Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Перспективы культурного развития человечества в 21 ст




Развитие человечества и культуры в 21 веке несет в себе развитие инновационных технологий, прогресс заметен во всем и везде. Скоро просто наступит придел развития, все становится однообразным. А однообразие рано или поздно приводит жизнь в упадок и общество постепенно начинает погибать. В сущности, в современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура. А это такая культура, где совершенно нет ни каких отличий между культурой европейца и американца, где фактически стирается разница по всем направлениям человеческой жизни, здесь уже не может создаваться что-то новое, уникальное, что может поразить, выделится из общей массы. В связи с этим можно говорить о том, что культурное развитие себя фактически исчерпало и в 21 веке не несет чего-то такого, что могло бы привлечь внимание. Поскольку на данном этапе культура - это инновация, а в инновация не несет в себе духовного и эстетического развития личности.


42. Особенности культуры Средневековья: спиритулизм, традиционализм, ретроспективность, символизм, дидактизм, иерархичность.

Согласно христианс­кому учению все мироздание четко подразделяется на две сферы:«Царство небесное»,- совершенный духовный мир, к которому должен стремиться каждый христианин, отождествлялся с раем. «Царство земное»», - реальный зем­ной мир, полный войн, нашествий, эпидемий, неурожаев и полити­ческой нестабильности. Все земное, материальное, телесное объявлялось второсортным, греховным, относительным. Поэтому средневековая архитектура - это преиму­щественно замки и крепости, защищающие их обитателей от не­взгод «царства земного», да храмы и монастыри, возносящие чело­века в «царство небесное». Средневековая философия - это преиму­щественно метафизика, размышляющая о сверхъестественном, по­тустороннем, но совершенном и вечном мире, к которому должен стремиться человек. Идеальный человек средневековья - это свя­той, который тем или иным духовным подвигом достиг потусто­роннего «райского блаженства»: аскетизмом, мученичеством, от­шельничеством, изучением и проповедью Евангелия Традиционализм и ретроспективностъ. В христианском вероучении средних веков центральное место занимали догматы - основные положения христианского вероучения, сформулированные на пер­вых вселенских соборах (325 - 787). Любые отступления от них сурово карались как ересь. В изобразительном искусстве господ­ствовали каноны - правила изображения, принятые еще в первые века существования христианства. В архитектуре все католические храмы тяготели к римс­кой базилике, а православные, к византийскому крестово-купольному храму - архитектурным сооружениям Символизм. Поскольку весь земной мир признавался несовершенным и преходящим, то литература и искусство средних веков обязаны были сосредоточиться на изображении идеальных и вечных истин мира небесного. Выход был найден в новых эстетических идеях, в символическом отражении реальнос­ти. Символ - это попытка художественными средствами земного мира с той или иной долей условности передать мир небесный. Вершиной средневеко­вого символизма стали византийская икона и готический собор. Дидактизм. Главная цель культуры сред­них веков - служить орудием спасения души для вечности, а не ук­рашать бытие человека в земном мире. Поэтому в средневековом искусстве мы не найдем ни одного образа, который обладал бы со­вершенной земной красотой. Самым распространенным жанром стали «жития святых» (агиографическая литература) - назидательные рассказы о людях, жизненный путь которых достоин подражания со стороны христиан. назидательным был и театр. Его самые известные жанры - это миракль (представление на библейские сюжеты и жития святых) и мистерия (только на библейские сюжеты). Именно средневековье в назидательных целях создало школьное и университетское образование. Иерархичность. К XIII в. для западноевропей­ского средневековья мир включал в себя четыре уровня: рай (выс­ший уровень), земля, чистилище, ад. Каждый из этих уровней и его обитатели также имели очень сложную структуру. Райские небеса распались на семь сфер. Ад также получил свою «воронкообразную» структуру - девять кругов ада. Зем­ной мир включал в себя четыре уровня: камни («мертвая приро­да»), растения, животные, люди. Мир людей распадался на четыре сословия: крестьяне, горожане-бюргеры (ремесленники и торгов­цы), дворянство (рыцари) и священнослужители (клирики). Каж­дое из них имело свой социальный статус, права и обязанности, стиль жизни. В результате средневековая культура распалась на две культурные традиции: церковная и светская, мирская. В свою очередь светская средневековая культура включала в себя как ми­нимум три социальные субкультуры: рыцарскую; бюргерскую; крестьянскую.


43. Ислам. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм. Особенности философии и культа.

