Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство —в€тослава –ериха 4 страница




ѕроблемы техники требуют не меньшего внимани€, чем проблемы композиции, темы, проблемы сюжета, подбора моделей, а также все те прочие бесчисленные задачи, при решении которых и создаетс€ насто€щее произведение »скусства. » как писателю следует совершенствовать свой словарь, литературную форму и стиль, так и художнику необходимо овладевать проблемами техники, котора€ должна носить индивидуальный характер и соответствовать используемым материалам. ¬се еще существует множество проблем, которые будут решены когда-нибудь позднее. ѕроблемы зрительной иллюзии, проблемы недосказанности. ѕроблемы сочетани€ красок, проблемы цвета и его воздействи€ на наши эмоции. Ќе может быть никакого сомнени€ в том, что самый первый импульс, перва€ наша реакци€ на картину вызываетс€ цветом. ÷вет приковывает к себе внимание, и наши личные предпочтени€ и пристрасти€ или же непри€тие некоторых цветов определ€ют нашу первую, положительную или отрицательную, реакцию. «атем, после первого, эмоционального, так сказать, толчка и отзвука с нашей стороны, начинаетс€ оценка композиции, рисунка, темы и технического исполнени€. Ёто уже процессы более интеллектуального пор€дка Ц когда мы реагируем на различные аспекты произведени€ искусства. ¬се эти впечатлени€ складываютс€ вновь и образуют общую оценку произведени€ искусства. ќбщую сумму всех наших реакций, анализа и мыслей. Ќо первым наше внимание всегда привлекает именно цвет. ѕрекрасные симфонии цвета, как пронизанные светом небеса, игра и переливы цветов на драгоценном опале, на редком цветке, радужные, металлические оттенки на грудке колибри или крылышке бабочки, всегда будут зачаровывать, всегда будут вызывать восхищение. » точно так же, как природа щедро рассыпает перед нами свои цвета, так и художник должен до конца исчерпать все имеющиес€ у него возможности в поисках еще более великолепных и необыкновенных комбинаций, всегда помн€ при этом, что вибрации цвета несут в себе жизнь. ѕри оценке других сторон картины следом вступает в действие наш интеллект, который сформировалс€ позже, чем наши эмоции. “аким образом, картина по очереди обращаетс€ ко всем разнообразным аспектам нашего психического склада, и чем полнее, отчетливее эти впечатлени€, тем больший отклик она в нас вызывает.

ƒвижение в живописи €вл€етс€ одной из многих проблем, которые должен решать художник. ѕоскольку картина сама по себе статична, передача движени€ должна непременно опиратьс€ на физические особенности зрени€ Ц взаимодействие линии, цвета, планов в картине должно быть непосредственно св€зано с рецепторными свойствами глаза. ’удожник должен создавать иллюзию, при которой нечто статичное выгл€дело бы динамичным. ѕростое воспроизведение тела в действии недостаточно Ц оно все равно остаетс€ статичным, как бы хорошо оно ни было изображено. Ќо постройте р€д следующих друг за другом линий и планов, и глаз будет вынужден двигатьс€ в направлении этих линий, и таким образом будет создано ощущение движени€. “акже помогает растушевка некоторых деталей или контуров вдоль плоскости движени€. «атем цвет Ц более звучные цвета должны располагатьс€ вдоль линий движени€, так чтобы вести наш взгл€д в определенном направлении. ќчень помогают дополнительные линии движени€; приглушение планов вдоль направлени€ движени€ также может значительно усилить его иллюзию. —тремительна€ лини€ несет в себе впечатление быстрого движени€. «атем, как и в других видах композиции, последовательность из трех линий более убедительна, ведь три такта в мелодии €вл€ютс€ элементарной основной структурой. Ќо здесь не может быть никакого твердого правила, поскольку в случае каждой отдельной композиции и проблемы нам приходитс€ иметь дело с бесчисленным множеством условий. ѕомните только, что все линии и плоскости движущегос€ предмета должны располагатьс€ в направлении его движени€, тогда как направление движени€ фона, на котором изображаютс€ перемещающиес€ предметы, должно быть противоположно им. ÷вет, равно как и контраст, должен постепенно усиливатьс€ и быть насыщеннее всего в центре движени€. я говорю "постепенно" Ц так, чтобы наш взгл€д следовал вдоль плоскости движени€. ¬с€ проблема состоит в том, чтобы заставить двигатьс€ взгл€д зрител€, заставить его следовать за чередующимис€ лини€ми и планами, вдоль которых происходит движение. „ем искуснее сможем мы направл€ть его взгл€д, тем полнее будет иллюзи€ движени€.

