Иконопись Беларуси XVI – XVIIIвв. отражала чаяния и вкусы народа, его любовь к традиционности и усвоению новых стилистических норм, мажорному цвету, декоративности и к узорочью – яркая страница культуры славянских народов. |
На развитие белорусской иконописи в XVI-XVIIIвв. оказали влияние три христианские конфессии: православие, униатство и католичество.
К середине XVIв. на иконописных полотнах нашло отражение мировоззрение простого народа, канонические сюжеты икон насыщаются фольклорными мотивами и этнографическими бытовыми подробностями из повседневной жизни верующих.
На Брестчине (в предместье Бреста и в городе Кобрине) в XVIIIв. создавались весьма самобытные низкорельефные иконы в технике лепки и резьбы по левкасу с последующим золочением и серебрением форм. Темперой писались только лики и руки.
Вкусы и взгляды местного населения настолько повлияли на иконографию, трактовку сюжетов и живописный язык икон XVIIв., что был создан более понятный простолюдинам графическо-живописный стиль письма, позднее получивший название иконописный примитив. Это прослеживается на иконах латыговского иконописца (регион Витебщины) "Рождество Христово" и "Богоматерь Одигитрия Минская", а также в иконе "Деисус" из Столинского региона и др. Следует подчеркнуть, что иконописный примитив - это только одно из направлений в белорусской иконописи, так как он развивался параллельно с традиционным иконописным языком, имевшим свою специфику в каждом отдельном регионе, что очевидно на примере икон "Сретение", "Никола с житием", "Авраамий и Меркурий Смоленские". Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей, широким проникновением жанровых элементов светской живописи, развитием повествовательности сюжетов, растительной орнаментацией резных по левкасу фонов. Под воздействием идей стиля барокко белорусские иконописцы создали местный вариант этого стиля, получивший позднее название "низовое барокко". В белорусских иконах проявились такие черты, как характерность типажа, передача естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль) и остро схваченных житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны и др.), местные пейзажи, архитектура, интерьеры, мебель, посуда, одежда, типажи крестьян, дворян, князей. По иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни. В белорусских иконах впервые проявились такие живописные жанры, как натюрморт и даже шляхетский портрет, сельский типаж при изображении ликов святых. Исключительная самостоятельность белорусской иконы в том, что в результате творческой переработки белорусскими художниками огромного культурного наследия Византии и мощного воздействия западноевропейской живописи, в том числе таких ее стилей, как ренессанс и барокко, а также компромиссных концепций униатского вероисповедания, она эволюционировала к собственной цельности и самоценности и выделилась среди икон соседних славян.Древнейшие из уцелевших белорусских икон изображают Матерь Божью с младенцем Иисусом. Способность творить чудеса и исцелять больных, как правило, приписывали именно иконам Богоматери. Иисус – Спаситель, но и Судья, а просить о милости люди обычно приходили к образу Матери Божьей, воплощению всепрощающей материнской любви.
Еще одна отличительная особенность белорусских икон: святые на них часто выглядят вполне живыми людьми, с узнаваемыми местными особенностями внешности, а второстепенные персонажи – даже в местной одежде: «хвартухах» и андараках.
Первоначально иконописцы изображали Христа, Богоматерь и Святых в византийских традициях, стоявших у истоков восточнославянского церковного искусства. С падением Византии опираться стало не на что, и в каждой христианской стране начала вырабатываться национальная школа иконописи. Так, на белорусских иконах XVII века одежда и руки Богоматери могут быть изображены строго по канону, а вот лицо выписано вполне реалистично. Белорусские живописцы свободно соединяют католические цвета одежд и прочие детали западной традиции иконописи с кириллическими надписями и наоборот. Белорусские иконы демонстрируют разнообразие стилей и направлений национальной иконописи — от памятников, максимально следующих древнему византийскому канону, до произведений барочного и классического стиля.Примечательно, что белорусским мастерам XVI – XVII веков удавалось сохранять равновесие между приверженностью строгим традициям Византии, интересом к достижениям поствизантийской иконописи Греции и Балкан и влиянием западноевропейской живописи с её декоративностью цвета и стремлением к объёмному изображению. Именно в этот период сформировалась самобытная белорусская школа иконописи.
В изобразительном искусстве со второй половины XVI в. на белорусских землях получает развитие портретный жанр. В произведениях живописи отражались образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет князя Юрия Радзивилла, которого за большой рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Интересным является мемориальный (сделанный в память) портрет жен магната Януша Радзивилла – Катарины и Марии, созданный в 1646г. виленским художником Иоганном Шреттером.