Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специальное образование людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности как социокультурный




Феномен

В отличие от школьного обучения обычных детей, ведущего свою историю с древнейших времен, обучение и воспитание де­тей с физическими или психическими нарушениями существова­ли далеко не всегда. Они представляют собой особый социокуль­турный феномен, возникший лишь на определенном этапе разви­тия человеческой цивилизации и при наличии соответствующих условий, а именно тогда, когда среди прочих условий появились позитивно-ценностное отношение социума и его важнейших со­циальных институтов к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности (Басова А. Г., Егоров С. Ф., 1984; Замский X. С, 1980 и др.; Малофеев Н.Н., 1996, 2000; Мейер Н., 1983; Мёкель А., 1988; Назарова Н.М., 1994; Шпек О., 1979, 2003 и др.).


История специальной педагогики показывает, что масштабы, г((держание, организация, качество и, наконец, цели специаль­ною образования предопределялись многими факторами, специ­фичными для каждого исторического периода: социокультурны­ми ожиданиями общества и уровнем развития самой цивилиза­ции, ее материальными условиями, бытующими нравственно-эти­ческими представлениями, степенью развития необходимых для (Того научных знаний, общественным устройством,,а также ха­рактером и тяжестью самих нарушений, проявляемых обществен­ным и научным интересом к таким людям.

Понятно, что в древних цивилизациях, где отсутствовало само понятие образования, а видимые физические дефекты развития человека объяснялись с помощью мифологии, о специальном образовании не могло быть и речи. Мало что изменилось в аксио-иогической концепции отношения к людям с ограниченными возможностями и в эпоху Античности. Специфическое для этого времени ценностное отношение выражалось в жесткой социаль­ной селекции и эвтаназии нежизнеспособных индивидов. Для спе­циального образования в это время также не существовало соци­альных условий.

В период раннего христианства первым социальным институ­том, признавшим человека с ограниченными возможностями и возложившим на него определенные социальные ожидания, ста­на христианская церковь. Данное обстоятельство еще нельзя рас­сматривать как свидетельство гуманного в современном понима­нии отношения к людям с ограниченными возможностями, так как христианская церковь действовала лишь в рамках, заданных логикой христианского вероучения.

Появление и распространение христианства принесли с собой две чрезвычайно продуктивные идеи, значительно повлиявшие па возникновение и развитие специального образования. Прежде всего это идея оказания человеком безвозмездной материальной или иной помощи другому человеку, который просит о ней во имя и от лица Бога (оказание помощи, таким образом, рассмат­ривалось как проявление любви именно к Богу, а не к человеку как таковому), и, наконец, идея активного приобщения к хрис­тианству всех людей, даже не являющихся христианами (миссио­нерство), что обязательно предусматривало ознакомление с ос­новами религиозных знаний и обучение им.

Миссионерская функция христианства в своем стремлении приобщения к религиозной жизни и людей с ограниченными воз­можностями (в первую очередь глухих, крещенных в детстве) послужила отправным моментом в длительном пути искания спо­собов их обучения.

Затем эту эстафету приняла на себя христианская педагогика (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци). Эпоха Возрождения положи-


ла начало религиозно-детерминированному гуманистическому развитию аксиологической концепции отношения общества к людям с нарушениями и к их специфическим проблемам. Этому в немалой степени способствовала также выдвинутая Ж.Вивесом идея социальной полезности и самообеспечения человека. И Я. А. Коменский, и И. Г. Песталопци видели конечную цель об­учения детей с нарушениями развития в достижении ими способ­ности к самообеспечению, освоению какой-либо деятельности, с помощью которой они могли бы поддерживать свою жизнь. Именно поэтому в XVI —XVII вв. наблюдаются религиозно- и познаватель­но-детерминированные попытки индивидуального обучения, прав­да, крайне малого числа детей с нарушениями в развитии, пре­имущественно глухих.

В эпоху Просвещения и затем в XIX в., когда быстрыми темпа­ми происходит рост городов, становление промышленного про­изводства, возникают и развиваются социальные науки, аксиоло­гическая концепция отношения общества к таким людям обрета­ет все более выраженную социально-экономическую окраску: на первое место выступает тезис о необходимости с помощью обра­зования сделать их полезными членами общества и тем самым оградить общество от расходов на содержание людей, не прино­сящих ему пользы.