—уществует множество все еще не открытых возможностей воздействи€, заключенных в ритме, линии и цвете. „исто технический аспект живописи далеко не исчерпываетс€ теми материалами, которые нам хорошо знакомы. ќткрытие новых подходов, новой техники Ц это наследие великого мастера-первооткрывател€. Ќынешнее состо€ние нашего мира, когда все услови€ жизни посто€нно мен€ютс€, а умы людей пребывают в см€тении, когда равновесие утрачено, а ненадежность и неустойчивость стали символом времени, не может способствовать великим про€влени€м или возрождению в искусстве, так же как и гуманитарным наукам. »х подъем снова наступит, но позднее, когда мир захлестнет сплошна€ волна переустройства и начнетс€ нова€, велика€ эра.

 огда вы€в€тс€ духовные ценности жизни, которыми мы снова будем руководствоватьс€ в наших действи€х и мысл€х. » этот период наступит с такою же неизбежностью, с какой день должен следовать за ночью, но когда это врем€ придет Ц все еще остаетс€ под вопросом. ¬нутренний, духовный мир €вл€етс€ источником беспредельного вдохновени€ и безграничной красоты и радости.

¬ажность изучени€ стилей письма, технических особенностей различных стилей, а также проблем, св€занных с различными техниками, можно проиллюстрировать на примере проблемы передачи света в живописи. —амые €ркие и чистые цвета, будучи положенными на поверхности в виде плоского участка краски, всегда будут выгл€деть плоскими, лишенными света, или жизни.  ачества светоносности можно достичь только при соблюдении целого р€да условий, выполн€емых шаг за шагом в процессе наложени€ красок. —очетание цветов, знание того, какие цвета будут отражать свет и какой цвет будут иметь контуры предметов на свету, умение передавать постепенное ослабление света и использовать различные цвета дл€ передачи градаций интенсивности света Ц вот проблемы, которые должен основательно проработать художник.  ачества си€ни€ света можно достичь благодар€ тому, что называют разложением цвета, или техникой раздельного мазка, а путем выстраивани€ р€да поверхностей разложенным на оттенки цветом можно создать иллюзию света. Ќаилучшим материалом дл€ передачи света €вл€етс€ темпера. яркие и светлые тона, та легкость, с которой разложенный цвет, или раздельные мазки, можно накладывать на полотно с последующими размывками жидко разведенными красками, Ц все это делает темперу самым лучшим материалом, каким мы сейчас располагаем дл€ этой цели. ∆елтый €вл€етс€ самым €рким имеющимс€ у нас цветом дл€ передачи света. Ѕелый не обладает таким качеством светонасыщенности, хот€ как цвет он светлее. ѕри использовании белого и самых светлых из лимонно-желтых цветов, накладываемых друг на друга приемом разложенного на оттенки цвета, достигаетс€ эффект мерцающей поверхности. “о же самое относитс€ и к светло-зеленому. ѕочти что вс€кий оттенок может быть использован дл€ изображени€ света и может рассматриватьс€ как цвет света, но не все цвета обладают одинаковой ценностью с точки зрени€ передачи света. »спользу€ целый р€д дополнительных оттенков, тех оттенков, которые наблюдаютс€ во врем€ особого светового эффекта при определенных обсто€тельствах, можно добитьс€ довольно убедительного эффекта свечени€, Ц к примеру, край такого объекта, как дерево, скала и т. д., на фоне светло-желтого или оранжевого неба будет красноватым, так как ослабление света по направлению к краю темного предмета будет иметь свойство окрашивать его в красноватый цвет, и этот тон будет св€зующим тоном между светом и силуэтом. —ледующий контур внутри предмета или силуэта может иметь пурпурный оттенок, а центр силуэта будет глубокого металлически-синего цвета. ¬се эти цвета непосредственно завис€т от схемы, используемой при изображении источника света и дополнительных световых рефлексов.

