Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Условия развития белоруской культуры в Российской империи. Становление научного белорусоведения




Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

В устном народном творчестве этого времени нашли отражение события социальной и политической жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли Я. Борщевский, Я. Чечот, А. Рипинский и др. Ян Чечот издал шесть фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литературы первой половины XlX века являются анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». Первым классиком белорусской литературы стал Винцент Дунин-Мартинкевич. Впервые живой белорусский язык зазвучал в его произведении «Селянка» («Идиллия»). В начале 60-х гг. он создает свое лучшее произведение «Пинская шляхта».

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского, М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Условия развития культуры Беларуси тесным образом связаны с процессом становления белорусской нации; формирование творческой, национальной интеллигенции, начавшей дело национально-культурного возрождения, возникновением нового научного направления -белорусоведения.

Для пробуждения национального самосознания важное значение имела деятельность собирателей и исследователей фольклора, лингвистов, историков, этнографов.

Со второй половины XIX века национально-культурное движение превращается в главный фактор сохранения этнической самобытности белорусского народа и выступает движущей силой консолидации и формирования патриотизма к своему краю:

1) борьба за возрождение белорусского языка (Ф.Богушевич);

2) на базе возрождения национальной культуры ставятся вопросы о национально-государственном будущем белорусского народа;

3) молодая интеллигенция конца XIX века начала разрабатывать национальную концепцию исторического пути Беларуси (первая попытка сформулировать белорусскую национальную идею);

4) всестороннее изучение быта и традиций края;

5) первая национальная печать, выступившая в роли координатора процесса национального возрождения.

Беларусь стала объектом исследования российских учёных. Уже в 1773 году. Академия наук послала сюда две экспедиции - астрономическую и физическую. Во второй половине XIX века велись научные исследования истории языка, культуры и быта белорусского народа.

Итак, в условиях продолжительной колонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик и, несмотря на большие потери, отстоял свою национальную перспективу. Вторая половина XIX и начало XX вв. в истории белорусской культуры ознаменовались значительными достижениями.


31. Понятие Нового времени. Периодизация Нового времени и его культуры: ранний (17-18 вв.), новый (19 ст.), поздний (20-21 вв.)

Понятие Нового времени появилось в эпоху Возрождения как синоним Ренессанса. Самостоятельное значение термин новое время приобретает во вт. пол. 16в. В работах французских писателей и гуманистов. Следующий шаг в осознании самобытности нового времени был сделан в искусстве 17в. Сейчас мы называем его иск-вом барокко. Он многое унаследовал от искусства Возрождения, но имел одно принципиальное отличие – «новый стиль» традиции стали восприниматься критически, а всё новое – положительно.Для большинства людей Новое время наступило лишь в 19в., связано с бурным развитием техники, промышленной революцией, урбанизацией, серией политических революций. Периодизация: 17-18в. – раннее новое время. Долгое время рассматривалось как переходная эпоха между феодальным средневековьем и капиталистическим Новым временем. Бурно развивалась мировая торговля, появлялись новые мануфактуры. В духовной сфере – становление новой буржуазно демократической идеологии. В 18в. происходит расцвет светской философии, названной Просвещением (Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье) Искусство развивалось под знаком 2-ух стилей: барокко и классицизма. К сер. 18 в. появляются направления рококо (живопись, интерьер и мода) и сентиментализм (литература и живопись). 19 в. – Классическое Новое время. Начало Классическому Новому времени положила Великая Французская революция 1798 г. На рубеже 18 – 19 в. в Англии - индустриальная революция. Они положили начало процессу модернизации – переход от традиционного общества к обществу современного типа. К сер.19 в. – урбанизация; развивались науки о природе. В начале 19в. разв. романтизм, в конце 19 в. стиль модерн. Концом Классического нового времени стала первая мировая война (1914 – 1918) 20 в.- Позднее Новое время Можно рассматривать как современную культуру. Этот период Нового времени связан с кризисными явлениями, так и с поиском путей их преодоления (мировой экономич. кризис, вторая мировая война, экологические проблемы)Разв. информационные технологии, становление постиндустриального общества.В духовной сфере – отход от классических принципов: рациональности, объективности, техницизма.Для искусства характерны частая смена различных модернистских направлений:кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма, экспрессионизма и др.Огромное достижение – появление кинематографа.Формируется элитарная и массовая культура.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1086 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1984 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.