За годы 2-й мировой войны была уничтожена почти вся материально-техническая база учреждений науки и культуры, не пришли с войны многие образованные и профессионально подготовленные люди. В таких условиях сразу после освобождения начинается культурное восстановление БССР.
Шёл процесс идеологизации всех сфер жизни. Реальную власть удерживали партийные комитеты. усиливались русификаторские тенденции в политике центральных органов власти, этому способствовала деятельность в Беларуси присланных из Москвы партийных и советских работников.
Постепенно происходило восстановление системы образования. К 1950 г. удалось восстановить довоенную сеть общеобразовательных школ. К середине 50-х гг. был завершен переход на всеобщее семилетнее обучения. В 1944 - 1945 гг. работали 22 вуза. Быстро возрождалась академическая наука. К концу 1950 в республике действовало 77 научных учреждений.
Развитие белорусского литературы шло в очень сложных условиях. Диктат официальной идеологии привел к тому, что многие литературные произведения определялись бесконфликтностью и идеализацией советского строя (романы А. Стахович, М. Последовича и др.).. Главная тема - прошедшая война (И. Мележ, М. Линьков, И. Шамякин...). Этому же были посвящены и первые послевоенные пьесы К. Крапивы, А. Мавзона, А. Кучера.
Театральное искусство тоже чувствовала на себе идеологическое давление партийного руководства. Если в 1944/45 гг. в БССР работало 12 театров, то в 1950 г. их осталось только 8. Начались нападки на пьесы А. Макаенка, оперу Е. Тикоцкого "Алеся", композиторов С. Прокофьева, Д.. Шостаковича, А. Хачатуряна, П. Подковырова. В то же время на сцене сияли таланты Б. Платонова, Г. Глебова, Л. Ржецкой, Л. Аляксандровскай и др..
Одной из главных тем искусства становится героизм советских людей в годы войны, воплощение героя с богатым внутренним миром. Героичных советских людей в годы Великой Отечественной войны воплощают художники Е. Тиханович, И. Давидович, Е. Зайцев, В. Волков. С начала 50-х годов начинают приобретать популярность жанровые картины (Г. Бржозовская, А.И И. Ткачевы, П. Гавриленко). Значительным достижением стал ансамбль Площади Победы (1954), созданный С. Азгуром, А. Бембелем, А. Глебовым, С. Селихановым.
Манументализмом отмечается и послевоенная архитектура (композиции проспекта Скорины, Привокзальной площади). Создаются генпланы реконструкции городов. Значительное внимание уделяется восстановлению промышленных предприятий и жилого фонда (преимущественно малоэтажных дома).
Противоречивый характер носила культурная жизнь республики и в дальнейший период: 50 - 80 годы ХХ в. С одной стороны, шла демократизация, связанная с наступлением "оттепели", реабилитация деятелей науки и культуры, ослабление партийного давления, а с другой, - тотальная русификация всех сфер жизни.
В образовании в это время проходит несколько реформ. В 1958 г. происходит переход к всеобщему 8-летнего обучения и введение в средней школе одиннадцатилетнему срока с производственным обучением. Десятилетнее обучение вернулась в 1964 - 1984 гг., А в 70-е гг. была введена всеобщая среднее образование молодежи. В профессионально-техническом образовании создавалась единая система городских и сельских профессионально-технических училищ. В 1950 г. в БССР работало более 100 техникумов, 29 вузов. Но высшее и среднее специальное образование отмечалось экстенсивностью: при постоянном увеличении количества выпускников не всегда сохранялось качество их обучения. Одной из отрицательных черт образования того времени стало сужение сферы использования белорусского языка. В БССР не было ни одной средней и высшего учебного заведения с белорусским языком обучения. В середине 80-х гг. всего около 19% детских садов и 23% школ работали на белорусском языке. В результате такой языковой политики создались очень неблагоприятные условия для развития белорусского культуры.
Наука этого периода характеризуется становлением фундаментальных исследований. В системе АН БССР открываются институты физики и математики, генетики, тепло - и массообмена и др.. Создаются целые научные школы. Широко известными в мире стали биолог В. Купревич, математик В. Платонов, физик М. Борисевич. Преимущественное развитие в республике получили техническое и физико-математическая науки, что связано с развитием научно-технического прогресса.
В белорусском русле развивается литература. Усиливается ее связь с жизнью. Но сохраняется идеологическое руководство, цензура, особенно расширенные во второй половине 60-х гг. В качестве ведущего жанра прозы устанавливается роман. Историческая проблематика также привлекает к себе пристальное внимание (романы Л. Дайнеко, В. Ипатовой, В. Короткевича, К. Тарасова, пьесы А. Макаенка, А. Петрашкевича).Много произведений посвящалась проблемам социалистической действительности (Я. Брыль, Г. Далидович, К. Крапива, И. Мележ, И. Шамякин). Поэзия отмечена произведениями Р. Бородулина, П. Бровки, Н. Гилевича, П. Глебки, П. Панченко и др.. Белорусские литераторы тесно сотрудничали с киностудией "Беларусьфильм", которая возобновила свою работу в 1944 г. Каждый год на ней выпускалось около 70 фильмов разных направлений. Среди наиболее известных - художественные ленты "Миколка-паровоз", "Белые росы", "Крушение империи", "Альпийская баллада".