¬ темперной живописи, где можно добитьс€ удивительного разнообрази€ в разложении цвета на всевозможные оттенки, можно также использовать текстуру кисти, когда при движении по полотну получаютс€ тончайшие параллельные линии чистого цвета. Ёто напластование чистого цвета может придать поверхности ощущение прекрасной насыщенности светом и жизнью. ѕринцип, конечно, более или менее тот же, что и при живописи масл€ными красками, где подмалевок покрываетс€ лессировкой, а затем повторные прописи кроющими, непрозрачными красками чередуютс€ с лессировками до тех пор, пока не получитс€ желаемого эффекта. ¬ темпере роль лессировки, примен€емой в масл€ной живописи, играет размывка жидкими, сильно разбавленными красками.

» это постепенное выстраивание поверхности дает такую глубину тонов и игру цвета, какой нельз€ достичь никаким другим методом. —уществует множество способов, благодар€ которым можно получить тот или иной эффект. ѕрозрачность воды или облачных слоев Ц к этому можно подойти с точки зрени€ эффектов, прекрасно передаваемых темперой. ƒопустим, мы пишем небо в очень легких полутонах, а точнее сказать, в гораздо более светлой и €ркой тональности, чем тот конечный эффект, который хотим воспроизвести, и затем мы размываем его жидко разведенными красками того цвета, который желаем видеть про€вленным, и после того как размывка просохнет, мы снова пишем облака поверх уже существующей основы. ѕосле того как и эти облака просохнут и станут, таким образом, устойчивыми к воздействию жидкости (ни в коем случае нельз€ растушевывать их во влажном состо€нии), можно снова увлажнить поверхность картины и проработать ее сухой, м€гкой и большой кистью, чтобы слить и см€гчить, или сгладить, контуры. Ѕлагодар€ этому способу можно добитьс€ эффекта большой глубины, €сной и прозрачной. ѕодмалевок будет до некоторой степени проступать, и нежные цветовые образовани€ будут казатьс€ вис€щими или наложенными над нижней поверхностью. “олько практика и основательное знакомство с используемыми материалами могут научить нас разбиратьс€ в поведении определенных пигментов.  аждый пигмент ведет себ€ специфическим, особым образом в зависимости от его плотности, присущей ему т€жести, кроющей способности и множества других характеристик. Ќеобходимо глубокое знание всех свойств и особенностей определенной краски, чтобы использовать все ее возможности в полной мере.

¬ темперной живописи существуют средства, позвол€ющие добиватьс€ такой реалистичности в передаче неба, что облака и в самом деле будут казатьс€ вис€щими в воздухе, от картины будет исходить свет и возникнет впечатление самой реальности.

ћазок в темпере может быть крайне разнообразным, но из-за общей плотности цвета по сравнению с масл€ными красками обычной тенденцией будет раздельный мазок. Ёта техника раздельного мазка широко примен€лась в масл€ной живописи великими мастерами, к примеру, “ицианом в конце его жизни. Ѕлагодар€ р€ду наложенных друг на друга, по-разному распределенных мазков можно достичь эффекта глубины и жизни, который про€вл€етс€ по мере того, как наш взгл€д проникает сквозь последовательные слои мазков. ј если это мазки разного цвета, то можно ожидать необыкновенно богатого эффекта. я часто намечал и писал всю картину сначала в одном тоне, предпочтительно желтоватыми оттенками. ѕервый набросок или прокладка наноситс€ на увлажненное полотно краской без св€зующего вещества. ѕри влажной поверхности возможно быстрое и непрерывное движение кисти, а отсутствие св€зующего позвол€ет без особых трудностей измен€ть рисунок и композицию.  ак только общее построение и прокладка картины начинают нас устраивать, ее легко снова увлажнить и полить св€зующим и по всей картине можно пройтись большой кистью, ввод€ св€зующее в наложенные краски.

