Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткая история украинской политической мысли




 

Своё историческое начало украинская политическая мысль берёт с времён образования государства Киевская Русь в конце IX в., т.е. гораздо позже, чем в восточных и западноевропейских государствах. Упрочнение феодальных отношений, развитие процессов феодальной раздробленности и усиление внешней опасности всё более настойчиво требовали единения всех русских земель, смягчения классовых противоречий путём умерения эксплуатации и угнетения, введения правовых отношений.

В первой половине XI в. появляется первое сугубо политическое произведение киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», в котором он стремился теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. Дальнейшее развитие идеи Иллариона получают в летописи «Повесть временных лет», созданной предположительно монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Здесь на основе истории славянских племён и Киевского государства летописец стремится отвергнуть византийскую идею возникновения Киевской Руси в результате её крещения под влиянием Византии, осуждает княжеские междоусобицы, ослабляющие Русь перед внешними врагами.

Киевская Русь еще в Х-XI вв. имела законодательное уложение. Главным государственным документом того времени была «Русская Правда», которая состояла из двух частей: «Правда Ярослава» и «Правда Ярославичей». «Русская Правда» закрепила власть князя и отношения между ней и народом, устанавливала нормы феодального права, регламентировала экономические отношения в обществе, судопроизводство. Наставления потомкам по укреплению государства, единению и преодолению внутренних конфликтов, забота о простых людях изложены в «Поучениях» князя Владимира Мономаха.

Завоевание Киевской Руси татаро-монголами фактически ликвидировало государственность и надолго задержало развитие политической мысли. Практически единственной территорией, где продолжалось утверждение государственности в XIII в. было Галицко-Волынское княжество в период княжения Даниила Галицкого. Взгляды князя чётко отражали геополитическую и историческую определённость европейского характера украинского народа. Он проводил активную дипломатическую работу в отношениях с Батыем и европейскими государствами, ориентировал последние на объединение в защите от нашествия татаро-монголов. Много было сделано для ограничения своеволия светских и церковных феодалов, укрепления верховной княжеской власти.

Возрождение политической деятельности и, следовательно, политической мысли начинается в период формирования казацкой республики в первой половине XVII в. и особо бурное развитие получает во время национально-освободительной борьбы под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Именно в этот период Украина утверждается как государство, устанавливает дипломатические отношения с рядом государств, проводит активную международную деятельность, формирует местные органы власти.

Большую роль в возрождении и развитии философской, в том числе политической мысли этого периода сыграли Острожская и Киевская школы, особенно после преобразования Киевской коллегии, основанной Петром Могилою, в Киевско-Могилянскую академию (1664) – первого высшего учебного заведения в Украине. П.Могила среди многих видных современников выделялся образованностью и прогрессивностью взглядов. В его трудах и практической деятельности много внимания уделялось вопросам образования и воспитания молодёжи, реорганизации и укреплению православной церкви, сохранению национальных культурных традиций и формированию национального сознания народа. Вместе с тем, он разрабатывал сугубо политические проблемы: власть и её структура, соотношение церковной и светской власти, обосновывал идею идеального властителя – православного царя, который должен быть верен православию.

Особо выделяется в истории украинской политической мысли 1710 г., когда принципы демократизма, стремление утвердить демократический строй, основанный на свободе, равенстве, социальной справедливости были воплощены в «Пактах і Конституціях законів та вольностей Війська Запорозького» – договоре между гетманом П.Орликом и запорожцами. Эта Конституция не стала действенной из-за наступления на права и свободы украинского народа царской власти России, которое завершилось полным разгромом и запрещением Войска при Екатерине ІІ. Однако она имела огромное значение как документ, в котором впервые в истории Украины юридически закреплялись демократические принципы, положенные в основу государственно-политического устройства.

Конституция впервые в европейской истории утверждала реальную модель свободного, независимого государства, основанного на естественном праве народа на свободу и самоопределение; модель, которая базировалась на неизвестных доселе демократических основах общественной жизни. В преамбуле, 16-ти статьях Конституции и присяге гетмана Орлика предусматривалось установление национального суверенитета и определение границ Украины, обеспечение демократических прав человека, признание нерушимости трёх составляющих факторов правового общества, а именно: - единство и взаимодействие трёх ветвей власти: законодательной (выборная Генеральная Рада, которая должна была созываться трижды в год), исполнительной (гетман, генеральная старшина и избранные представители от каждого полка, ограниченные в своих действиях законом), и судебной (подотчётная и контролируемая). Значительное внимание в Конституции уделялось социальным низам – рядовым казакам и посполитым. Для их защиты от эксплуатации и угнетения, чрезмерных дани и работ, больших тягот и поборов гетман должен был взять их под свою опеку. Он должен был также обеспечить содержание казацких вдов и сирот. В целом эта Конституция при условии отделения от России должна была стать правовым фундаментом построения независимого украинского государства.

XVIII век в истории политической мысли в Украине характеризуется также распространением Просветительства. Активными творцами философии просветительства выступали Григорий Сковорода, Яков Козельский, Станислав Десницкий, Семён Гамалея, Михаил Гаврилов, Петр Лодий, Владимир Капнист, Василий Каразин и др. Они не только распространяли в Украине и России просветительские идеи западноевропейской политической мысли, но и сами внесли большой вклад в разработку политических проблем. Это проблемы человека, его прав и свобод, государства и права, становления государственности, власти и государственных форм правления и др.

В центре политической мысли конца XVIII – начала XIX вв. становится проблема независимости и государственности Украины. Проблема государства в широком понимании и на сегодня является основной в украинской политической науке.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 629 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2510 - | 2261 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.