Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные приобретения материальной, духовной и художественной культуры первобытности




Материальная культура первобытности была первой сферой в структуре сотворенной человеком культуры.

Поселения: неукрепленные (стоянки-поселения каменного и бронзового веков; селища) и укрепленные (городища-поселения каменного и бронзового веков)Особый вид поселений - терраморы (укрепленные поселения на сваях эпохи мезолита и неолита) Погребения: с надмогильными сооружениям (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые (без надмогильных сооружений). Наиболее сложные сооруж.- мегалитические постройки или сооруженные из больших камней: менгиры (отдельные каменные столбы), кромлех -(камни расположены в виде круга (самый известный в Англии недалеко от Стоунхендж) На закате первобытной эпохи – в неолите – происходит неолитеческая революция. переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству) Неолитич. рев. повлекла за собой рост нас., появление сел и городищ, появление новых орудий труда (жатвенные ножи и серпы), появились первые кремневые шахты, человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, появление топоров нового типа. Человек изобрел керамику и текстиль, а в конце неолита сплав металлов. Художественна культура первобытности Самое яркое достижение - первобытное искусство. На самом раннем этапе их характерной особенностью был синкритизм. Главный объект творчества – животные. Первые произведения первобытного изо относятся к ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигуры из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – так называемые «венеры» (найдены во Франции, России, Беларуси др. районах мира). Некоторые искусвоведы выделяют 3 этапа развития изо перв. Человека - натуралистическое творчество композиция из туш, костей, натуральный макет); - искусственно – изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур; - верхнепалеолитическое изобразительное творчество – росписи пещер, гравировки на кости. С бронзового века распространяется рисунок – петроглиф – наскальные изображения простейшей формы. Также развивается: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками ), монументальная скульптура( фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство-резьба по камню и кости, орнамент. Начала развиваться музыка (в позднем палеолите обнаружены муз. инструменты, флейта из рога северного оленя в Черновицкой обл.) Духовная культура первобытности К древнейшим религиям относят: фетишизм (поклонение неодушевленным предметам), тотемизм (вера в таинственную связь человека с миром животных, растений, неживыми предметами ), эротические обряды, погребальный культ. Они основывались на анимизме (вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, сверхъестественное могущество) Наиболее древней формой религии выступает магия -ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, вера в возможность манипулирования сверхъестественными силами посредством действий и заклинаний. Виды магии: вредоносная, военная, любовная, лечебная, предохранительная, промысловая и др. Представления первобытного человека способствовали возникновению мифологии. Миф раскрывает символически мир верований, фантазий, ценностей и норм поведения.

 

15. Основные функции культуры: адаптивная, познавательная, ценностная, социализаторская

Ф-ции культуры — совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих её в своих интересах. Все функции культуры социальны, т.к. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей и определяют большинство форм индивидуальности человека. Механизм и результаты приспособления человека к окружающему миру оказываются неразрывно связаны с культурой.Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению — благодаря духовной и художественной культуре.Базовая адаптивная функция культуры конкретизуется в целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются: Познавательная (гносеологическая) ф-ция — в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к конкретным природным или социальным условиям. Ценностная (аксиологическая) ф-ция — благодаря ей осуществляется целеполагаиие социокультурного развития, определяются нормы поведения в конкретном обществе, регулируются отношения между людьми, выдвигаются идеалы последующего развития. Информационно-коммуникативная ф-ция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества. Выдающимся достижением культуры в рамках реализации данной функции является становление и развития языка, а позднее - письменности, которая в своем развитии прошла через стадии: иероглифического, слогового и фонетического письма. Социализаторская ф-ция представляет собой индивидуальный уровень адаптации человека исключительно к социальному окружению. Науке известны случаи, когда дети до определенного возраста «воспитывались» животными — «дети маугли». В большинстве случаев из этих детей так никогда и не сформировались нормальные члены общества. В работах Р.Мертона была предложена своеобразная классификация типов индивидуальной адаптации взрослого человека к культуре:- бунт (неприятие существующей социокультурной реальности);- инновация (попытка изменения социокультурной реальности);- конформизм (бездумная, «соглашательская» позиция индивида по отношению к культуре);- ритритизм (уход от реальности, вплоть до девиантных форм поведения: наркомании, бродяжничества);- ритуализм (отрицание целей социокультурной системы, но выполнение ее внешних правил).


16. Понятие древних цивилизаций: география и особенности иx становления.

