и по€снени€

6. ≈сли за€влено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимаетс€ слушател€ми как Ђпроходноеї, р€довое.  роме того, за это врем€ аргу≠ментировать серьезные предложени€, убедить слуша≠телей очень трудно. «а€вленное врем€ Ђдо 20 минутї у кого-то может вызвать недовольство, но обычно пред≠седательствующий становитс€ на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. ¬ результате внимание аудитории к выступлению при≠влечено.

–ассчитывать на большее врем€ нежелательно. »ссле≠довани€ показали, что люди внимательно могут слу≠шать одного выступающего в среднем 15Ч20 минут. ”держивать их внимание сверх этого времени способ≠ны лишь выдающиес€ ораторы. ѕредел их возможнос≠тей Ч 1 час. ѕосле этого слушатель тер€ет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.

7. ќбычно большинство ораторов Ђвыкручиваютс€ї. ќднако на зан€ти€х, при групповом обсуждении во≠проса, большинство приход€т к правильному выводу: надо сознатьс€, что не знаешь ответа.

Ќе стоит недооценивать способность слушател€ от≠личить ответ от видимости ответа.

¬споминаетс€ передача Ђ“елевизионное знакомствої, на которую был приглашен ћ.—. √орбачев. ¬ыдающа€с€ спо≠собность ћихаила —ергеевича уходить от ответов была вконце передачи Ђоцененаї ведущим ”рманисом ќттом. ¬ыража€ разочарование (свое и зрителей), он-сказал: Ђћи≠хаил —ергеевич, €, видно, совсем потер€л форму. ¬едь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!ї.

јвтор книги интересовалс€ мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. » практически все, независимо от образовани€ и своих политических пристрастий, выска≠зали свое разочарование (а многие Ч раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных во≠просов.

¬идимость ответа воспринимаетс€ слушател€ми или как попытка обмана, или как недооценка их интел≠лекта. “ак что попытка Ђвыкрутитьс€ї Ч плохой путь. Ќаоборот, человек, честно сознавшийс€ в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. “акое признание €вл€етс€ скрытым комплиментом слушател€м: Ђя не умнее васї.

8. ¬олнение выступающего есть про€вление уваже≠ни€ к аудитории. Ќе случайно артисты, выступление дл€ которых Ч привычное дело, на вопрос, волнуютс€ ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают Ђдаї. Ќе сказать этого Ч значит про€вить пренебрежение к зрител€м.  ак сказала однажды в свойственной ей от≠кровенной манере одна очень попул€рна€ певица: Ђ≈сли боишьс€ публики, так чего тогда лезешь на сцену?ї. ¬олнение говор€щего вызывает сочувствие слушател€.

¬от наблюдение из моей преподавательской прак≠тики.

Ёкзамен на первом курсе.   столу преподавател€ под≠ходит очередна€ экзаменующа€с€. Ђ¬аша фамили€?ї Ч спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. ¬ ответ Ч молчание. ¬згл€нув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!

ЂЌу что ж, будем искать вместеї,Ч улыба€сь говорит преподаватель. „итает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с Ђоригиналомї: ЂЁта?ї. ƒевушка кивает головой. ЂЌу что же вы так разволновались? ¬се будет хорошо, все у вас получитс€. ¬ы написали что-нибудь? ƒавайте € посмотрюї.

“ак, подбадрива€ студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. язык у него не поворачиваетс€ за≠дать сложный вопрос.

Ќечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией.

ќднако если чрезмерное волнение мешает выступа≠ющему говорить, надо что-то предприн€ть. ѕрежде все≠го следует убедить себ€, что ничего страшного не слу≠читс€, если выступление не получитс€. ќсознание этого раскрепощает. «атем выпить холодной воды. —делать не≠сколько глубоких вдохов и энергичных движений.

ѕить таблетки не рекомендуетс€: подавл€€ эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцтветной, а реак≠цию заторможенной.

