Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Франк С. Д. Духовные основы общества




Что общественная жизнь не совпадает с миром матери­ального бытия — ни с материальными вещами вроде кам­ня, дерева, химического элемента, ни с материальными, физическими и химическими процессами вроде движения, тепла, электричества, горения и т. п. — это, казалось бы, настолько самоочевидно, что не заслуживает особого рас­смотрения. Однако уже наличие такого социально-фило­софского направления, как «экономический материализм», которое, усматривая сущность общественной жизни в хо­зяйстве, тем самым ставит ее в конститутивную связь с материальными вещами и процессами.., заставляет подроб­нее остановиться на этом соотношении.

С одной своей стороны, общественные явления бес­спорно связаны с явлениями материальными. Обществен­ные явления слагаются ведь непосредственно из человечес­ких действий, последние же, в силу связи человеческой личности с телом, выражаются всегда в телесных, матери­альных процессах. Более всего эта связь бросается в глаза в хозяйственной деятельности: принадлежа, с одной сто­роны, к области общественной жизни, она вместе с тем имеет сторону, которою она соприкасается с физическим миром и входит в его состав. В лице производства она со­стоит в физико-химическом (или биологическом) измене­нии природной связи, в транспорте и обмене она связана с пространственным перемещением вещей. Но и всякое другое общественное явление имеет свою физическую сто­рону или связано с физическими процессами уже потому, что человеческое действие немыслимо без телесных дви­жений и воздействий на внешнюю среду. В некоторых слу­чаях это особенно заметно: так, война в качестве разруше­ния, причиняемого местности, в которой она происходит, в качестве массового скопления и передвижения людей, животных, машин и орудий, в качестве массового уничто­жения жизней есть несомненно и в физическом, видимом и осязаемом мире событие, потрясающее своей значимо­стью; революция вряд ли возможна без скопления людей на улицах, разрушения зданий, беспорядка в уличном дви­жении. Но в конечном счете то же соотношение имеет силу во всяком общественном явлении без исключения. Вопрос, однако, заключается в том, состоит ли социальное явление, как таковое, из этих физических процессов, или оно только связано с ними и имеет их своим внешним следствием и спутником.

Нетрудно усмотреть, что именно лишь последнее соот­ношение выражает подлинное существо дела. Дело в том, что смысл общественного явления, то, что образует его подлинное существо, не имеет, как таковое, никакого от­ношения к физической природе и физическим процессам. Это видно уже из того, что не существует никакой пропор­циональности между существом и содержанием общест­венного явления, как такового, с одной стороны, и его физическими последствиями и спутниками — с другой. Ве­личайшие социальные перевороты вроде, например, отме­ны крепостного права могут в физическом мире пройти, так сказать, совершенно незаметно; для чисто внешнего, чувственного восприятия день 19 февраля 1861 года, поло­живший историческую грань между старой, крепостной и новой, свободной Россией, ничем с физической стороны, в видимом облике жизни, не отличался существенно от других дней... Даже в хозяйственной жизни, которая по своему внутреннему существу необходимо связана с изме­нениями внешней среды, нельзя по внешним признакам отличить хозяйственно-осмысляемую, т. е. подлинно эко­номическую, деятельность от любого другого, хозяй­ственно-бессмысленного и безразличного человеческого действия. Экономический материализм — оставляя здесь в стороне проблему общественного значения хозяйствен­ной жизни — в качестве материализма несостоятелен уже потому, что строй хозяйства совсем не определен однознач­но технически-физическими условиями, а зависит от ха­рактера народа, его нравов и нравственных воззрений и т. п...

Коротко говоря: несмотря на всю свою связь с физи­ческой действительностью и соприкосновением с ней, об­щественная жизнь, как таковая, сама не может принадле­жать миру физических явлений просто потому, что она в своем внутреннем существе, т. е. в тех признаках, которые конституируют явление в качестве общественного, вообще чувственно не воспринимаема, извне не дана; она позна­ется лишь в некоем внутреннем опыте. Что такое есть се­мья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и пр.; словом, что такое есть социальное бытие и как совершается социаль­ное явление — этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия; это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невиди­мой общественной действительности. В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный всякому социальному материализму, всякой попытке биологиче­ского или физического истолкования общественной жиз­ни. Общественная жизнь по самому существу своему ду­ховна, а не материальна.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 749 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2508 - | 2259 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.