 огда, так сказать, св€занна€ основа завершена, ей можно дать просохнуть, чтобы затвердело св€зующее, и прописать поверх нее детали довольно густыми мазками, оставив их затвердевать и сохнуть, прежде чем начать работать над ними снова. Ёто будет перва€ стади€. Ќа следующей стадии нужно приготовить все локальные краски и наложить, а точнее сказать Ц налить на подготовленную таким образом основу, а после того, как они подсохнут, можно начать писать корпусной краской, моделиру€ форму и прорабатыва€ различные цветовые переходы. Ётот метод сродни методу старых венецианских мастеров, писавших маслом, он базируетс€ на наличии легкой основы и серии последовательных лессировок. ќн дает нам дополнительную свободу рисунка и красоту исполнени€. —уществует великое множество методов, и, как имел обыкновение говорить —арджент, великие, прекрасные картины получаютс€ в результате использовани€ любого, а то и вовсе никакого метода. ¬се зависит от личного предпочтени€ художника, хот€ определенные подсказки, помогающие сократить путь, очень часто бывают полезными вначале.

»скусство суммировать впечатление Ц это осуществление синтеза. —интез Ц это всесторонний охват проблемы или предмета, сведенный к его основной сути, но с учетом всех существенных факторов. ƒать этот великий синтез в живописи и будет раскрытием подлинной цели искусства. „ем выше культурный уровень художника, тем полнее его понимание предмета и тем глубже его внутреннее видение. ћы должны стремитьс€ обогащать наш €зык средств выражени€ и расшир€ть как можно больше наши горизонты и кругозор. Ќаша внутренн€€ интуици€ нуждаетс€ в конкретных символах, чтобы иметь возможность выразить себ€. ќна нуждаетс€ в богатом хранилище слов и данных дл€ того, чтобы соткать ту ос€заемую оболочку, в которой субъективное выступит как объективное, предметное.  огда мы смотрим на пейзаж или какую-либо сцену, то видимое нами пробуждает в нас такое множество состо€ний и ассоциаций, мыслей и эмоций, что дл€ того, чтобы разобратьс€ в наших ощущени€х, мы должны правильно проанализировать впечатлени€, полученные от всех многочисленных компонентов воздействи€ этой сцены. ѕреобладающие мысли или эмоции придадут особую окраску всей сцене. ѕроста€ внешн€€, физическа€ оболочка будет иметь всего лишь второстепенное значение. ќднако умение отбросить в сторону все важные детали и сосредоточитьс€ только на самых необходимых €вл€етс€ одной из труднейших проблем, которую нужно решить, одним из величайших уроков, который нужно выучить.  ак говорил —арджент: "—амое великое искусство Ц это искусство недосказанности". „ем более велик художник, тем более развита его способность мысленного проникновени€ в изображаемый предмет.

Ќужно посто€нно упражн€ть в себе умение наблюдать. —ледует посто€нно учитьс€ и изучать работы других художников. ѕроизведени€ искусства всех народов и всех времен должны служить нашей путеводной звездой и нашим вдохновением. „ем больше впечатлений содержитс€ в нашем уме и зрительной пам€ти, тем легче нам пон€ть и выразить предмет. “очно так же, как богатый словарный запас помогает нам писать. ћисси€ художника заключаетс€ в том, чтобы нести в нашу жизнь красоту, раскрывать ее дл€ других, привлекать к ней наше внимание и показывать нечто большее, чем наша повседневность, Ц жизнь завтрашнюю, жизнь более великого мира, раскрытие следующей стадии эволюции нашей жизни. “аким образом, художник должен быть также и пророком, настроенным на звучание извечных сил, способным вчитыватьс€ в эволюционные течени€. “ак где же тогда лежат границы пол€ де€тельности художника? Ц Ќигде. Ќе может быть пределов у сферы проникновени€ художника, так же как не может быть предела проникновению философа в таинства жизни и сил ¬селенной.