Христианско-гуманистическая мотивация все более смещается на второй план. Эпоха рационализма формулирует новые пред­ставления о социальной неприспособленности (маргинальности): социальное выпадение вследствие физического, психического дефекта или отклоняющегося поведения уже рассматривается не как произошедшее по Божьей воле (и поэтому не зависящее от воли людей), но в больше мере как результат неспособности са­мого субъекта принять и выполнять ожидаемую от него социальную роль. Поэтому общество занимает по отношению к людям с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности активную пози­цию коррекционного воздействия, направленного на их приспо­собление к выполнению стандартных социальных требований, среди которых одно из важнейших — быть социально полезным. Тем самым была обоснована необходимость создания специаль­ных образовательных учреждений закрытого типа, в которых дети с ограниченными возможностями обучались социально желатель­ным формам жизнедеятельности.

Именно с позиций социальной ценности, социальной полез­ности индивида, сформировавшейся не без влияния популярной в конце XIX — начале XX в. философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт), виделась в то время социальная реабили­тация людей с ограниченными возможностями.

В этом контексте ценность специального образования осозна­валась не как безусловный гуманистический императив, а как


средство приобщения человека с ограниченными возможностями к общественно-производительному труду через коррекцию и ком­пенсацию его дефекта, как средство приведения малоценного (де­фектного) человеческого существа в возможно большее соответ­ствие требованиям общества, чтобы оно не мешало обществу, не Отягощало его.

Здесь уместно привести весьма характерное для того времени высказывание о глухих одного из видных российских сурдопеда-гогов и общественных деятелей — Е. С. Боришпольского: «Глухо­немые... подобно всем остальным аномальным членам общества, являются чрезвычайной обузой для окружающих... ложатся тяже-мым бременем на семьи, общины и государство, требуя специ­ального ухода и особого содержания... в экономическом отноше­нии их роль крайне неблагоприятна, так как в лице глухонемых теряются работники, вносящие свою сумму деятельности в об­щую экономику страны. Между тем... глухонемые... обладают та­кими же умственными и душевными способностями, как и нор­мальные люди... при правильном обучении их в специальных шко-чах они получают возможность самостоятельного разумного су­ществования и становятся полезными членами общества»1.

Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, рассматриваемая аксиологическая концепция по мере своего раз­вития была дискредитирована в странах Западной Европы и США, где в 20-х гг. XX в. она была «усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма.

Уже после Первой мировой войны становятся популярными мнения о бесполезности и ненужности социальной поддержки и обучения людей с ограниченными возможностями, о необходи­мости стремиться к достижению биологической «чистоты» расы путем стерилизации тех, кто представляется генетическим носи­телем опасных или нежелательных для общества дефектов умствен­ного, физического или психического развития. Так, в 1910 г. в США появляется книга Г. Г. Годдарда «Семья Каликак — изуче­ние наследственности слабоумия», в которой на основании весь­ма слабых в научном отношении утверждений делается вывод о наследственном характере слабоумия, о том, что оно неизбежно приводит к бедности, преступности, провоцирует различные за­болевания, и поэтому необходимо искоренять его носителей. Л через десять лет после этого ученые, правоведы и врачи Запад­ной Европы всерьез приступают к обсуждению проблемы «допус­тимости умерщвления неполноценной жизни», высказываются за необходимость «избавляться» от «неизлечимо слабоумных» людей (Шпек О., 2003). Под влиянием подобных идей в ряде стран были

1 Боришпольский Е. С. Современное положение дела обучения глухонемых в Западной Европе, Америке и России. — СПб., 1914. — С. 3 — 4.


 




приняты законы о принудительной стерилизации (США, Кана­да, Дания, Швейцария, позднее — Германия).

Практическое осуществление этих антигуманных устремлений происходило только в тех странах, где к власти пришел фашизм и фашистская идеология стала направлять деятельность социальных институтов, в том числе и школ. Например, в Германии в 1938 г. вступил в силу государственный закон, согласно которому «не­способные к образованию дети и подростки освобождались от школьного образования». Во многих случаях эта формулировка означала разрешение на умерщвление детей, имевших физиче­ские или психические нарушения (Шпек О., 2003).

