Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Франциск Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник, теолог, философ, литератор




Скорина Франциск Лукич (белор. Скарына Францыск (Францішак) Лукіч) - выдающийся деятель белорусской культуры XVI в., основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Учёный, писатель, переводчик, художник, доктор философии и медицины, поэт и просветитель. Предполагают, что первоначальное образование Скорина получил в доме родителей, где научился читать по Псалтыри и писать буквами кириллицы.
Франциск Скорина, который жил и творил на ниве христианского просвещения в эпоху европейского гуманистического Ренессанса (первая половина ХVІ века), глубоко почитаем в Беларуси. Белорусский просветитель и первопечатник Франциск Скорина родился, по его же выражению, в «славном месте Полоцке», в купеческой семье. Относительно даты рождения единства мнений нет. Большинство исследователей склоняется к 1490-му году – именно он был определен при праздновании 500-летия со дня рождения первопечатника. 1990-й был объявлен ЮНЕСКО годом Скорины. Обоснованием данной версии служит достоверный факт, что в 1504 году Скорина поступил в университет польского города Краков на факультет свободных искусств, куда принимали по достижении 14 лет. Через несколько лет Франциск оказывается в Италии, где в 1512 году после сдачи установленных экзаменов при Падуанском университете получает звание доктора медицины.При финансовой поддержке белорусских меценатов Ф. Скорина основывает в столице Чехии Праге типографию. 6 августа 1517 года выходит Псалтырь, затем почти каждый месяц издается новая книжка Библии. За два года он издал 23 иллюстрированные книги. На заре книгопечатания (Гуттенберг изобрел наборную печать лишь в середине ХV века) такой темп был невозможен без предварительной подготовки. Вероятно, Скорина уже имел рукопись всех книг Библии в своем переводе на родной язык, чем и занимался несколько лет после учебы в Италии.Изданная Ф.Скориной Библия в его переводе на старобелорусский язык – уникальное явление. Написанные им предисловия и послесловия запечатлели необычное для той эпохи развитое чувство авторского самосознания, патриотизма, дополненное несвойственным для древнего мира, но характерным для христианина чувством историзма, осознанием неповторимости каждого события жизни.Восхищает и оформление книг Скорины. В первую белорусскую Библию издатель включил почти полсотни иллюстраций. Многочисленные заставки, иные декоративные элементы, гармонирующие с версткой страниц, шрифтом и титульными листами.Позже, в изданиях, выпускаемых на родине, он использовал таких инициалов более тысячи. Книги Ф.Скорины – уникальное явление мировой культуры: полного собрания его оригинальных изданий нет ни в одной библиотеке мира. Около 1521 года Скорина возвратился на родину, основал в Вильне первую восточнославянскую типографию. Уже в следующем году издает «Малую подорожную книжку», где объединил Псалтырь, тексты церковных служб и гимнов, а также астрономический церковный календарь. В марте 1525 г. там же выпустил «Апостол» (Деяния и послания апостолов. В это время (1522-1542 г.г.) основатель лютеранства переводил на немецкий язык и издавал протестантскую Библию. К тому же, он был доктором теологии, а Скорина глубоко интересовался социально-правовыми, философскими и этическими проблемами в контексте библейского учения. Однако сближения между ними не состоялось. Более того, Лютер заподозрил в белорусском первопечатнике католического миссионера, а также вспомнил пророчество, что ему грозят чары, и покинул город.

Примерно в то же время, когда Ф.Скорина посещал М.Лютера, он побывал в Москве с просветительской миссией. Вероятно, он предложил свои книги и услуги как издателя и переводчика. Вскоре Ф.Скорина по приглашению последнего магистра Тевтонского ордена прусского герцога Альбрехта посещает Кенигсберг.

 

 


19. Динамика культуры. Основные уровни динамики культуры: инновация, культурный узор, культурная норма, традиция.

Динамика культуры включает в себя изменения внутри культурной системы, особенности развития культуры и её взаимодействия с различными культурными традициями. Для культурной динамики характерна целостность, наличие упорядоченных связей, а также направленный характер. Каждый культурный феномен проходит 4 основных уровня: 1)Инновация -принципиально новое, ранее не известное явление культуры. Практически все культурные явления,даже традиции, когда-то были инновациями. Инновация определяет развитие культуры. Процесс проявления инновации может протекать в различных формах: а) спонтанная инновация, которая зарождается внутри данной культуры(зарождение астрологии в Древнем Вавилоне) б) стимулированная инновация, которая появляется под косвенным влиянием внешних причин в) заимствованная инновация, которая предполагает перенесение чужого, удачного или модного культурного опыта(реформы Петра 1 в России в 17-18вв) В современном обществе инновации наиболее ярко выражаются в мире моды, индустрии досуга и популярной музыке. Одна из хар-ных особенностей инновации - кратковременность её существования. Функции: 1) утилитарная (практическая польза от инновации, как правило, техники или одежды ) 2) престижно-знаковая(подлинное или внешнее повышение социального статуса носителя инновации, как правило, связанное с нормами поведения речи: «оксфордский акцент»). 2)Культурный образец - широко известное, но мало распространённое в обществе культурное явление. Культурный образец представляет собой инновацию, которая существует в обществе не более 100-120 лет, но не менее 50.Как правило, культурный образец является востребованным лишь для небольшой социальной группы, где он воспринимается как норма(латиноамериканские танцы, имеют своих немногочисленных любителей, но не имеют большого значения для общества в целом). 3)Культурная норма -широко распространенное в обществе культурное явление, представляющее собой стандарт культурной деятельности и поведения человека. Оно существует длительное время и разделяется большинством людей. Однако для своего существования нуждается в постоянной общественной санкции: культурной норме следуют осознанно под давлением окружающих(классическая литература Я. Купала А. С. Пушкин и т д которая обязательно изучается в школе). 4)Традиция – наиболее устойчивые во времени социокультурные явления, которым большинство людей следует безотчетно. Традиция формирует культурное наследие. (Пример религия, народные праздники, фольклор).


20. Особенности древних цивилизаций: а) различие от первобытности (город, государство, писменность)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 827 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2405 - | 2285 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.