»ногда ораторов смущает мысль о возможном про≠вале. Ќеудачи бывают и у опытных ораторов. —мири≠тесь, реагируйте на все спокойно и рассудительно.

ѕричиной тревожности может быть недостаточ≠на€ подготовленность к выступлению. »звестный су≠дебный де€тель XIX века ј.‘.  они писал по этому поводу: Ђ„тобы меньше волноватьс€ перед выступ≠лением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. „ем лучше владеешь предметом, тем меньше вол≠нуешьс€. –азмер волнени€ обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или, вернее, ре≠зультату подготовки. Ќе видимый ни дл€ кого пред≠варительный труд Ч основа уверенности лектора. Ёта уверенность тотчас же повыситс€ во врем€ самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказатьї.

ѕрав ƒ.  арнеги, утверждавший, что Ђмногие со≠вершают роковую ошибку, не удосужива€сь подгото≠вить свою речьї.

¬опросы

9. ¬о врем€ вашего выступлени€ председательствующий сообщил, что ваше врем€ истекло.  ак вы отреагируете на это: а) Ђя заканчиваюї; б) Ђѕрошу еще полторы ми≠нутыї; в) Ђ“аким образом...ї; г) Ђ» последнее, самое глав≠ное...ї; д) Ђ¬ заключение хочетс€ сказать еще- и о...ї

10. Ќекоторые известные ораторы при построении выступлени€ используют законы симфонической музыки. „то это за законы?

11. ¬ чем состоит Ђприем эллипсаї при выступлении*?

ќтветы и по€снени€

9. ќтветам а и б слушатели обычно не вер€т: высту≠пающий уже про€вил неуважение аудитории, нарушив регламент, про€вит и еще. Ќе уложилс€ в 10 минут, не уложитс€ и в полторы.

ќтветом в оратор игнорирует сделанное замечание и может позволить себ€ говорить сколько угодно.

ќтвет д неплохой, но не лучший. Ђ—казать о...ї Ч расплывчата€ формулировка дл€ подведени€ итога ска≠занному. ј именно резюме ожидают слушатели.

ќтвет Ђ» последнее, самое главное...ї следует при≠знать лучшим. —лушатели захот€т его услышать, иначе будут считать врем€ зр€ потраченным.

10. —имфоническа€ музыка Ч высша€ форма инстру≠ментальной музыки. Ѕудучи хорошо разработанной, эта форма музыкального воздействи€ учитывает на психо≠логические особенности нашего воспри€ти€. »менно дл€ его облегчени€ в симфонии перемежаютс€ темпы. ѕер≠ва€ часть чаще всего Ч в быстром темпе (аллегро), вто≠ра€ Ч в медленном (адажио) или в умеренно медлен≠ном (анданте). «атем темп снова мен€етс€.

Ѕольшой знаток классической музыки, бывший незау≠р€дным оратором Ђгений злаї јдольф √итлер строил свои выступлени€ по законам построени€ симфоний. ќ силе его воздействи€ на аудиторию можно судить по кадрам кинохроники. ѕравда, при этом вспоминаетс€ афоризм: Ђ” толпы много голов, но мало мозговї.

11. Ђѕрием эллипсаї состоит в недоговаривании по≠следнего слова в фразе. —лушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаютс€ в процесс активного слу≠шани€.

¬опросы

12. „асть аудитории настроена к вашему выступле≠нию враждебно. ¬аши действи€?

13.  ак справитьс€ с мешающим вам слушателем?

14. —лушатели были равнодушны, а затем стали про≠€вл€ть критическое отношение к выступающему.  ако≠вы возможные причины этого?

ќтветы и по€снени€

12. ѕри про€влени€х враждебности частью слушате≠лей можно порекомендовать следующее.

ѕостарайтесь рассказать что-либо особенно интерес≠ное, чтобы захватить инициативу.