Национал-социалисты обеспечили и идеологическое обосно­вание оправданности физического уничтожения «социально бес­полезных», «неполноценных» людей. Уже с 1933 г. в школах Гер­мании учащимся преподносились идеи расовой биологии, расо­вой гигиены; исподволь, используя учебный материал школьных предметов, воспитывалось негативное отношение к людям с от­клонениями в развитии. Одновременно с разжиганием социаль­ной вражды шло планомерное уничтожение тех, кто попадал при «новом порядке» в категорию «социально бесполезных», — лю­дей с тяжелыми формами умственной отсталости, с тяжелыми и множественными нарушениями, стариков — инвалидов труда, больных туберкулезом, эпилепсией и другими неизлечимыми за­болеваниями. По данным немецких авторов, за годы существова­ния третьего рейха (около 15 лет) были подвергнуты стерилиза­ции или уничтожены многие тысячи людей, имевших те или иные признаки физической или социальной неполноценности. Закры­вались школы для детей с отклонениями в развитии, в первую очередь для умственно отсталых. Исчезали, превращаясь в госпи­тали и санатории для немецкой армии, ранее образцовые при­юты, убежища, клиники, обслуживавшие различные категории людей с ограниченными возможностями, а бывших обитателей этих учреждений специальная служба вывозила в газовые камеры. Историки специальной педагогики свидетельствуют, что в после­военной Германии, да и в тех странах, которые находились под ее оккупацией, систему специального образования приходилось воз­рождать с нулевой отметки.

В СССР и в советской специальной педагогике (дефектологии) идеи социальной реабилитации людей с ограниченными возмож­ностями как воспитания полезных членов общества удачно со­единялись с концептуальными основаниями советской педагоги­ки о формировании социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. К счастью, в нашей стране эти идеи не выродились в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в государствах, где к власти пришел фашизм. Но в то же время идеи социальной полезности человека, подчинения его


Интересов интересам общества, господствовавшие в СССР на про-шжении всего периода существования социалистического госу­дарственного устройства, фактически узаконивали статус мало-Щнности «граждан второго сорта» применительно к людям с на­рушениями развития.

Невозможность быть «социально полезным» в сложившейся системе социальных ценностей закономерно обусловливала огра­ничительно-покровительственные (патерналистские) позиции пнударства и общества по отношению к таким людям.

После Второй мировой войны общественное развитие претер­пело значительные изменения: колоссальные человеческие жерт-иы и попрание прав и свобод человека в период войны показали тч'му миру ту пропасть, в которой он может оказаться, если не примет как высшую свою ценность, как цель и смысл существо-нация всего общества именно человека, его жизнь и благополу­чие, его нужды и потребности. Начиная с 1948 г. (год принятия ООН «Всеобщей декларации прав человека»), мировое сообще-11 но приступило к построению своих нравственных и организаци­онных принципов в соответствии с международными правовыми актами гуманистического характера. В течение последующих трид­цати лет ООН разрабатывает и принимает ряд международных правовых документов, признаваемых всеми развитыми странами, которые были направлены на охрану и защиту прав людей с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности.

Демократизация общественной жизни в этих странах, успехи экономического развития, повышение внимания к проблемам социальной защиты населения и отдельных, наиболее уязвимых его слоев стали следствием отказа от трактовки аксиологической концепции отношения к людям с ограниченными возможностя­ми исключительно с позиции их социальной полезности, кото­рая преобладала в первой половине прошедшего столетия.

В этом контексте смысловым центром нового подхода к про­блеме социального вовлечения человека с ограниченными воз­можностями явилась идея достижения им максимальной самосто­ятельности и независимости (концепция независимого образа жиз­ни) в условиях приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каж­дого, вне зависимости от того, может этот человек приносить пользу обществу или нет, может он участвовать в общественно полезном труде или нет. «Социальная зависимость, — отмечает О. Шпек, — с антропологической точки зрения — общее условие человеческой жизни. Однако она может достигать критической неличины, если ее преувеличивают настолько, что человек не может строить свою личность и развивать свои возможности; если оп не в состоянии формировать доступную для него автономию; если его внешняя зависимость усиливается из-за отсутствия по-


 




мощи и вспомогательных средств, а также из-за дистанцирования от внешнего мира или из-за лишающих самостоятельности спосо­бов помощи. Дело даже может доходить до "приучения к беспо­мощности", когда, например, тщательно организованная с са­мыми лучшими намерениями помощь не оставляет личности по­чти никаких шансов и создается то, что обозначают как "власть экспертов"»1.

Под независимой жизнью понимается не только материальная самостоятельность, но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной жизни, в быту и по­вседневной жизни, т.е. независимость в широком смысле.