—ложность течений нашей современной жизни не может, однако, не отбрасывать свой рефлекс или, вернее, тень на развитие и жизнь искусства и художников. Ц Ќестабильность, отсутствие честности, вопиющее невежество, р€д€щеес€ в пестрые одежды модернизма, неуверенность и порочный круг уравновешивани€ р€да нездоровых и несчастливых по самой своей сути обсто€тельств.  огда при посто€нно растущих ценах мы пытаемс€ создать лучшие услови€ жизни, а весь оборотный капитал перекачиваетс€ на вооружени€, те вооружени€, которые могут только разрушать. ƒобродетель Ц какой имеет она шанс в мире, разделенном на противопоставленные друг другу части и противопоставленном самому себе. »скусство Ц какое место может оно занимать у людей, убежденных, что они не получают причитающегос€ им, что работа, напр€женна€ работа, котора€ очищает и возвышает, €вл€етс€ своего рода прокл€тием, которое следует ограничить минимумом часов. ј врем€, драгоценное врем€ отдаетс€ отупл€ющим развлечени€м, которые заполонили все углы и закоулки эфира и избавл€ют нас от необходимости думать. ¬ основе вс€кого искусства лежит напр€женный труд. “€жкие, самоотверженные усили€ и самозабвенные учеба и практика. „асто не признанные, не замечаемые, и редко, если вообще когда-нибудь поддерживаемые в течение долгих лет. ≈сли наш ум и внимание прикованы к желательности, мало того Ц абсолютной необходимости обеспечить себе лучшее социальное положение и лучшие услови€ жизни, Ц найдетс€ ли тогда врем€ на то, чтобы думать об искусстве, красоте, освобождении, о повышении своего культурного уровн€. ќднако материальное благополучие никогда не решало проблемы внутренней культуры или счасть€. јппетит человека к физическим удобствам приходит во врем€ наслаждени€ ими. „ем больше мы имеем, тем больше нам требуетс€, и поистине редко можно встретить человека, который добровольно и радостно, со всею убежденностью мог бы сказать: "” мен€ всего хватает, € хочу посв€тить себ€ своей внутренней культуре". Ћюбопытно, что чем больше у нас досуга, тем меньше у нас желани€ использовать его конструктивно. “очно т€жесть досуга может нести только тот, кто подн€л ее благодар€ напр€женному труду.

јнализировать принципы красоты так же трудно, как и обобщать качества бесконечности про€влений. ќднако существует некий баланс, нека€ гармони€, которую мы инстинктивно улавливаем, на которую с готовностью откликаемс€, даже без нужды в каком-либо анализе. Ёта гармони€ различна и должна быть таковой дл€ всех предметов или условий, какие только могут существовать. Ёто естественное врожденное качество, поскольку красота €вл€етс€ результатом эволюционного развити€, естественным следствием лучшего подбора комбинаций. ѕервоначально каждое про€вление имеет прежде всего практическое назначение и смысл. ѕодобно тому как человеческое лицо имеет черты, предназначенные выполн€ть какие-то определенные функции, и только пропорции, фактура, цвет и расположение этих черт €вл€ютс€ мерой той совершенной гармонии, которую мы называем красотой. Ѕрови должны предохран€ть глаза от пота, стекающего над дугами глазниц, но брови могут быть красивы, и дамы готовы идти на большие мучени€, выщипыва€ волоски, лишь бы добитьс€ более привлекательной линии. –есницы защищают глаза от пыли и других чужеродных частиц и от травм, а также помогают затенить глаз при избытке света.  огда ресницы имеют красивый изгиб, длинны и соответствующего цвета, мы называем их красивыми. ћожно задатьс€ вопросом: "ќбразуют ли черты человеческого лица наилучшую возможную комбинацию?" Ќа этот вопрос никто не может дать ответа, но несомненно одно: поскольку они €вл€ютс€ результатом индивидуального про€влени€ жизненной силы, они должны быть наилучшим и наиболее целесообразным решением дл€ осуществлени€ всех тех функций, которые они призваны выполн€ть. —ледовательно, мы называем красивой более совершенную комбинацию из р€да данных факторов.  аждый тип красоты имеет свою наивысшую точку, а после того как этот зенит достигнут, природа начинает искать новую комбинацию. ѕосто€нна€ смена комбинаций, видимо, служит развитию каких-то специфических характеристик, соответствующих определенному времени. “ака€ характеристика сама по себе необходима в общем процессе работы эволюционных сил дл€ какой-нибудь особой цели.

