Пахота. Без даты. Холст, темпера. 81 х 137
Красная земля. I. 1954. Холст, темпера. 93 х 154
Священная флейта. III. 1955. Холст, темпера. 91 х 154
Священная флейта. I. 1946. Холст, темпера, масло. 92 х 139
Весть. Без даты.
Весть. Без даты.
Красная земля. II. 1947. Холст, темпера. 92 х 153
Весть. 1953. Холст, темпера. 91 х 155
Спасаясь от бури. 1953. [Холст, темпера]. 91,5 х 153
Спасаясь от бури. 1947. Холст, темпера.
Вестник. 1947. Холст, темпера. 91,5 х 152
Вестник. Эскиз. 1958. Оргалит, масло. 30,5 х 45,6
Заклинатель змей. 1937. Холст, темпера. 138 х 122,5
[Девушка и лебедь]. Без даты.
Женщина из племени гадди. Эскиз. [1960-е гг.] Картон, темпера. 30,5 х 45,6
Женщина из племени гадди. 1961. Холст, темпера. 60,7 х 91
Ближе к тебе, мать-земля. 1968. Холст, темпера. 111,3 х 242,8
Триумф Евы. 1968. Холст, темпера. 111,3 х 242,8
Ты не должен видеть этого пламени. 1968 Холст, темпера. 111,2 х 192,2
Воззри, человечество! (Предупреждение человечеству). 1962
Холст, темпера. 111,3 х 242,8
Тот другой мир. 1972. Холст, темпера. 60,7 х 91
И мы приближаемся. 1967. Холст, темпера. 111,3 х 192,2
Гималаи. III. 1974. Холст, темпера. 60,7 х 106
Гималаи. 1973. Холст, темпера. 60 х 105
Тонкий мир. Без даты. Картон, темпера. 30,6 х 45,5
Деревья-шары. Без даты. Картон, темпера. 30,5 х 45,6
Свет через дупло. 1968. Оргалит, масло. 44 х 28
Ритм жизни невидимой. Без даты. Картон, темпера. 30,5 х 45,6
Куда идешь, брат мой? (Вариант). 1934. [Холст, темпера]. 120 х 74, 5
Дамодар Кунд. 1943. Холст, темпера. 138 х 87
Трипура Сундари. Наггар. 1937. Холст, темпера. 60,7 х 91
Наггар. 1944. Картон, темпера. 29 х 43
Цветущее дерево. 1955. Картон, темпера. 45,5 х 30,6
Пейзаж. 1957. Оргалит, масло. 45 х 29,5
Дожди. 1971. Холст, темпера, масло. 38 х 48
Желтое облако. 1949. Картон, темпера. 30,6 х 45,5
Лилово-синие горы. Эскиз. 1954. Картон, темпера. 30,6 х 45,9
Гепан. 1934. Холст, темпера, масло. 61 х 91
Пейзаж. Без даты. Дерево, масло. 32,4 х 46
Пейзаж. Без даты. Дерево, масло. 30,2 х 59,5
Весна. 1973. 32,7 х 46
Пейзаж. 1970. Дерево, масло. 39,8 х 45
Весна пришла. 1972. Оргалит, масло. 34,1 х 46,8
Apaнгутте. 1971. Оргалит, масло. 30,3 х 60,7
Весна в Кулу. 1939. Холст, темпера. 76,5 х 123
Этюд. 1944
Пейзаж. Без даты.
Девушка из племени в голубом тюрбане. Без даты.
Бильбергия. 1959. Оргалит, масло. 44,2 х 29
Натюрморт. 1964. Холст, темпера. 95 х 57
Лилии. 1938. Холст, масло. 30,5 х 23
Натюрморт. 1932. Оргалит, темпера, масло. 28 х 47
Тибет. Без даты. 44,8 х 29,5
Мотив фрески. 1925
Женская фигура в японском костюме. Без даты.
Картон, акварель, карандаш. 64,8 х 49,4
Из серии графических работ по мотивам восточных сказок 1921 – 1922.
Бумага, китайская тушь.