Право человека с ограниченными возможностями на такую жизнь должно быть законодательно закреплено и экономически обеспечено. Люди с любыми недостатками в физической, интел­лектуальной или психической сферах имеют право на материаль­ное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; пра­во на жизнь в таких условиях и в такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни их сверстников и в кото­рых человек с ограниченными возможностями чувствовал бы себя комфортно; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения; право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на то, чтобы их особые потребности принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Таким образом, общественно полезный труд и социальная по­лезность человека — далеко не главные и единственные цели со­временной концепции социальной реабилитации. Главным стано­вится ликвидация социально-экономического и нравственно-эти­ческого притеснения, стигматизации и маргинализации человека с ограниченными возможностями и его общественного призна­ния большинством членов социума и соответствующими соци­альными институтами.

Современная концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо полагает, что «дол­жен меняться не только человек с ограниченными возможностя­ми, но и общество, которое должно изъять негативные установ­ки, ступени и узкие двери, а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами, и предоста­вить всем равные возможности полноценного участия в различ­ных сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к пра-

1 Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание — М 2003. - С. 87.


им нам здоровых людей»'. Понятно, что для достижения статуса действительно равных возможностей обществу приходится затра­чивать на людей с ограничениями в жизнедеятельности и здо­ровье больше ресурсов для того, чтобы их возможности и воз­можности обычных людей в подлинном смысле стали равными.

В соответствии со Стандартными правилами обеспечения рав­ных возможностей для инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1(Ш)2 наиболее перспективным способом решения социокультур­ных проблем людей с ограниченными возможностями является их интеграция в общество.

Специальный педагог, начиная работу с ребенком, с первых /шей его жизни закладывает тот фундамент социокультурного нк точения, на котором впоследствии будут строиться стиль и образ ■киши данного человека. Педагогу необходимо учитывать специ­фические (пол, возраст, социальное происхождение) и типоло-i ические особенности (характеристики определенной группы лю-irii, имеющих одно и то же нарушение развития), возможности интеграции и преодоления психолого-педагогическими способа­ми проблем социокультурного включения каждого конкретного целовека (ребенка).

Современный процесс социокультурного включения и адап-шрования людей с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявлять социокультурное содержание жизнедеятель­ности людей с отклонениями в развитии различных категорий и определять систему педагогических и социокультурных мер, на­правленных на преодоление существующих и возникающих про­ймем социальной и культурной их интеграции.

Специальная педагогика, устанавливая конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание, органи­зацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, учитывает также социокультурную важность идеи независимого об­раза жизни. Она изучает качественное своеобразие проблем социо­культурного включения применительно к каждой категории детей В особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует значимые навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой категории обучаемых.

В процессе специального обучения и воспитания приобретают­ся необходимые базовые навыки в сферах жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации.

1 Астапов В. М., Лебединская О. #., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические Ьпекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы I детьми, имеющими отклонения в развитии. — М, 1995. — С. 6.

' «Стандартные правила» являются основным международным документом, фиксирующим важнейшие принципы социокультурной жизни людей с ограни­ченными возможностями в обществе.


 




Их развитие продолжается в условиях взрослой жизни; и только на такой основе складывается независимый образ жизни.

Жизнеобеспечение (средство материального обеспечения, рабо­та и творческая деятельность, самореализация; для людей с тяже­лыми и множественными нарушениями больше подходит катего­рия занятости) предполагает участие человека с ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, в доступной продуктивной деятель­ности, а также в ведении собственного домашнего хозяйства, бытовом обеспечении, самообслуживании.

В условиях рыночных отношений возможность участия людей с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере за­труднена: от них требуется конкурентоспособность на рынке тру­да, предполагающая наличие сравнительно высокой профессио­нальной квалификации, мобильности, коммуникабельности. При несоответствии таким условиям человеку с ограниченными воз­можностями трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной жизни и адаптированность в ней, необходимый уровень образования — вот важные условия, предопределяющие трудоустройство и трудовую деятельность, участие в экономических отношениях.

Как показывают исследования отечественных социологов, зна­чительная часть людей с ограниченной трудоспособностью не счи­тают собственный труд средством материального обеспечения жиз­ни, занимая иждивенческую позицию. Это — результат неудов­летворительного социального воспитания (начинающегося еще в дошкольный и школьный периоды), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное обеспечение, бла­готворительность, заниженную личностную социальную оценку, формирование «социальной роли инвалида».

