Культура Беларуси отличается самобытностью, разнообразием форм, стилей и направлений. Являясь на протяжении столетий пространством пересечения различных культурных влияний и традиций, страна накопила и сохранила свой богатый опыт национального образа.
Культурно-образовательная сфера - неотъемлемая часть полноценной жизни современного человека и необходимое условие успешного развития общества. В Республике Беларусь образовательный уровень населения весьма высок. Из года в год растет число студентов. Широко развито последипломное образование. Не редкость специалисты с двумя, а то и с тремя высшими образованиями. Не зря в числе конкурентных преимуществ нашей страны на международной арене эксперты называют наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это преимущество поддерживается государством. Ежегодно на финансирование образования направляются средства в размере свыше 6% ВВП.
Беларусь славится богатым историко-культурным наследием. Сегодня, когда заметно растет благосостояние людей, границы культурной жизни белорусов расширяются. Во всем мире известны белорусские опера и балет, живопись и другие виды искусства. Широко развернулось фестивальное движение. Дни городов, различные ярмарки, национальные праздники полюбились как старшему поколению, так и молодым жителям республики.
Культура является основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил народа, гарантом сохранения его морального здоровья.По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «культура является важным стратегическим ресурсом нашего государства, важнейшей составной частью государственной идеологии».
Государство проявляет постоянную заботу об интеллектуальном и культурном развитии общества, укреплении духовного потенциала нации. Настоящей жемчужиной культурной сферы страны стала обновленная Национальная библиотека Беларуси. Это не только архитектурное украшение столицы нашей республики, но и символ развития современной белорусской культуры.
В соответствии с отраслевой программой «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2006-2010 годов» актуальными направлениями культурного развития страны являются обеспечение дальнейшей государственной помощи музеям - хранителям духовной памяти народа, создание условий для поддержки традиционной культуры (фольклора, народных промыслов и ремесел), выпуск качественных кино- и видеофильмов, внедрение в библиотеках новых технологий, с помощью которых они превращаются в современные информационно-культурные центры.
Не менее важно для страны реконструировать и сохранить наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь. В настоящее время закончена реставрация семи объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь: ратуши в г. Шклове, бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке, Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле, железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала. Продолжаются работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других.
В список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта - Беловежская пуща и геодезические пункты «Дуги Струве». В настоящее время совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский канал - творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности, таким как Брестская крепость, дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, памятники архитектуры Полоцка XI-XVIII веков.
Одной из основополагающих сфер формирования и развития национальной культуры и искусства является фестивальное движение. На международной арене современную и традиционную культуру Беларуси ярко и самобытно представляет фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске».
Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки внесли фестивали искусств в культурно-исторических центрах Беларуси - Гомеле, Гродно, Бресте, Поставах, Заславле, Несвиже, Мире, Мстиславле, Турове.
Важным элементом национальной культуры являются традиции и уклад сельской жизни. В Беларуси основу для развития культуры на селе составляют клубные учреждения. Это около 3 тыс. клубов, домов и дворцов культуры, 44 центра культуры и досуга, 63 дома (центра) фольклора, народного творчества, национальной культуры, 30 домов (центров) ремесел, народных мастеров, 332 других учреждения (клубы-библиотеки, клубы-музеи, культурно-спортивные центры, клубы культурно-социальных услуг, автоклубы и т. д.).
Таким образом, сегодня невозможно не учитывать культурный фактор при реализации масштабных задач государственного строительства. Высокий культурный уровень населения, опора на многовековые нравственные ценности и традиции народа, воспитание молодежи в духе патриотизма должны стать основой формирования зрелого гражданского общества, успешного экономического развития страны.
53. Особенности цивилизаций Нового времени: индустриализация, гностицизм, примерный рационализм, либерализм, секуляризация, исторический оптимизм.
Главной чертой этой эпохи является модернизация - переход от общества традиционного типа (аграрного, доиндустриального, патриархального) к обществу современного типа (индустриальному, техногенному). XVII - XVIII века стали временем подготовки, «вызревания» модернизации. XIX век - это период воплощения техногенной цивилизации, а I век XX - подведения итогов и осознания проблем, связанных с качественной трансформацией современного общества. Модернизация имела несколько измерений или особенностей цивилизации Новою времени, среди которых важнейшими были следующие: Индустриализация. В рамках цивилизации Нового времени произошло событие, полностью изменившее хозяйственную деятельность и материальную культуру человечества-индустриальная революция.Это был переход от традиционного производящего хозяйства, основанного лишь на мускульной силе человека и животных, к индустриальному хозяйству, в котором машины освободили человека от тяжелого, монотонного труда и резко повысили эффективность производства. Первыми ростками индустриальной революции были мануфактуры эпохи Возрождения. По мере того, как количество различных машин и механизмов, применяемых в процессе производства, возрастало, эти мануфактуры приобретали черты современных фабрик и заводов. Отныне не сельское хозяйство,а промышленность становилась основой экономики. Техницизм. Результатом индустриализации явилось общество, в котором не только хозяйственная, но и повседневная жизнь человека стала полностью зависеть от техники и машин. Созданные с целью облегчить существование человека машины перенесли свою «техническую эффективность» в социальную сферу. Жизнь человека оказалась полностью подчинена ритму крупных предприятий: заводскому гудку и конвейеру. Здесь все было рационально и практично, но не оставляло для человека никаких возможностей для свободы или выбора. Человек стал специализированным придатком машины, и сам стал все больше напоминать не «венец творения», но социальный автомат. Прикладной рационализм. Индустриализация и техницизм Нового измени обусловили невиданный прежде интерес к знаниям. Но это было не классическое знание ренессансных гуманистов, направленное на всестороннее совершенство человека, а конкретные, практические знания, пригодные для бизнеса и производства. Этот мировоззренческий перелом произошел на закате Возрождения в XVI - XVII в. Либерализм. Знания дали человеку Нового времени огромную власть над природой. Это породило надежду на такую же власть над обществом, с целью достижения всеобщего счастья и благоденствия. Начиная с философии Просвещения, разрабатываются различные социальные утопии и пути их реализации: либеральная, позитивистская, марксистская. Делаются попытки обеспечить права и свободы каждого члена общества. Секуляризация. Новое время стало первой цивилизацией в истории человечества, сознательно порвавшей с религией. Стало модным подчеркивать светский характер государства, школы, культуры. В большинстве современных конституций это закреплено в виде положения о свободе совести - праве каждого гражданина верить или не верить по канонам какой-либо религии. Исторический оптимизм. Для цивилизации Нового времени характерна вера в положительную роль всех научных открытии, технических изобретений и социальных перемен. Для мировоззрения Нового времени характерно убеждение, что перемены должны быть постоянными и они всесторонне улучшают жизнь человека.Развитие всей цивилизации стало рассматриваться как прогресс движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Социальные изменения осмысливались в категориях модернизации, реформы, революции. Развитие природы - как эволюция с появлением более совершенных видов. В искусстве стали модными различные художественные течения с претензией на новизну: авангардизм, модернизм. Образно говоря, исторический оптимизм Нового времени проявил себя как вера в «светлое будущее» и критическое отношение ко всем традициям.