СПИСОК РЕПРОДУКЦИЙ
А
Автопортрет 143, 189
Ангелы снова будут петь 148, 149
Арангутте 273
Б
Бабушка и внучка 195
Бильбергия 278
Ближе к тебе, мать-земля 246
В
Весна 270
Весна в Кулу 274
Весна пришла 272
Вестник 240, 241
Весть 234, 235, 237
Вечная жизнь 229
Вечный зов 158
Воззри, человечество! (Предупреждение человечеству) 249
Возлюби ближнего как самого себя 144, 145
Г
Гепан 267
Гималаи 252, 253
Гирнар 173
Глина приобретает форму (Дом гончара) 223
Д
Дамодар Кунд 259
Девочка из Лахула 193
[Девушка и лебедь] 243
Девушка из племени в голубом тюрбане 277
Деревья-шары 255
Добрый самаритянин 156
Дожди 264
Дочери моря 222
Дуссера. Кулу 172
Е
Елена Ивановна Рерих 186, 187
Ж
Желтое облако 265
Женская фигура в японском костюме 284
Женщина в красном 214
Женщина из племени гадди 244, 245
Жертвоприношение 152
З
Заклинатель змей 242
И
И мы приближаемся 251
Из серии графических работ по мотивам восточных сказок 285
К
Как в былые дни 157
Канченджанга. Тайный час 174
Карма Дордже 204, 205
Кочевницы из Спити 217
Красная земля 231, 236
Куда идет человечество 161
Куда идешь, брат мой? 258
Л
Лилии 280
Лилово-синие горы 266
Людмила Богданова 197
М
Мои соседи 224
Мой дом 225
Молчание (Тишина) 227
Мотив фрески 283
Моя сестра 213
Моя страна прекрасна 228
Н
Наггар 261
Натюрморт 279, 281
Непальский мальчик 192
О
Освобождение 160
Отшельник 165
П
Пандит Мору Рам 203
Пахота 230
Пейзаж 263, 268, 269, 271, 276
Пиета 146
Победа 169
Подвиг 166
Портрет г-жи Асгари М. Кадир 211
Портрет г-жи Девики Рани Рерих 188, 190, 191
Портрет г-жи Кэтрин Кэмпбелл 200, 201
Портрет д-ра Джеймса Казинса 198, 199
Портрет девочки 210
Портрет молодого мужчины 196
Портрет молодого человека 215
Портрет Н. К. Рериха 175-185
Портрет Шри Джавахарлала Неру 202, 206, 207
Р
Радуга водопада 212
Распятое человечество 161, 162
Ритм жизни невидимой 257
Рошан Ваджифдар 208, 209, 218, 219
С
Сага о Гесэр-хане 170, 171
Сагарика, или Из пены морской. Керала 226
Свет через дупло 256
Священная флейта 232, 233
Священные слова (Слова Учителя) 164
Спасаясь от бури 238, 239
[Странница] 154, 155
Т
Танцор из Кулу 216
Тибет 282
Тонкий мир 254
Торговцы 194
Тот другой мир 250
Трипура Сундари. Наггар 260
Триумф Евы 247
Труд 220, 221
Трудимся ночью 168
Ты не должен видеть этого пламени 248
X
Христос в пустыне 153
Христос с учениками 150
Христос у моря Галилейского 151
Ц
Цветущее дерево 262
Ч
Чаша Будды 163
Через перевал 167
Э
Этюд 275
Я
Я был человеком 147
Яков с Ангелом 159
________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИСКУССТВО СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
Д-р X. Гётц
Святослав Рерих сформировался как мастер интернациональный, – живя в России, Швеции, в Париже, в Европе, Соединенных Штатах, Индии и получив воспитание в среде, для которой культурные достижения Востока и Запада предстают не как непримиримые полярности, но как дополняющие друг друга полюса. Восток для него – не новое открытие, но хорошо знакомый опыт. Но именно по этой причине его подход отличается большей степенью критичности и в то же время более глубокой проникновенностью.
Его творчество более интеллектуально – в хорошем смысле этого слова, – чем искусство Николая Рериха. Оно разнообразно и кому-то может даже показаться эклектичным. Однако такое толкование вряд ли уместно. Ибо эклектика по недостатку оригинальности придерживается готовых моделей, соединяя их в некое подобие новой композиции. Святослав Рерих в своем искусстве порою пользуется подобными моделями, но только для того, чтобы углубить его содержание за счет ассоциативного подтекста. Этот метод роднит его с китайскими и японскими художниками и поэтами; однако такой метод по плечу лишь утонченному, высокообразованному мастеру.
Той же широтой подготовки объясняется и замечательное разнообразие его техники, во всех ее нюансах, от явного натурализма до монументального декоративного стиля и выразительного, глубокого экспрессионизма. Каждый из них представляет собой соответствующий выражению стоящего за ним опыта язык, который у подобной личности способен охватывать самый широкий диапазон – от всепоглощенности и созвучного отклика до страстного протеста.
И если страстный отклик требует символа, обобщения и усиления выразительности, то мистически – созерцательная всепоглощенность нуждается в наблюдательности по части деталей, но деталей как составных частей единого Космоса. Тот, кто любит ясную, покойную Вездесущность Космоса в живописи Вермеера, знает, что натурализм не следует отождествлять с материализмом. Ведь он может быть также и средством выражения символизма, свободного от внешних атрибутов традиции, ибо все здесь раскрывается как символ имманентного Божества.
В этом отношении искусство Святослава Рериха, особенно его пейзажи, отражает ту же разлитость Космоса во всем сущем, что и у Вермеера, хотя в других отношениях эти двое могут показаться разными. Современно или традиционно его искусство? – Привычные мерки здесь не годятся. – Оно впитало в себя лучшие достижения прошлого, но при этом не зависимо от традиционных, будь то восточных или западных, формул.
Искусство Святослава Рериха, вне всякого сомнения, глубоко религиозно и сокровенно по сути своей. Но, свободные от условностей, космическое видение Веданты и нравственные устои Христианства выражены в нем в согласии с современным научным опытом. Это здоровое, глубоко нравственное искусство, которое корнями своими уходит в прошлое, живет настоящим и верит в будущее, искусство, которое обнимает собою все сущее как проявление множества ликов Единой Вечности.
"The Illustrated Weekly of India"
Сентябрь 1952 г.