ћногие философы полагали, что музыка €вл€етс€ одним из самых мощных видов благотворного вли€ни€. —читалось, что музыка, в качестве неотъемлемой части нашего образовани€, формирует характер и прививает нам любовь к гармонии и красоте.

¬не вс€ких сомнений, музыка оказывает глубокое воздействие на нашу жизнь и, подобно другим видам искусства, отражает тенденции различных социальных, политических, интеллектуальных, а также духовных направлений. –итм и гармони€ Ц это все равно что пища дл€ наших эмоций и внутреннего "€". Ќо дл€ того чтобы усвоить их, мы должны иметь эти гармонии в глубине нашего существа. ¬ один прекрасный день мы снова встретимс€ среди руин нашей внешней механической жизни, и помолчим, и подумаем. ¬ чем заключаетс€ счастье, в чем заключаетс€ истинное достижение и прогресс? Ќе только в мастерстве других или в мастерстве одной лишь внешней природы, но в мастерстве нашего собственного "€", в формировании нашего собственного характера и в выстраивании нашей высшей жизни. ¬се та же вечна€ истина звучит у нас в ушах, столь же справедлива€, как и в те времена, когда она была провозглашена дельфийским оракулом: "„еловек, познай самого себ€, в тебе сокрыто сокровище сокровищ".

»менно потому, что методы живописи и теперь точно такие же, какими они были столети€ назад, с едва заметными изменени€ми, это искусство остаетс€ прежде всего личным опытом, который нельз€ существенно изменить путем развити€ наших физических и технических навыков. ћы так же рисуем углем и мелком, как это делали и великие мастера прошлого, и пользуемс€ дл€ наложени€ краски кист€ми того же типа. Ќо €вл€етс€ ли наша оснащенность с точки зрени€ обучени€ технике равной обучению старых мастеров? Ќачинаем ли мы в качестве подмастерьев известных художников с самых ранних лет нашей жизни? ѕодрастаем ли, упражн€€сь в ремесле, когда тело созревает и формируетс€ в процессе обучени€, когда ум, глаз и рука развивают изумительную координацию и способность сосредоточиватьс€? “ехника может и не €вл€тьс€ основным мерилом великого искусства, но это его наиважнейшее средство выражени€. ќднако нельз€ не согласитьс€, что гораздо важнее иметь великие мысли, пусть даже неуклюже выраженные, чем уметь довольно искусно прикрывать отсутствие вс€ких мыслей. Ќо мы также должны согласитьс€ с тем, что, безусловно, весьма желательно иметь великие мысли, прекрасно при этом выраженные, и это и будет истинным мерилом великого произведени€ искусства. Ќаша современна€ жизнь, с ее развлечени€ми и искусственным досугом, имеет свойство притупл€ть воспри€ти€ внутреннего "€" и сводить все к заманчивому уровню хорошо заполненного, однако непродуктивно растраченного драгоценного времени. Ќемногие из нас осознают, что с годами становитс€ все труднее и труднее настраиватьс€ на новые зан€ти€ и развивать свои способности. » именно по этой причине в прошлом специальное обучение искусствам начиналось в самом раннем возрасте, чтобы наши физические способности развивались и формировались в процессе учебы и практических зан€тий.