Жизнеобеспечение невозможно без участия в экономических отношениях социальной среды. Ребенок (подросток) с особыми образовательными потребностями на доступном для себя уровне должен получить за период обучения определенную компетент­ность в накоплении и трате денег, информацию об источниках дохода — заработной плате, пенсии, социальной помощи, ссуде и заеме денег, кредите, о домашнем или семейном бюджете. Ему также необходимо овладение рядом компетенций, связанных с жилищем и проживанием, — жилищные условия, регистрация про­живания, коммунальные платежи, собственность и получение квартиры, льготы для инвалидов, а также уход за жильем, его ремонт, безопасность проживания, адаптированность жилья к соответствующим ограничениям жизнедеятельности человека.

К этой же сфере жизнеобеспечения относятся знания, связан­ные с сохранением и поддержанием здоровья, — профилактика, ги­гиена, здоровый образ жизни, лечение и медицинская реабили-


пщия. Эти компетенции формируются в процессе школьного обу-рния как в связи с учебными предметами, так и самой практи­кой организации пребывания в условиях школы.

Одной из базовых для любого человека является потребность в осюпасности и защищенности. Эта потребность удовлетворяется в процессе жизнеобеспечения, если сам индивид во многом подготов­ит к самостоятельному и активному сохранению собственной бе­зопасности. Людям с нарушениями развития именно в силу име­ющихся у них ограничений крайне важно владеть определенными Пиниями и навыками, обеспечивающими их безопасность, — передвижение по городу, переход улиц (для людей с сенсорными нарушениями и ограничениями подвижности), оповещение о по­жаре и других бытовых катастрофах (для людей с нарушением слуха и зрения) и др. В школьной программе для этого предусмотрен курс по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Социализация — это процесс и результат освоения человеком шаний и навыков общественной жизни, выработки общеприня­тых стереотипов поведения, обретения ценностных ориентации, принятых в данном обществе, что позволяет ему участвовать в разных ситуациях общественного взаимодействия. Вместе с тем по процесс и результат освоения многообразных социальных ро­лей (жилец дома, сосед, покупатель, клиент, пациент, подчи­ненный, сотрудник, член команды, товарищ и др.), это и выпол­нение различных социальных функций на основе знания своих прав и обязанностей (гражданин, избиратель, работник, учащийся, сту­дент), знание и соблюдение правил участия в функционировании социальных институтов (семья, сверстники и окружающие, раз­личные общественные организации, объединения — детский сад, школа, учреждения профессионального образования, клиники, приюты, реабилитационные центры, учреждения и организации, где проходит трудовая или досуговая деятельность человека, и др.), которые в свою очередь активно содействуют социализации чело­века с ограниченными возможностями жизнедеятельности и ос-иоению им необходимых социальных ролей.

Специальная педагогика, конечно, принимает во внимание то обстоятельство, что на социализацию человека с ограниченными иозможностями неизбежно оказывается конфессиональное влия­ние (например, православной церкви, иных конфессий), а также влияние средств массовой информации, неформальных объедине­ний, союзов, общественных организаций инвалидов. Социология людей с ограниченными возможностями изучает роль и возможно­сти участия этих структур в формировании личности, в ее социаль­ной идентификации, в освоении позитивных и негативных (с точ­ки зрения концепции независимой жизни) социальных ролей.

Важным условием полноценной жизни человека является ов­ладение навыками социального взаимодействия и общения — ком-


муникацией. Люди с ограниченными возможностями испытываю! в этом отношении значительные затруднения, так как для них доступ к различного рода источникам информации ограничен по многим причинам: наличие коммуникативных барьеров, ограни­чение мобильности, недостаточность навыков межличностного взаимодействия, а также неприятие или сведение до минимума общения с ними со стороны большинства членов социума. Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое нарушение приобретает центральное значение при формирова­нии и становлении личности, превращается в мучительное сосре­доточение личностных переживаний, что весьма отрицательно отражается и на самом процессе социализации, и на развитии навыков социальной коммуникации.

Содержание и организация специального образования пред­усматривают (как в структуре учебных предметов, так и в повсе­дневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе, планируя развитие навыков общения в характерных со­циокультурных ситуациях, овладение стандартными схемами со­циального поведения и взаимодействия, умениями вхождения (включения) в социальное окружение и полноценного существо­вания в нем, навыками само- и взаимопомощи в сложных ситуа­циях. В процессе обучения человек с ограниченными возможностя­ми приобретает умение взаимодействовать с различными социальны­ми группами, с представителями разных поколений (более стар­ших или более младших по отношению к нему самому), учится цивилизованно участвовать в случающихся конфликтных ситуаци­ях и при возможности в их позитивном разрешении.