Образно говоря, древние цивилизации - это связу­ющее звено между первобытностью и современностью. Карл Ясперс подчеркивал, что наследие древних цивилизаций - это «отдельные истории», «ряд случайных сопри­косновений», но они стали фундаментом мировых религий и ве­ликих империй, объединивших мир.

Долгое время понятие древних цивилизаций ограничивалось лишь античной Европой и связывалось с Древней Грецией и Древним Ри­мом. Лишь в конце XVIII в. во время египетской кампании Наполеона европейские ученые впервые непосредственно познакомились с богатейшим культурным наследием Древнего Египта: пирамидами, гроб­ницами, иероглифами. Вслед за этим, в течение XIX в., были открыты не менее впечатляющие древние цивилизации Ближнего Востока, а в XX в. пришло время для «небиблейских» цивилизаций. Эти открытия позволяют утверждать, что древние цивилизации являются универсаль­ным этапом в развитии культуры, через который прошли многие наро­ды во всех географических регионах Земли. География древних цивилизации. Древние цивилизации и близкие к ним по своим особенностям культуры охватывает все обжитые человеком континенты за исклю­чением Австралии. Можно выделить следующие культурно-исто­рические регионы:

- древние цивилизации Ближнего Востока (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), с которыми тесно связаны цивилизации Малой и Центральной Азии (Хеттское царство, Митанни, Элам, Мидия, Персия, Парфия). Эти цивилизации существовали с III тыс. до н.э. и до III в. н.э.;

- древние цивилизации Африки (Египет, Куш, Напата, Мероэ, Нок, Ифе, Сао. Бенин). (III тыс. до н.э. и до XII - XIII в. н.э.)

- древние цивилизации Индии (Хараппская цивилизация, империя Маурья, Кушан, Гуптская империя).(с середины III тыс. до н.э. по V - VI в. н.э.)

- древние цивилизации Дальнего Востока, в первую очередь существовавшие с начала II тыс. до н.э. до III в. н.э. китайские цар­ства Шан, Чжоу, Цинь, Чу, У, Юэ, Хань. Типологически и географи­чески к ним примыкает древнеяпонская культура Ямато;

- древние цивилизации Средиземноморья: эгейская, древне­греческая, эллинистическая, древнеримская, существовавшие со II тыс. до н.э. до V в. н.э;

- древние цивилизации доколумбовой Америки. Наиболее известные из них - это культуры ольмсков, сапотеков, теотихуаканская, майя, ацтеков и инков.(с II - I тыс. до н.э. по XVI в. н.э.).

Таким образом, становление древних цивилизаций приходится на III- II тыс. до н.э., а первые очаги древних цивилизаций появля­ются в Шумере и Египте около 3000 г. до н.э. Большинство древних цивилизаций заканчивает свое существование во II - V в. н.э., слов­но оправдывая переход к новой системе летоисчисления. Лишь в относительно изолированной Западной Африке и в Америке древ­ние цивилизации сохраняются до XIII - XVI в. При этом необходи­мо отметить, что древние цивилизации Ближнего Востока, Северо-Востока Африки и Средиземноморья развивались в тесном взаимо­действии между собой. Достаточно вспомнить античные семь чу­дес света, которые воспринимались античными авторами как один культурный ряд, хотя относились к различным цивилизациям.

В отличие от них древние цивилизации Индии и Дальнего Вос­тока развивались не испытывая на себе глубоких внешних влияний со стороны других великих цивилизаций за исключением разрушительных варварских нашествий.

Особенности древних цивилизаций

Черты древних цивилизаций целесообразно разделить на две группы:

- черты, отличающие древние цивилизации от первобытности;

- черты, отличающие древние цивилизации от современности.

Наиболее важными отличиями древних цивилизаций от перво­бытной эпохи являются следующие особенности:

1. Появление городов. Первые поселения городского типа по­являются на родине неолитической революции на Ближнем Восто­ке в VIII - VII тыс. до н.э. Старейшим из них считается упоминаемый в Библии Иерихон.

В III — II тыс. до н.э. появляются настоящие города: в Египте это были Фивы и Мемфис, в Междуречье - Ур, Лагаш, Вавилон, Ниневия, в Палестине - Иерусалим. Города древнего мира соответствовали своему городскому статусу, они имели:

- большие размеры, разнообразные архитектурные сооружения и регулярную планировку;

- выполняли целый ряд общественных функций: оборонительную, административную, культовую, политическую, экономическую, культурную;

- многочисленное и неоднородное в социальном плане население, которое принадлежало не только к различным сословиям или гостам, но также к различным народам.

