Цены.
Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо
Мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна.
Кого ненавидит женщина больше всего? -- Так говорило
Железо магниту: "я ненавижу тебя больше всего, потому что ты
Притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе".
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины
Называется: он хочет.
Quot;Смотри, теперь только стал мир совершенен!" -- так думает
Каждая женщина, когда она повинуется от всей любви.
И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей
Поверхности. Поверхность -- душа женщины, подвижная, бурливая
Пленка на мелкой воде.
Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных
пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее. --
Тогда возразила мне старушка: "Много любезного сказал
Заратустра, и особенно для тех, кто достаточно молод для этого.
Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав
Относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет
Ничего невозможного?
А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я
Достаточно стара для нее!
Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет
Кричать во все горло, эта маленькая истина".
Quot;Дай мне, женщина, твою маленькую истину!" -- сказал я. И
так говорила старушка:
"Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" --
Так говорил Заратустра.
Об укусе змеи
Однажды Заратустра заснул под смоковницей, ибо было жарко,
И положил руку на лицо свое. Но приползла змея и укусила его в
шею, так что Заратустра вскрикнул от боли. Отняв руку от лица,
он посмотрел на змею; тогда узнала она глаза Заратустры,
Неуклюже отвернулась и хотела уползти. "Погоди, -- сказал
Заратустра, -- я еще не поблагодарил тебя! Ты разбудила меня
кстати, мой путь еще долог". "Твой путь уже короток, --
Ответила печально змея, -- мой яд убивает". Заратустра
Улыбнулся. "Когда же дракон умирал от яда змеи? -- сказал он.
Но возьми обратно свой яд! Ты недостаточно богата, чтобы
Дарить мне его". Тогда змея снова обвилась вокруг его шеи и
Начала лизать его рану.
Когда Заратустра однажды рассказал это ученикам своим, они
спросили: "В чем же мораль рассказа твоего, о Заратустра?"
Заратустра так отвечал на это:
-- Разрушителем морали называют меня добрые и праведные:
Мой рассказ неморален.
Если есть враг у вас, не платите ему за зло добром: ибо
Это пристыдило бы его. Напротив, докажите ему, что он сделал
Для вас нечто доброе.
И лучше сердитесь, но не стыдите! И когда проклинают вас,
Мне не нравится, что вы хотите благословить проклинающих. Лучше
Прокляните и вы немного!
И если случилась с вами большая несправедливость, скорей
Сделайте пять малых несправедливостей! Ужасно смотреть, когда
Кого-нибудь одного давит несправедливость.
Разве вы уже знали это? Разделенная с другими
Несправедливость есть уже половина справедливости. И тот должен
Взять на себя несправедливость, кто может нести ее!
Маленькое мщение более человечно, чем отсутствие всякой
Мести. И если наказание не есть также право и честь для
Нарушителя, то я не хочу ваших наказаний.
Благороднее считать себя неправым, чем оказаться правым,
Особенно если ты прав. Только для этого надо быть достаточно
Богатым.
Я не люблю вашей холодной справедливости; во взоре ваших
Судей видится мне всегда палач и его холодный нож.
Скажите, где находится справедливость, которая есть любовь
С ясновидящими глазами?
Найдите же мне любовь, которая несет не только всякое
Наказание, но и всякую вину!
Найдите же мне справедливость, которая оправдывает
Всякого, кроме того, кто судит!
Хотите ли вы слышать еще и это? У того, кто хочет быть
Совсем справедливым, даже ложь обращается в любовь к человеку.
Но как мог бы я быть совсем справедливым! Как мог бы я
Каждому воздать свое! С меня достаточно, если каждому отдаю я
Мое.