Региональная и мировая культура оказывает значительное влияние на развитие туристической индустрии, в некотором роде, даже основное, т.к. она является основой для развития культурного туризма. Культурный туризм – это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.
Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.
Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики.. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.
Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.
Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.
Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.
Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре.
Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мотивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека.
Наука. Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности.
Национальная кухня. Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют.
Таким образом, культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.
51. Достижения культуры средневековья: новые отношения к работе, тема свободы, церковь, университет, рыцарство.
Новое отношение к труду. В Средние века труд стал обязательным занятием для всех членов общества. Но он не приносил радости и не служил обогащению. Но в то же время труд был одной из форм искупления первородного греха. Поэтому трудились все слои средневекового общества: клирики - молились, рыцари - воевали, горожане и крестьяне - работали. Обогащение осуждалось ссылками Поэтому цель труда заключалось не в стяжании богатства, но в обеспечении определенного жизненного уровня, приличествующего каждому сословию.
Тема свободы через природу человека и проблему искупления греха. Средние века подняли на качественно иной уровень проблему свободы человека - метафизический. Для средневекового общества проблема свободы есть проблема выбора между добром и злом ради спасения своей души. Главным грехом становится гордыня - обрекающая человека на адские муки в загробном мире, а главной добродетелью - смирение, открывающее путь в царство небесное. Поэтому в кратковременном и несовершенном земном мире смиренный христианин, по существу, не свободен. Он должен строго подчиняться обязанностям, которые налагают на него церковь, синьор и сословие. Но взамен он получает свободу в вечном и совершенном царстве небесном.
Церковь. Христианская церковь смогла компенсировать феодальную раздробленность многоплеменной средневековой Европы. Сохранялось многообразие народов и государств при их духовном, христианском единстве. Церковь выступила в роли главного покровителя культуры и заказчика художественных произведений. Центрами средневековой культуры долгое время являлись монастыри. Здесь собирались и переписывались книги, работали школы, создавались художественные произведения. Но главной была их сакральная функция как «заступников» той или иной страны, а также назидательная - как нравственного примера.
Университеты Первый университет был основан в Болонье в 1158 г. В 1170 г начал работу Парижский университет, который в 1215г. получил от папы право на автономию от церковных и светских властей. В 1209 г. появились знаменитые университеты в Кембридже и Оксфорде. В 1222 г. возник второй итальянский университет в Падуе и первый испанский в Саламанке. В 1224 г. открывается университет в Неаполе. Средневековые университеты имели четыре факультета: философский, медицинский, юридический и теологическийК концу XV в. в Европе существовало около 60 университетов, многие из которых пользовались самоуправлением.
Понятие благородства: рыцарь и прекрасная дама. Наиболее известным из сохранившихся средневековых этосов стал рыцарь. Первоначально так называли всех низших воинов-феодалов. Затем понятие рыцаря приобрело особое «культурное измерение». Рыцарем надо было стать, заслужить эту честь. К добродетелям рыцаря относились чувство собственного достоинства, отвага, верность, готовность защищать справедливость, щедрость. Впоследствии к ним добавились галантность и хорошие манеры. Культ Дамы сердца повысил социальный статус женщины. Благородная дама имела не только тело, но и душу, и любовь к ней способствовала духовному самосовершенствованию.