Идеология государственности Украины возродилась во время первой мировой войны и революционных событий 1917 – 1920 гг., а после этого развивалась главным образом в эмиграции, т.к. в условиях Советской Украины, особенно после её вхождения в состав СССР, такой возможности не было. Историческая сложность этого периода отразилась и в многообразии подходов к проблеме государственности, однако доминирующей оставалась проблема независимости, критериев исторической оценки. В целом по мировоззренческому признаку в украинской политической науке можно выделить следующие направления: демократическое народничество (украинский социализм), либерализм, национал-демократизм, консерватизм, национал-коммунизм, интегральный национализм. И всё же основной проблемой для всех их оставалась проблема украинской государственности, которая решалась в основном по трём вариантам: Украина в составе федерации, Украина независимая с монархической (гетманской) или республиканской властью. Исходя из этого В.А.Потульницкий дифференцирует украинскую политологию этого периода по трём основным направлениям: новонародническое, консервативное и национал-государственническое.
Новонародники (М.Грушевский, Р.Лащенко, С.Шелухин) оставались на позициях народничества, однако их идеология существенно отличалась от народничества XIX в. В концепции государственного строительства они разрабатывали исторический аспект культурного и государственного творчества украинской нации, этнополитических характеристик украинского народа и его соседей.
Сторонники новонароднического направления считали высшими критериями исторической оценки государства утверждение прав народа и обеспечение его благосостояния. Они обосновывают теории федерализации, федералистических традиций в Украине и возможность её объединения с теми странами, с которыми она поддерживала исторические связи (Литвой, Белоруссией, Россией, Словенией, Словакией, Хорватией, Чехией), полагая, что федерация будет содействовать укреплению украинской государственности. Главные основы, на которых должна строиться украинская государственность, по их мнению, следующие:
– опора на собственные, исторически присущие украинскому народу ценности: права народа, демократизм, бесклассовость, понимание народа как территориального объединения всех граждан, проживающих в Украине, независимо от их национальностей, классовой принадлежности, вероисповедания и языка;
– право народа в целом и каждого отдельного человека является высшим от права государства;
– приоритет интересов трудового народа в Украине, доминанта освобождённого от эксплуатации капиталом труда, преобладание социальных интересов масс над национальными; (главная господствующая идея, признак)
– форма правления в Украине – президентская или парламентская республика.
Для консерваторов (В.Липинский, С.Томашевский, В.Кучабский) характерным было отстаивание идеи приоритета интересов государства над интересами нации, ибо, как они считали, без государства нет и нации, а есть только народ в этническом понимании. Наиболее приемлемой формой государственного правления в Украине, по их мнению, была конституционно-монархическая.
Консерваторов объединяли три общие идеи: 1) критическое отношение к либерально-демократическим основам общественного строя; 2) признание ведущей роли государства в общественно-экономической жизни; 3) поиск новых методов организации государственного порядка и общественных отношений, которые опирались бы на представительство всех классов. Определяя нацию как территориальное объединение всех граждан, проживающих в Украине, учёные-консерваторы исследовали историю монархических традиций в Галицко-Волынском (С.Томашевский), казацко-гетманском (В.Липинский) и украинском (1917‑1920) государствах (В.Липинский и В.Кучабский), а также причины их создания и упадка. Решение вопросов государственного строительства для Украины, по их мнению, возможно только в условиях независимости, где общим признаком для людей разного национального происхождения и вероисповедания станет принадлежность Украине.
Национал-государственническое направление в Украинской политологии (С.Днестрянский, С.Рудницкий, В.Старосольский и др.) базировалось на идее безусловного признания права каждой нации как исторической общности на собственную автономию и государственную независимость. Главным критерием исторической целесообразности той или иной формы государственного строительства они считали интересы нации и государства при доминанте суверенности нации над суверенностью государства. Учёные этого направления, обосновывая для Украины концепцию национального государства и права народного самоопределения, опирались на свои исследования истории национально-освободительного движения украинского народа, его давних демократических традиций. Концепцию национального государства они строили в форме внутреннего объединения народов (С.Днестрянский), федерации земель (О.Эйхельман), балтийско-черноморской федерации (С.Рудницкий).
Защищая право украинского народа на самоопределение в пределах своей собственной территории, они видели в идеях демократии и республиканско-демократической государственности основу жизни украинской нации, которая направляет народ на борьбу с территориальными претензиями других государств.
Таким образом, в политической мысли Украины в этот период развивались идеи федерализма и суверенитета, утверждения человека как самостоятельной ценности, обосновывалась неповторимость и своеобразие украинского движения, национального возрождения и др.