„тобы уловить суть сцены, ее характер, ее внутренний смысл, равно как и внешние ее атрибуты, требуетс€ гений великого художника. –азложить на элементы существующее €вление и суммировать все составл€ющие его части Ц такое можно сделать только на уровне интуиции. Ёто подобно настройке на общую сумму субъективных и объективных составл€ющих целого и приближению к этому целому с целью передачи определенного впечатлени€. „ем больше художник, тем мощнее его способность к синтезу. ≈го нельз€ достигнуть сразу, это результат глубокого изучени€ и анализа. Ћюбители редко могут пон€ть в полной мере значение этого синтеза. —редний человек ищет внешние знакомые черты и редко, если вообще когда-нибудь, доходит до области причин, до субъективного. “акие тайны, как тайны цвета или числа, несущих в себе самые тонкие, но мощные воздействи€, €вл€ютс€ сферой исследовани€ художников-философов. Ёто те силы, которые делают картину живой.

¬ли€ние, которое великие художники могут оказать на последующие поколени€, в известном смысле можно сравнить с вли€нием великих духовных вождей и реформаторов. “аинственное вли€ние красоты на формирование человеческого характера признавалось только самыми передовыми умами нашей эпохи, точно так же было и в прошлом.

¬сем известно, что ребенок, воспитывавшийс€ в окружении красивых вещей, в красивой обстановке, навсегда сохранит в себе живую пам€ть о своих ранних впечатлени€х и часто неосознанно будет стремитьс€ к прекрасному. ћедленный процесс нашего умственного развити€ не допускает внезапного и полного перерождени€ человека. ќбразование должно быть постепенным, причем следует помнить, что зрительные впечатлени€ относ€тс€ к самым непосредственным и неизменным способам воздействи€ на наш умственный кругозор и пам€ть.

«рительную пам€ть можно развить до более высокого уровн€, и гораздо легче донести урок при помощи визуальных средств. ћного лет тому назад € написал: "“рудно решитьс€ на преступление под высокими сводами собора, тогда как сделать это в безобразном притоне ничего не стоит".  расота, подобно свету, рассеивает безобразные мысли; волны гармонии, которые она в нас пробуждает, даже если мы этого не осознаем, оказывают успокаивающее и положительное воздействие.  расота возрождает нашу душу; человек, стрем€щийс€ к высшей жизни, стремитс€ к гармонии, к прекрасному. ј художник, который воплощает дл€ нас красоту, Ц возносит молитву высшим эволюционным течени€м, или сферам.

¬еличайша€ услуга, которую художник может оказать люд€м, Ц это дать им что-то такое, что будет вдохновл€ть их многие годы. ѕодобно великой истине, образы, вызванные к жизни художником, живут и наполн€ют нашу жизнь своим вли€нием; красивый образ создает круг впечатлений, которые возвышают наше внутреннее "€". ѕлатон говорил: "—озерцанием красоты мы возвышаем себ€".  ак это справедливо, если мыслить пон€ти€ми ассоциаций и вибраций. „то есть перерождение нашего ума и сердца? „то вызывает эти, столь внезапные и столь неверо€тно мощные изменени€?  ака€ совокупность вибраций приводит в движение скрытые потоки энергии и измен€ет ход наших мыслей и поведение? —лово, прикосновение или что-то, нами увиденное. ћы таковы, каковы наши мысли, Ц не те случайные мысли, что порождены внешними впечатлени€ми и преход€щи, как зыбь на поверхности воды, но те принадлежащие нам мысли, которые исход€т из нашего внутреннего "€" и которые можно назвать направл€ющими. Ћюбое великое произведение искусства, велика€ мысль, все то, что выходит за пределы жизни сиюминутной, что возвышаетс€ над уровнем повседневности, способно дать направление нашим мысл€м и продвигать нас по эволюционному пути, иными словами, заставл€ть прогрессировать. » в этом отношении роль красоты трудно переоценить.  расота во всех ее про€влени€х, как символ воплощенной гармонии, вливает в нас эти вибрации, побуждающие откликатьс€ на высшие вибрации, на более возвышенные комбинации. „то погрузило –амакришну в самадхи, когда он был мальчиком? ѕолет гусей в синеве неба.  акие чудесные состо€ни€ экстаза и вдохновени€ рождали пышные, красочные процессии и ритуалы, когда человек мог подн€тьс€ к новым высотам и приобщитьс€ к новому, дивному миру.