2. Становление государств. Первые государства появились около 3000 г до н.э. в Шумере и Древнем Египте. Первоначально это были небольшие политические объединения, близкие городам-государствам. Но вскоре на их основе сложились огромные импе­рии: Ассирия и Персия на Ближнем Востоке, Маурья в Индии и Цинь в Китае.

3. Зарождение и развитие письменности. Благодаря письменности человечес­кие знания смогли «объективироваться», стать более долговечны­ми и доступными.

Примером являются культуры Шумера и Египта, «заговорившие» на рубеже XIX - XX в. В истории письменности можно выделить четыре основных этапа:

- пиктографическое, или рисуночное, письмо (древней­шим вид письма, при котором предметы, события и действия изображались с помощью условных рисунков);

- иероглифическое письмо (фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова);

- слоговое письмо (переходная форма письменности от иероглифовк фонетическому письму);

- фонетическое письмо (наиболее распространенная в современном мире форма письменности, где каждый знак передает отдельный звук);

Наиболее существенными отличиями древних цивилизаций от современности являлись следующие особенности:

1. Рабство. Рабство - древнейший вид эксплуатации и угнетения, при котором рабовладелец имеет права собственности не только на средства производства, но и на непосредственного производителя - раба.

2. Политеизм. Духовная культура древних цивилизаций была неразрывно связана с языческими религиями с их многочисленными и фантастическимипантеонами. Языческие культы древнего мира, несмотря на все свое разнообразие, имели несколько общих черт:

- Неограниченное количество богов.

- Отсутствие деления на абсолютно злых и абсолютно добрых богов.

- Обязательность жертвоприношений с целью снискать расположение божества. 3. Отсутствие человека как личности. Древние цивилизации так и не выработали завершенного представления о человеке как личности, если понимать под личностью ярко выраженную инди­видуальность, неповторимость человека, наличие у него неотъем­лемых прав и свобод. Жизнь человека полностью подчинялась воле богов, правителей или гражданской городской общины – полиса.


17. Основные конфессиональные типы культуры современности: христианский и исламский.

В основе конфессионального типа культур лежит религия и весь набор ее мировоззренческих и социальных установок. Религиозные культуры принципиально отличаются от всех других типов культурных систем иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом.Христианский. На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия, возникшая в I веке н.э. Христианская картина мира определялась несколькими основными догматами: верой в единого Бога, но в трех лицах; идеей Боговоплощения; искупительной жертвой Иисуса Христа; верой в существование загробного мира и в бессмертие души; идеями спасения и Откровения, конца света, второго пришествия Иисуса Христа, страшного суда и воскрешения. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Статус человека высок – он не произошел от низших существ, а является высшим творением Бога и, более того, образом и подобием Бога. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего, веры. Путь к спасению и вечной жизни – в единении с Богом. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации. Христианская нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра, истины и свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Христианство призвано было утверждать идеалы Любви, Добра, Милосердия, только на этом пути человек мог приблизиться к Богу, в противном случае, зачем ему свобода воли. Движение в другом направлении умножает зло, ненависть, ведет человека к гибели не только физической, но и духовной.

Исламский. Основу мусульманской культуры составляет ислам (в буквальном переводе с арабского – предавание себя богу, покорность). Ислам возник в VII веке и был третьей по времени образования мировой религией. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Сходство мусульмане объясняют тем, что Бог един и много раз давал откровение людям через пророков, в том числе и через Иисуса, но прежние истолкования были не совсем верными. Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина. К ним относятся: исповедание двух основных догматов исламской веры – единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда – а также молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество. Как и в любой религии, основополагающее значение в исламе имеет вера. Но в отличие от христианства мусульманство высоко ценит и знание. То, что в Коране не славили «нищих духом», дало возможность исламу овладеть духовными богатствами других народов. В отличие от христианства ислам не отрицал значения рациональных отраслей культуры. Именно благодаря этому обстоятельству арабы многое сохранили из культурного наследия античности. Мусульманская этика зиждется на неразрывном единстве знания, веры и действия. Мало верить, чтобы попасть в рай, нужны еще добрые деяния. Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди вечное блаженство. Среди добродетелей, почитаемых в исламе, можно назвать разум, рвение, скромность, богобоязненность, праведность, верность, искренность, смирение, негневливость, прощение, а среди отрицательных свойств характера – склонность к мирским украшениям, жадность, ненасытность, похотливость.

В исламе в большей степени, чем в христианстве, проводится идея провиденционализма, божественного предопределения. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога, поэтому мусульманине должны быть сдержаны в проявлении своих чувств во время несчастий и бед






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 811 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2227 - | 1965 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.