Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Марксистка-Ленинская теория культуры




Классики марксизма не считали себя культурологами, да и самой культурологии на тот момент как науки не существовало. Среди их работ не было посвящённых исключительно проблемам культ. Новизна марксизма в трактовке культ. заключ. в том, что если в домарксистской теории культура рассм. как результат деят. людей исключительно в духовной области, т.е. процесс деят. сознания, выражающий себя в продуктах духовной деят., сама же культура понималась как мир, противостоящий природе, то в марксизме общественная практика людей трактуется, прежде всего, как взаимодействие человека с природой и обществом. С т.зр.марксизма, культура не сводится лишь к процессу создания материальных и духовных благ, культура – это процесс творения человеком самого себя. Т. о., осн. источником культ.и творцом чел. явл. общественно-трудовая деят. Марксисты разграничили культуру на матер. и дух. При этом матер. культура или базис играет детерминирующую роль над духовной или надстройкой. Марксисты говорили о том, что развитие культуры – это процесс, который идёт по восходящей (по Шпенглеру – зарождение, рассвет и гибель).Марксизм объявил о классовости культуры (т.е. каждый класс творит свою особую культуру) и выделял культуру пролетариата, культуру буржуазии и т.д.


10. Особенности первобытной культуры: синкретизм, присваивающее хозяйство, ручная техника, родовое сообщество, мифология.

1. Синкретизм (от греч. – соединение) – сочетание разнообразных воззрений, элементов в одно целое. Примером первобытного синкретизма являются древние мифы. В них в неразрывной связи присутствуют религиозные тексты, философские размышления и литературное творчество. При этом наиболее древние мифы имеют важное обрядовое значение. Их исполнение соответствовало важным хозяйственным и политическим событиям в жизни древнего общества, придавая мистическую силу началу посевных работ или избранию нового вождя. Для современного человека все эти аспекты мифа относятся к самостоятельным сферам культуры, а понимание самих мифов суживается лишь до их литературного значения. 2. Присваивающее хозяйство. Основными видами деятельности древних людей были охота и собирательство, к которым впоследствии добавилось рыболовство. Человек в готовом виде брал из природы все необходимое для жизни и не занимался производством. 3. Господство ручной техники. Для первобытной эпохи характерно использование единственного источника энергии – МУСКУЛЬНОЙ силы самого человека. Все орудия труда древнего человека – рубила, копья, дротики, скребла, гарпуны, иглы, лук со стрелами – явились, по существе, продолжением человеческой руки. 4. Родовая община как основа социальной организации первобытной эпохи. Родовая община не знала частной собственности. Родовая община эпохи палеолита насчитывала 200-500 че-к и состояла из 7-19 кочевых групп численностью не менее 25 че-к. Эти группы имели охотничьи территории ок. 200 кв. км каждая. Охотничьи группы объединялись в родовые общины через общие ритуалы, сеть браков и совместные большие загонные охоты. 5. Мифология. Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира и че-ка, о деяниях богов и героев. Мифология - ключ к мышлению первобытного че-ка. Только через это мифологическое мышление можно понять духовную культуру первобытного че-ка. Черты «мифологического мышления»: а) мышление по аналогии, объяснение неизвестного с помощью известного. Пример: Зевс = гром и молния; причина удара молнии = гнев Зевса; б) «логика качеств» вместо современной «логики количеств». Мифология не знает умения абстрагироваться от второстепенных особенностей предметов, выделять в них главное и общее и на этой основе объединять их в классы однотипных предметов. Каждый предмет воспринимается уникальным, неповторимым в своих качественных особенностях; в) не различение субъекта и объекта, имени и предмета, образа вещи и самой вещи. Для первобытного че-ка мифическое повествование, «озвучивание» мифа являлось актуализацией описываемых в мифе событий; приобщением к доблести предков, началом нового календарного цикла, ожидаемым успехом в делах.


11. Структура культуры: материальная, духовная, художественная, физическая культура.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. Это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Материальная куль­тура — одна из частей целостной человеческой культуры, вопло­щенная в форму вещи духовность человека, результаты творче­ской деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспе­чивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энер­гетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология про­изводства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, слу­жебного и развлекательного назначения, разнообразные средст­ва потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики. В материальную культуру входят: 1. культура труда и материального производства; 2. культура быта; 3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города); 4. культура отношения к собственному телу; 5. физическая культура. Духовная культура — одна из частей целостной человечес­кой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интел­лектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспе­чивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы по­ведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкрет­но-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сфе­ры деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, фи­лософии, науки и т. д Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя: 1. познавательную (интеллектуальную) культуру; 2. нравственную; 3. художественную; 4. правовую; 5. педагогическую; 6. религиозную; Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности: художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п. Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность неизвестна другим формам духовной деятельности и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры. Он вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость, например, литературы к науке).Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока недостаточно. Физическая культура основана па рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.Состав физической культуры: а) культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта); Ь) рекреационная культура - Поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм); с) сексуальная культура принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности. Границы между различными сферами в структуре культуры являются условными, поскольку многие феномены культуры могут органически принадлежать как материальной, так и духовной культуре, не говоря уже о взаимосвязи духовной и художественной культуры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 559 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.