Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Б) различие от современности (рабство, политеизм, отсутствие человека как лица)




Говоря об особенностях древних цивилизаций, необходимо подчеркнуть их переходный характер между первобытностью и цивилизациями «современ­ного типа». Поэтому черты древних цивилизаций целесообразно разделить на две группы: - черты, отличающие древние цивилизации от первобытности; - черты, отличающие древние цивилизации от современности. Наиболее важными отличиями древних цивилизаций от перво­бытной эпохи являются следующие особенности: 1) Появление городов. Первые поселения городского типа по­являются на родине неолитической революции на Ближнем Восто­ке в VIII - VII тыс. до н.э. Это Иерихон, Чейтюню-Тепеси, Чатал-Хююк, Хаджилар. Города древнего мира соответствовали своему городскому статусу, они имели: - большие размеры, разнообразные архитектурные сооружения и регулярную планировку (например, Вавилон имел 24 проспекта); - выполняли целый ряд общественных функций: оборони­тельную, культовую, политическую, экономическую, культурную. 2)Становление государств. Первые государства появились около 3000 г. до н.э. в Шумере и Древнем Египте. Первоначально это были небольшие политические объединения, близкие городам-государствам. Но вскоре на их основе сложились огромные импе­рии: Ассирия и Персия на Ближнем Востоке, Маурья в Индии и Цинь в Китае. Особенности государственно-политического строя во многом определялись природными ус­ловиями, от которых сильно зависели древние цивилизации. Море, ремесло и торговля стали основными источниками средств существования для финикийских и греческих общин. 3)Зарождение и развитие письменности. Нормальное разви­тие первых государств и прогресс культуры были бы невозможны без появления письменности. Благодаря письменности человечес­кие знания смогли «объективироваться», стать более долговечны­ми и доступными. В истории письменности можно выделить че­тыре основных этапа: - пиктографическое, или рисуночное, письмо - древней­ший вид письма, при котором предметы, события и действия изоб­ражались с помощью условных рисунков, использовалось на рубе­же IV - III тыс. до н.э.;- иероглифическое письмо - фигурные знаки, обозначающие целые поня­тия и слова, использовалось в III - II тыс. до н.э. - слоговое письмо - переходная форма письменности от иероглифов к фонетическому письму, получившая распространение в первой половине I тыс. до н.э., в нем восходящие к иероглифам упрощенные знаки передавали отдельные слоги. - фонетическое письмо - наиболее распространенная в со­временном мире форма письменности, где каждый знак передает отдельный звук; первый основанный на фонетическом принципе алфавит был создан финикийцами в VIII в. до н.э. и состоял из 22 букв, передававших только согласные звуки; впоследствии греки добавили к ним 5 гласных знаков для передачи гласных звуков, положив начало большинству современных алфавитов. Наиболее существенными отличиями древних цивилизаций от современности являлись следующие особенности. 1)Рабство. Впечатляющие успехи древних цивилизаций, до­стигнутые при крайне низком уровне развития техники (за исклю­чением осадных машин и катапульт), были бы невозможны без широкого использования рабского труда. Рабство -древнейший вид эксплуатации и угнетения, при котором рабовладелец имеет права s собственности не только на средства производства, но и на непосредственного производителя - раба. Раб - это не человек. «Живые убитые», «говорящие орудия», «части тела своего господина», «человеконогое» - таковы лишь некоторые древние названия рабов. Рабы - это расходный материал древности. Древние законы не признавали за рабами каких-либо юриди­ческих прав. Вместо имен они получали клички по названию мест­ности или личным особенностям. Потомство рабов было собствен­ностью хозяина: он мог выкинуть его, если считал необходимым На основе безжалостной эксплуатации рабов стали возможными впечатляю­щие архитектурные ансамбли Афин и Рима, колоссальные египетс­кие пирамиды и вавилонские башни-зиккураты, каменоломни и гор­норудные промыслы. Во всех древних госу­дарствах приток рабов оборачивался экономическим подъемом и культурным расцветом. 2)Политеизм. Духовная -культура древних цивилизаций была неразрывно связана с языческими религиями с их многочисленными и фантастическими пантеонами. Языческие культы древнего мира, несмотря на все свое разнообразие, имели несколько общих черт:- Неограниченное количество богов. - Отсутствие деления на абсолютно злых и абсолютно доб­рых богов. - Обязательность жертвоприношений с целью снискать рас­положение божества. 3) Отсутствие человека как личности. Древние цивилизации гак и не выработали завершенного представления о человеке как личности, если понимать под личностью ярко выраженную инди­видуальность, неповторимость человека, наличие у него неотъем­лемых прав и свобод. Жизнь человека полностью подчинялась воле богов, правителей или гражданской городской общины – полиса. Даже в демократических древнегречес­ких полисах или финикийских торговых городах жизнь человека должна была подчиняться воле коллектива. Человек эпохи древних цивилизаций не осознавал себя как неповторимую индивидуальность, не имел понятия о свободе выбора. Достигшие успеха переставали восприниматься как люди и обожествлялись (Гильгамеш, Геракл, Александр Македонский, Юлий Цезарь). А большая часть взрослого населения - женщины и рабы вообще не считались людьми.


21. Конкретные формы культурной динамики: культурная эволюция, культурная революция, культурная инверсия.

Изменения охватывают большой географич. ареал, длительное время и не всегда позволяют адекватно зафиксировать и охарактеризовать культурные изменения в отдельных странах за более короткие исторические промежутки. Конкретные формы культурной динамики: 1)культурная эволюция - особый тип последовательных изменений от простого к сложному, который охватывает длительное время и характеризуется сохранением многих ранее достигнутых особенностей(культуры скандинавских стран) 2)культурная революция – качественный скачок в развитии социокультурной системы, когда за относительно короткий промежуток времени происходит радикальное изменение(реформы Петра 1 в России в 16-17 вв) 3)культурный взрыв – резкое повышение удельного веса перемен, принципиальное изменение вектора культурного развития; выбор качественно иной альтернативы развития социокультурной системы(переход от присваивающего хозяйства к производящему). Культурный взрыв связан с самобытной и яркой творческой деятельностью по созданию принципиально новых, ранее неизвестных культурных феноменов. 4)культурное возрождение – восстановление культурных традиций, которые по различным причинам не были востребованы обществом в течение длительного времени. Может охватывать отдельные сферы культуры(интерес к средневековой рыцарской культуре в конце 20в)так и социокультурную систему в целом(чешское национально-культурное возрождение в 19в). 5)культурная инверсия – маятниковые колебания в развитии культуры, культурные изменения, которые с определённой периодичностью повторяются в истории культуры какой-либо страны или народа(народы Персии и Средней Азии, где периодически происходили смены кочевых и земледельческих культур). 6)Ирредентизм (от итал. Неосвобождённая земля) – тесно связана с сепаратистскими и национальными движениями форма культурной динамики, которая ориентирована на противопоставление основной культурной традиции своих культурных особенностей и ценностей. В рамках ирредентизма культура стремится к взаимодействию с заграничной, «исконной» культурной традицией, а не с официальной культурой(Квебек- франкоговорящая провинция Канады).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 678 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2191 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.