Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тойнби А. Постижение истории




...Подлинный предмет [Истории] — жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав ее истории, в совокуп­ности всех составляющих ее общин. Внешний аспект — это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве.

...нами было классифицировано девятнадцать обществ: западное, православное, иранское и арабское (в настоящее

время оно входит в исламское), индуистское, дальневосточ­ное, эллинское, сирийское, китайское, минойское, шумер­ское, хеттское, вавилонское, андское, мексиканское, юка­танское, майянское и египетское... Исследуя основания каждого отдельного общества, в одних случаях мы обнару­живаем, что оно состоит в сыновнем родстве с более древ­ним обществом благодаря наличию вселенской церкви. В других случаях такая связь не просматривается. Итак, мы определили, что вселенская церковь является основным признаком, позволяющим предварительно классифициро­вать общества одного вида...

Если возраст Человечества равняется приблизительно 300 тыс. лет, то возраст цивилизаций, отождествляемый до сих пор с длительностью человеческой истории, равен ме­нее чем 2% данного отрезка. На этой временной шкале все выявленные нами цивилизации распределяются не более чем в три поколения обществ и сосредоточены в пределах менее пятой части времени всей жизни Человечества. С философской точки зрения их жизнь протекает в одно и то же время.

Итак, если на плане... улицы точками изобразить двад­цать одну цивилизацию, то обнаружится, что точки не рас­сыпаются равномерно по всей длине улицы. Можно за­метить, что они сгрудились в одном весьма узком месте. Сзади оказывается довольно большое пространство, кото­рое все из ехавших, включая и неудачников, успешно пре­одолели. Впереди же — то же свободное пространство — туда еще не въехала ни одна машина. Это и есть самая длинная часть дороги. Разумеется, если ограничить внима­ние лишь той частью улицы, где наблюдается скопление точек, то и говорить, собственно, не о чем. Какие-либо выкладки или сравнения будут просто невозможны. Если же рассматривать все точки по всей длине улицы, то можно увидеть, что дистанции между ними ничтожно малы по сравнению с расстоянием, которое отделяет их от начала и конца пути.

Общество в своем жизненном процессе сталкивается с рядом проблем, и каждая из них есть вызов. Иными сло­вами, можно сказать, что функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творчес­кий стимул», способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное, с точки зрения усложнения структуры, со­стояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию.

...существует определенная мера суровости испытания, когда стимул вызова достигает наивысшей эффективнос­ти. Назовем эту степень суровости оптимумом. В соответ­ствии с этим стандартом некоторые другие представления данного вызова окажутся недостаточными, а другие пред­ставления того же вызова — избыточными, тогда как на отрезке оптимума этот вызов мог бы стимулировать мак­симально успешный ответ.

...можно, вероятно, утверждать, что серия успешных от­ветов на последовательные вызовы должна истолковывать­ся как проявление роста, если по мере развертывания про­цесса наблюдается тенденция к смещению действия из области внешнего окружения — физического или челове­ческого — в область внутреннюю. По мере роста все мень­ше и меньше возникает вызовов, идущих от внешней среды, и все больше и больше появляется вызовов, рожден­ных внутри действующей системы или личности. Рост оз­начает, что растущая личность или цивилизация стремит­ся создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое соб­ственное поле действия.

Воспользовавшись символом дороги, представим себе реальную дорогу далекого прошлого. Поначалу по ней мед­ленно движется примитивный колесный транспорт... По­скольку наша воображаемая дорога перегружена, столкно­вения неизбежны. Однако никто не боится, потому что серьезная опасность никому не угрожает, ибо мускульная сила, с помощью которой движутся все эти транспортные средства, не может развить высокую скорость. Однако проблемы на нашей дороге есть — это прежде всего про­блема сохранности и защиты грузов и проблема времени...

А теперь посмотрим на путь-дорогу наших дней, по которой мчится, рыча, механизированный транспорт. Здесь решена проблема скорости и сохранности грузов, если су­дить по огромным грузовикам с прицепами и спортивным автомашинам, летящим, словно выпущенная пуля. Но в то же время проблема столкновения стала проблемой номер один. Конечно, если шофер трезв и вполне профессиона­лен, то он не опасен для себя и других, но глупец или без­ответственный человек за рулем опаснее, чем дурак на стогу сена. Итак, современная магистраль предъявляет человеку вызов уже не технологического характера, а психологиче­ского. Старый вызов физического расстояния превратился, таким образом, в новый вызов человеческих отношений — между водителями, которые, научившись «уничтожать рас­стояния», столкнулись с опасностью уничтожить друг друга.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 396 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.