Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения




Мир не состоит из одних лишь событий; кроме них в нем есть еще и жизнь, и с этой жизнью, насколько она находится в пределах моей досягаемости, я должен иметь связь не толь­ко пассивную, но и активную. Посвящая себя служению тому, что живет, я достигаю положения, при котором моя деятельность в этом мире имеет смысл и цель...

Благоговение перед жизнью содержит в себе три суще­ственных элемента мировоззрения — смирение, миро- и жизнеутверждение и этику — как взаимосвязанные резуль­таты мышления.

Среди мировоззрений прошлого и настоящего есть ми­ровоззрения смирения, мировоззрения миро- и жизнеутверждения и мировоззрения, стремящиеся удовлетворить этическим требованиям. Не существует, однако, мировоз­зрения, способного объединить в себе эти три элемента. Такое объединение возможно лишь при условии, что все они понимаются как следствия универсального убежде­ния — благоговения перед жизнью, в котором они содер­жатся все вместе и каждое в отдельности...

Что говорит этика благоговения перед жизнью об от­ношениях между человеком и творением природы..?

Этична только абсолютная и всеобщая целесообразность сохранения жизни, на что и направлена этика благоговения перед жизнью. Любая другая необходимость или целесооб­разность не этична, а есть более или менее необходимая не­обходимость. В конфликте между сохранением моей жиз­ни и уничтожением других жизней или нанесением им вреда я никогда не могу соединить этическое и необходимое е относительно этическом, а должен выбирать между этическим и необходимым, и в случае, если я намерен выбрать последнее, я должен отдавать себе отчет в том, что беру на себя вину в нанесении вреда другой жизни...

Я покупаю у туземцев орленка, которого они поймали на берегу, чтобы спасти его от жестоких рук. Но теперь я должен решить: или позволить ему умереть с голоду, или убивать каждый день несколько рыбешек, чтобы кормить его. Я решаю в пользу второго варианта, но каждый день я отчетливо сознаю ответственность за принесение одной жизни в жертву другой...

Этика благоговения перед жизнью заставляет нас почув­ствовать безгранично большую ответственность и в наших взаимоотношениях с людьми.

Она не дает нам готового рецепта дозволенного само­сохранения; она приказывает нам в каждом отдельном слу­чае полемизировать с абсолютной этикой самоотречения. В согласии с ответственностью, которую я чувствую, я дол­жен решить, что я должен пожертвовать от моей жизни, моей собственности, моего права, моего счастья, моего времени, моего покоя и что я должен оставить себе.

 

Шпенглер О. Закат Европы

Древний мир — Средние векаНовое время, вот неве­роятно скудная и бессмысленная схема, безоговорочное гос­подство которой над нашим историческим мышлением без конца мешало нам правильно воспринимать действитель­ное место, ранг, гештальт, прежде всего срок жизни ма­ленькой части мира, проявляющегося на почве Западной Европы со времен немецких императоров, в его отноше­нии ко всемирной истории человечества...

Это ограничивает объем истории, но гораздо хуже то, что это сужает ее арену. Ландшафт Западной Европы об­разует здесь покоящийся полюс — непонятно, в силу ка­кого еще основания, кроме разве того, что мы, творцы этой исторической картины, именно здесь и чувствуем себя как дома, — полюс, вокруг которого скромнейшим образом вращаются тысячелетия мощнейших историй и далеко от­стоящие огромные культуры. Это целая планетарная сис­тема, изобретенная на крайне своеобразный лад...

Я называю эту привычную для нынешнего западноев-ропейца схему, в которой развитые культуры вращаются вокруг нас как мнимого центра всего мирового свершения, птолемеевской системой истории и рассматриваю как коперникианское открытие в области истории то, что в этой книге место старой схемы занимает система, в которой античность и Запад наряду с Индией, Вавилоном, Китаем, Египтом, арабской и мексиканской культурой — отдель­ные миры становления, имеющие одинаковое значение в общей картине истории и часто превосходящие античность грандиозностью душевной концепции, силой взлета, — занимают соответствующее и нисколько не привилегиро­ванное положение.

Культуры суть организмы. Всемирная история — их об­щая биография. Огромная история китайской или антич­ной культуры представляет собой морфологически точное подобие микроистории отдельного человека, какого-нибудь животного, дерева или цветка... В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырастающих друг возле друга, сопри­касающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга куль­тур исчерпывается содержание всей человеческой истории.

Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безли­кого, нечто ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмеже­ванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осу­ществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию... Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются — она становится цивилизацией... В таком виде может она, иссохшее гигантское дерево в девственном лесу, еще столетиями и тысячелетиями топорщить свои гнилые сучья. Мы видим это на примерах Китая, Индии, мира ислама.

Что, однако, всецело отделяет античную и индийскую картину истории от китайской и арабской, а с еще боль­шей резкостью от западной ее картины — это узость гори­зонта...

То, что могли и должны были знать греки об истории Древнего Египта, они никогда не допускали в свою соб­ственную картину истории, замыкавшуюся для большин­ства из них событиями, о которых еще в состоянии были поведать старейшие из ныне живущих...

Арабская культура первой отважилась на поразительный шаг в сфере исторического мышления, причем сделали его как иудеи, так и персы со времен Кира. Шаг этот заклю­чался в том, что легенда о сотворении мира связывалась с современностью реальным летоисчислением; у персов бы­ли даже хронологически предустановлены Страшный суд и явление Мессии...

Подготовленная христианским летоисчислением,...кар­тина всемирной истории начинается сразу же с колоссального расширения. Ок. 1200 г. Иоахим Флорский глубоко истолковал воспринятый западной церковью магический образ, поняв всю мировую судьбу как последовательность трех периодов — Отца, Сына и Св. Духа. Это сопровож­далось все большим раздвиганием географического гори­зонта, который уже во времена готики был расширен викингами и крестоносцами от Исландии до отдаленных регионов Азии. Наконец (и в отличие от всех прочих куль­тур), впервые с 1500 г. вся земля становится ареной чело­веческой истории для незаурядных людей барокко. Лишь благодаря компасу и подзорной трубе чисто теоретическое допущение шаровидности Земли стало у образованных лю­дей этого позднего времени действительным ощущением того, что они обитают на шаре в космическом простран­стве

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2147 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.