Ислам — одна из мировых религий. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами. Учение. Аллах — по-арабски Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. У него нет и не было ни сыновей ни дочерей. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а Его отсутствие — невозможным. Ему по мнению мусульман нет равных, и в этом выражается его единственность. Именно он ведет учение о исламе и о основных его догмах, ни кто другой не имеет на это ни какого права. Коран. Коран — священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечным и несотворённым словом Божьим. Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские и мединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). Мухаммад. Мухаммад (ок. 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммада Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммад — последний посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Столпы веры. Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов: Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие. Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли. Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Вера в писания Корана. Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад. Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира). Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Столпы ислама. Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам: Шахада — соблюдение строжайшего единобожия (Таухид) Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Закят — материальное пожертвование. Саум — соблюдение поста в месяц Рамадан. Хадж — совершение паломничества в Мекку. Мечети. Мечеть — сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Исламское право. Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Источники Шариата — Коран, Сунна, иджма и кыяс. Теория равенства. Ислам учит тому, что все люди на земле равны. Пророк Мухаммад сказал: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня Сунниты. Сунниты считают законными преемниками Мухаммада первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммаде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем. Шииты. Шииты — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммада сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммада, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.


44. Художественные стили в культуры 19 ст.: классицизм, романтизм, реализм, модернизм.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр.

Романтизм -идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 19 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.

Реализм —рассматривается как тенденция развития художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое рассматривается как способ духовно-практического познания действительности. Мерой реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее важных сторон в художественной форме.В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы — просветительский, критический, социалистический реализм.

В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать что он возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение к изображению повседневной жизни людей. Его развитие связано с творчеством мастеров эпохи Просвещения, критиковавших современные или социальные порядки с точки зрения справедливости.Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование общественных противоречий было развито у Г. Курбе, Ф. Милле и других художников во Франции.Реалистическое искусство 19 в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм — явление противоположное модернизму. Как бы ни были широки и многообразны возможности реалистических методов в искусстве, они не беспредельны, и попытки размыть границы реализма могут привести к его уничтожению. Реалистическим тенденциям зачастую приходится бороться с тенденциями, тормозящими и ограничивающими развитие реализма как целостного творческого метода.

Модернизм - cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Характерно новое обращение художников Модерна к «египетскому стилю». Как и в искусстве французского Ампира начала XIX века, мотивы Древнего Египта просто и естественно входили в архитектуру Модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе времени. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику». В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.


45. Христианство. Основные христианские конфесии: католицизм, православие, протестантизм. Особенности философии и культа.

39 Христианство - одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Рим. империи (среди евреев Палестины). С конца X в. под влиянием Византии распространилось на Руси. В основе христианства — учение о богочеловеке Иисусе Христе Сыне Божием, который был послан на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога - отца, Бога - сына и Бога - духа святого.

В осн. догматики и богослужения христианства — Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в неё иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят: 4 евангелия, повествующие об Иисусе Христе, "Деяния апостолов", Послания апостолов и Апокалипсис). Основные направления христианства - православие, католицизм, протестантизм. Православная церковь наиб. близка традициям раннего христианства. В ней, нпр, сохранен принцип самостоят-ти национальных церквей. Всего их насчитывается 15. Православная церковь утверждает, что христианство представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. В православии строжайше соблюдаются традиции семи таинств - крещения, причащения, покаяния, миропомазания, брака, елеосвящения и священства. Считается, что только на основе таинства причащения человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом. Неотделимым является совершение таинства покаяния (исповеди), которое включает в себя исповедание и отпущение грехов. Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Важное место в православном культе занимают посты и праздники, главный из которых - Пасха, установленный в память воскресения распятого на кресте сына Божьего Иисуса Христа. Католицизм. Основу веры католицизма составляют книги Нового и Ветхого Заветов. Католическая церковь имеет единого главу - Папу. Догмат католичества имеет некоторые особенности. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище - промежуточном между раем и адом месте, где пребывают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами. Католицизм достаточно снисходителен к человеку, так как исходит из убеждения, что греховность - неотъемлемая часть человеческой природы. Искупление грехов в католичестве возможно благодаря общественной деятельности. Огромную роль в спасении греховных людей играет так называ. сокровищница добрых дел. Для католицизма хар-но возвышенное почитание Богородицы - Матери Иисуса Христа. Католицизм признает семь таинств христианства. Гл. праздник в католицизме - Рождество. Протестантизм. Несмотря на наличие в протест-ме множества церквей и конфессий, можно выделить общие для всех особенности вероучения, культа и организации. Библия признается у больш-ва протестантов единств. источником вероучения. Протест-м ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого чел. читать и обсуждать Библию. Уделяя большое внимание человеческому воплощению Иисуса Христа, протестанты в больш-ве своем, в качестве основного праздника признают Рождество. Осн. богослужения - чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Как правило, отвергается культ Богородицы, святых, икон и мощей. Основной организационной структурой протестантизма является община, а иерархия священнослужителей не развита. Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Главным догматом протестантизма явл. догмат об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1943 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2216 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.