¬ыделите людей, которые раздел€ют ваши взгл€≠ды, и обращайтесь к ним а) с приветственным жестом и улыбкой, б) словесно: Ђ¬от »ван »ванович мо≠жет подтвердить!ї.

≈сли есть неумолкающий лидер в аудитории, пред≠ложите ему выйти на трибуну: пусть не с места, а ли≠цом к аудитории попытаетс€ что-нибудь сказать. » в любом случае скажите спокойно: ЂЁто одна точка зре≠ни€. (—делайте нажим на слове Ђоднаї.) ” мен€ друга€. ѕослушайте и мен€ї.

ќбобщите выкрики (даже попросите их повторить, если нужно). ј потом скажите: Ђя с вами полностью согласен!ї, или Ђћо€ точка зрени€ ина€ї Ч и изложи≠те ее.

ѕонизьте голос, говорите медленнее, как бы вкрад≠чивым голосом.  огда люди кричат, человек, говор€≠щий шепотом, оказываетс€ в центре внимани€.

ќбразно говор€, Ђне вставайте на пути волныї. ≈сли не чувствуете в себе сил, чтобы справитьс€ с аудито≠рией, побудьте некоторое врем€ просто наблюдателем. ѕродолжайте выступление, когда Ђзапалї аудитории пройдет и она остынет.

13. ќтдельную мешающую личность можно нейтра≠лизовать следующими приемами: Ђзависнитеї над ним; скажите ему Ђспасибої и продолжайте говорить; со≠глашайтесь: Ђƒа, вы правы, но...ї; улыбнитесь этому человеку, и все; обыграйте его слова с помощью ка≠кой-нибудь забавной истории.

14. ¬озможные причины возникновени€ критиче≠ского отношени€ к выступающему: его слова задели самолюбие присутствующих; выступление неинтерес≠ное и к тому же зат€гиваетс€; внешний вид оратора или манера держатьс€ восприн€ты как вызывающие; позици€ превосходства оратора по отношению к ауди≠тории; какие-либо обвинени€ в адрес слушателей (на≠пример, в невнимательном слушании); нав€зывание своей точки зрени€ (скажем, попытка кого-то из слу≠шателей возразить пресечена оратором); употребление грубых выражений и жаргона.

 

ќѕ“»ћ»«ј÷»я —ќ¬≈ўјЌ»…

»з мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решени€, безошибочно говорить и делать то, что следует.

ƒемокрит

≈сли не высказаны противо≠положные мнени€, то не из чего выбирать наилучшее.

√еродот

—овещани€: назначение и степень эффективности

–аспространенность такой формы поиска решений, как совещание, объ€сн€етс€ тем, что подавл€ющее число плодотворных идей Ч результат обмена мнени≠€ми, коллективного обсуждени€ того или иного во≠проса.

¬иды совещаний в зависимости от рассматриваемых на них вопросов: проблемные; инструктивные; опера≠тивные.

—овещани€ Ч один из наиболее дорогосто€щих ви≠дов управленческой де€тельности. Ёто обусловлено сле≠дующими причинами: совещаютс€ обычно руководи≠тели, то есть самые высокооплачиваемые работники; при этом имеют место потери времени, св€занные с необходимостью сбора участников, разбиваетс€ рабо≠чий день; во многих случа€х чрезвычайные происше≠стви€ на производстве происход€т во врем€ отсутстви€ руководител€ на своем рабочем месте; некоторых лю≠дей совещани€ Ђрасхолаживаютї, выбивает из рабоче≠го ритма.

¬тора€ проблема состоит в том, что в большинстве своем совещани€ оказываютс€ неэффективными. Ќа≠пример, в —Ўј, по оценкам специалистов, 90 % совещаний не достигают цели. ѕо-видимому, и в других странах дело обстоит не лучше. ≈сть и проблема ответ≠ственности за принимаемые решени€: некоторые ру≠ководители рассматривают совещани€ как способ ухо≠да от персональной ответственности, что наносит немалый вред делу.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 483 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1577 - | 1440 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.