Важными аспектами социального, в том числе духовно-эсте­тического, взаимодействия с окружающей средой, с социумом являются освоение культуры, социокультурных норм и ценностей, общение и взаимодействие в контексте этой культуры, а также в контексте соприкасающихся с ней субкультур. Речь идет о приня­тии (на возможном уровне) материальных и духовных аспектов культуры, а также эстетических, этических, витальных (жизнен­ных), религиозных норм и ценностей.

В реализации социального взаимодействия и коммуникации одну из главнейших ролей играет умение пользоваться необходимыми для этого средствами, и прежде всего языком общения, адекватным среде взаимодействия (например, языком словесной речи для об­щения глухих со слышащими и жестовым языком для общения в условиях субкультуры глухих) или доступным для данного чело­века с его специфическими возможностями (например, графи­ческим, символьным, письмом в ситуации тяжелых и множествен­ных нарушений, не позволяющих общаться устной или письмен­ной речью). Для успешности коммуникации имеет значение и умение пользоваться принятыми в данном сообществе нормами


пИщения (например, культура телефонного разговора), а также но зможными информационными каналами общения — печатны­ми носителями, факсовыми сообщениями, электронной почтой и г. п.

Человек с ограниченными возможностями в процессе соци-Ш1Ы10ГО воспитания должен познакомиться и сформировать свое отношение к специфическим проблемам социализации людей с ограниченными возможностями вообще и в частности тех, кто откосится к его нозологической группе (например, глухих), пред­ставлять смысл и наличие рентных установок, особенности соци­альной роли и социального положения инвалида, знать о суще-стиовании социальной стратификации (различия в распределении жизненных возможностей) и пр.

Для нормальной жизни в социуме именно такой человек, как никто другой, должен быть подготовлен не только к ведению про­дуктивной жизни, но и к умелому сохранению и восстановлению жизненных сил и здоровья, частично утрачиваемых в повседнев­ной деятельности. Он должен уметь организовывать свой отдых и ЮСуг — рекреацию (или принимать содействие и помощь в этом отношении).

Безусловно, существуют некоторые объективные ограничения возможностей участия людей данных категорий в различных, даже доступных им, формах досуговой деятельности — некоторые из них обусловлены трудностями передвижения или иными физи­ческими нарушениями, другие — сложностями восприятия (слу-чоного, зрительного) и ситуационного адаптирования. На умень­шение влияния этих объективных факторов направлено создание соответствующей рекреационной среды, например специальное оборудование зрительных или концертных залов; однако подобные меры не всегда решают проблему доступности. Тем не менее нельзя допускать отстранения людей с ограниченными возможностями от участия в разнообразных формах досуговой деятельности.

Специальная педагогика в структуре воспитательной работы предусматривает, начиная с раннего возраста, включение, при­учение и посильное участие детей и подростков с ограниченными iюзможностями в рекреационных мероприятиях общего назначе­ния, формирование у них интереса и привычки участвовать в раз-пых формах специально организованной досуговой деятельности, учитывающей их возможности. Такие формы досуговой деятель­ности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, все же содействуют развитию навыков, необходимых для социальных контактов как с социумом вообще, так и в рамках своей субкуль­туры (например, субкультуры глухих), способствуют личностно­му развитию детей и подростков, приучают их к активному и це­лесообразному проведению досуга и в целом к здоровому образу жизни (адаптивная физическая культура, спорт, танцы, экскур-


 




сии, декоративно-прикладное искусство, ремесла, клубы по ин­тересам, дополнительное образование и др.).

В процессе досуговой деятельности продолжает осуществлять­ся коррекция и компенсация вторичных нарушений и отклоне­ний в развитии средствами культуры, искусства, спорта, досуго­вой активности, освоения новых ремесел. Формирование рекреа­ционных установок, потребностей и навыков закладывается с са­мого начала включения ребенка в систему специальной педагоги­ческой помощи.

Таким образом, специальное образование людей с ограничен­ными возможностями является весьма хрупким инструментом содействия саморазвитию личности, крайне зависимым от куль­туры и политико-экономической обстановки, существующей в конкретном обществе, государстве, цивилизации, и нуждается в постоянной поддержке и защите своих прав, оснований и дей­ственных форм со стороны большинства гуманистически ориен­тированной части социума.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1904 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2174 - | 2122 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.