»так, давайте все стремитьс€ к прекрасному, но не к чему-то абстрактному, наход€щемус€ вне нас, а к чему-то такому, что €вл€етс€ частью нас самих, стара€сь привнести красоту во все аспекты нашей каждодневной жизни. ƒавайте выполн€ть любую маленькую задачу более совершенно Ц иными словами, выполн€ть ее все лучше за все меньшее врем€ и со все большим вниманием. ƒавайте следить за своей речью, так чтобы мы могли пользоватьс€ красивым €зыком и правильно выражатьс€. ƒавайте будем старатьс€ одеватьс€ подобающим образом, точно мы должны встретитьс€ с кем-то дл€ нас очень важным. ƒавайте про€вл€ть наибольший интерес к собственному поведению, к нашим встречам с другими людьми. Ќе говорите: "ј какой в этом толк?  ак могут помочь нам подобные вещи?" Ќо они помогают. “очно так же и наши дома, комнаты, в которых мы живем, мы должны старатьс€ содержать в исключительной чистоте, так как это поможет нашим мысл€м. Ќет более увлекательной игры, чем та, когда мы стараемс€ быть лучше и совершенствуем все многообразные аспекты нашей жизни. ѕочти что сразу мы заметим разницу. » то чувство, что мы €вл€емс€ хоз€евами своей жизни, подарит нам бесконечную радость. ћы познаем ту новую легкость, котора€ рождаетс€ из чувства достижени€. ¬есьма достоверного чувства, так как совершенствование самого себ€ €вл€етс€ поистине величайшим достижением.  расота будет нашим лучшим проводником и другом, великим факелом вдохновени€ Ц так давайте же искать в жизни красоту.

Ѕесконечное богатство окружающей нас жизни и така€ же бесконечна€ глубина нашего собственного внутреннего "€" €вл€ютс€ источниками удивительного счасть€, когда мы начинаем осознавать, что можем погрузитьс€ в глубины нашей собственной природы и извлечь оттуда, с помощью внешних впечатлений, самый чудесный опыт. Ќо чтобы это сделать, мы должны ун€ть дисгармоничную разноголосицу наших мыслей, бессв€зных и не сдерживаемых внутренней нитью руковод€щего импульса. ѕоистине, это величайший дар и счастье Ц осознание того, что мы можем стать хоз€евами своего собственного "€". “олько подумать, кака€ надежда заключена в этом. ¬ладеть собой Ц вот в чем заключаетс€ истинна€ надежда человечества.

«амечательной общей характеристикой великих св€тых и мудрецов была та внутренн€€ радость, которую они испытывали. Ёта радость рождаетс€ из счасть€, а счастье рождаетс€ из осознани€, внутреннего озарени€, что это счастье истины и высшего причасти€. –адость творческого усили€, та радость, котора€ волнует душу мастера-художника, когда он ощущает в ней первое движение великого произведени€ искусства.  огда огни гени€ освещают невидимые до того образы и гармонии звуков и цвета.  огда пред зачарованным взором души принимает свои таинственные очертани€ новое творение и вливает свою собственную, новую жизнь в наш собственный, внемлющий мир. –адость истины, озарени€ и творчества Ц это радость всех великих достижений и особенно достижени€ самореализации, развити€ своих творческих возможностей, потому что из всех достижений Ц это Ц самое величайшее.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 350 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1691 - | 1367 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.