С 60-х гг ставятся пьесы белорусских драматургов (А. Дударева, А. Макаенка, Н. Матуковского), русских и мировых классиков, советских авторов. К середине 80-х гг. в БССР работали 2 музыкальные, 6 кукольных, 9 драматических театров, но только три из них были белорусскоязычные.
В музыкальном искусстве развиваются жанры симфонии и инструментальной музыки (композиторы В. Оловников, М. Аладов, А. Богатырев, И. Лученок, В. Мулявин, П. Подковыров, Е. Тикоцкий).. В 70 - 80-е гг. появляются новые типы музыкальных и танцевальных коллективов (вокально-инструментальные ансамбли "Песняры", "Верасы", "Сябры", фольклорно-хореографический ансамбль "Хорошки").
Значительные изменения происходят в это время в архитектуре. В 70-е гг. постепенно преодолевается жесткий рационализм, используются новые проекты на основе блок-секционных методов. Внешний вид городов определяют крупные промышленные комплексы. Новым объектом для белорусских строителей становится столичный метрополитен (с 1977 г.). Архитекторы работают над созданием мемориальных ансамблей и комплексов (монумент "Минск - город-герой", комплексы "Хатынь", "Брестская крепость-герой", "Прорыв").
Неотъемлемой частью общей белорусского культуры является культура белорусского зарубежья. Далеко от родины работают талантливые ученые и творцы: нобелевский лауреат, ученый И. Пригожин, литераторы Н. Арсеньева, М. Седнев, М. Галина (родной брат Я. Коласа), В. Дудичский, Р. Жук-Гришкевич, архитектор и художник М. Наумович, историки Е. Запрудник, В. Жук-Гришкевич, литературоведа С. Кипель, директор Белорусского института науки и искусства в Нью-Йорке В. Кипель и многие другие.
Таким образом, белорусский культура периода 40 - 80 гг. прошла очень сложный и трудный путь через чрезмерную идеологизацию, партийно-советское руководство, классовый подход. Ограничивалась свобода творчества, и, что наиболее трудно для национальной культуры, выжимание белорусского языка было введено в ранг государственной политики. Культура, наука и образование не получали достаточного финансирования, что серьезно сказалось на их уровне и качестве. В то же время весь мир знает наших ученых, литераторов, художников, актеров, что свидетельствует о глубине и высоком профессиональном уровне культуры.
49. Периодизация европейского Возрождения: проторенессанс, период готического влияния, раннее, высокое, позднее.
Возрождение (франц. «ренессанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном итальянским явлением. Этапы: 1)Проторенессанс (предвозрождение), треченто — вторая половина XIII века - XIV век. 2)Раннее Возрождение, кватроченто — XV в., соответствует времени зарождения капиталистического производства в отдельных городах Италии, Германии, Нидерландах. 3)Высокого Возрождение, чинквеченто — 90-е гг. XV в.— первая треть XVI в. 4)Позднее Возрождение и маньеризм — вторая половина XVI в. — первая треть XVII века.Эпоха Возрождения – это эпоха больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, эпоха гуманизма и просвещения.Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения был индивидуализм. Другой характерной чертой нового мировоззрения было пробуждение национального самосознания. В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в: 1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и др. Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в.книгопечатания, появление газет дало возможность большему числу людей соприкоснуться с печатным словом. Крупнейшие писатели итальянского Возрождения:1) Данте Алигьери 2) Джованни Боккаччо;3) Франческе Петрарка. Ярким писателем эпохи Возрождения был Николо Макиавелли, Эразм Роттердамский, М. Сервантес, Лопе де Вега и другие, были свойственны глубокое национально-историческое содержание, патриотизм, высокая оценка достоинства человека. В Англии также наблюдался величайший взлет литературного творчества. Достаточно назвать имя гениального драматурга и поэта В. Шекспира (1564–1616). Живопись, архитектура и скульптура эпохи Возрождения. Крупнейшие живописцы Северного Возрождения Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Проторенессанс (XIII-начало XIV вв.) – преддверие Возрождения – дал миру Джотто да Бон-доне – основоположника европейской живописи, родоначальника реализма. Раннее Возрождение (конец XIV–XV вв.) было представлено плеядой блестящих художников:1) Мазаччо;2) Донателло; Высокое Возрождение освещает творчество двух великих титанов, гениальных художников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77-1576). В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена:1) Ф. Брунеллески;2) Л. Альберти;3) Д. Браманте;4) Микеланджело Буонарроти;5) Ф. Делорма и др. Активно развивалась скульптура. Выдающимися мастерами в этой области стали Донателло и Мике-ланджело Буонарроти. В конце эпохи Возрождения в изобразительном искусстве возникает новое направление – маньеризм (манера, стиль), отличающийся напряженностью образов, изощренной формой, усложненными решениями. Маньеризм распространяется во всех видах искусства и становится предвестником нового стиля – барокко.