Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теоретические проблемы украинской политологии




Современности

 

Проблема Украины между Востоком и Западом – одна из основных, которую исследовали политологи украинской диаспоры послевоенного периода. Суть её заключается, в первую очередь, в определении характера и степени влияния Востока (главным образом России) и Запада (Западной Европы) на развитие украинской нации: культуры, религии, политических взглядов и процессов, государственности и др.

Одним из первых эту проблему в послевоенный период стал изучать профессор Б.Крупницкий. Являясь сторонником территориальной, а не этнической государственно-национальной концепции, он подходит к выводу об исторической близости Украины к Европе, к которой Россия приближалась только в отдельные моменты своей истории. Исходя из этого, характер борьбы Украины против Польши – это борьба против физического подчинения, борьба же против России – это борьба против восточного духовного влияния, которое по своей сущности чуждо для Украины. Украинская ментальность, по его мнению, выросла на европейской почве и является спецификацией европейской ментальности. Поэтому для будущего государственного строительства европейская ориентация Украины будет иметь чрезвычайно важное значение.

В отличие от Б.Крупницкого профессор И.Лисяк-Рудницкий считал, что национальный характер каждого народа формируется под влиянием двух факторов: с одной стороны, черт, распространённых среди многих народов-соседей, а с другой – черт, присущих только отдельной этнической общности. Степень влияния этих факторов определяется особенностями его исторического развития.

Применительно к Украине он считает, что украинское мировоззрение формировалось в большей степени под влиянием Западной Европы. В то же время, И.Рудницкий не соглашается с нивелирующим и разрушительным влиянием Востока на Украину. Для украинской истории, считает учёный, характерно сосуществование двух традиций – западной (социально-политической) и восточной (христианско-духовной), синтез которых наиболее ярко проявился в периоды Киевской Руси и Казаческого государства XVII в. Другими словами, влияние Востока имело и положительное влияние на формирование украинского национального характера. В частности, в области религии доминирование только западной, латинской религии могло бы навсегда, как во времена польского государства, утвердить на земле украинского народа враждебную ему польско-католическую систему.

И.Рудницкий считает, что этнос и этическое мировосприятие украинского народа сформировалось в контексте духовной традиции восточного христианства, а политическая и социальная структура является частью европейского мира. Следовательно, Украина объединяет две традиции, является легитимным членом обеих культур и всегда будет под их двойным влиянием, т.к. доминирование одной из них, какой бы привлекательной она не казалась, приведёт к ухудшению политического состояния будущего государства, нарушит его естественное, исторически выработанное положение пограничной земли.

Профессор Я.Пеленский главное внимание в своих исследованиях уделяет украинско-русским и украинско-польским отношениям, т.к. именно они олицетворяют наибольшее влияние Востока и Запада. Деструктивное влияние России на Украину в том, что московская и имперская Россия никогда не имела репрезентативных институтов, утверждала автократический режим и авторитарные формы правления, поэтому население принимало эти явления как естественные и нормальные. Такая же традиция сохранилась и в Советском Союзе. В случае же независимой украинской государственности Россия всегда будет считать это как угрозу целостности России, никогда не откажется от великодержавного статуса и всегда будет игнорировать жизненные проблемы российского общества, а вместо этого концентрировать усилия на укреплении империи. Эти проблемы Россия будет пытаться разрешить за счёт кого-то другого, в том числе и за счёт Украины. Поэтому Украине, полагает Я.Пеленский, будет тяжело освободиться и достичь независимости, не решив российской проблемы.

Отношения Украины и Польши Я.Пеленский рассматривает также через призму влияния России. И Украина, и Польша должны иметь национальные государства, а партнёрство между ними должно строиться если не в государственной организации, то, по крайней мере, в общественно-экономической или хозяйственной сферах, таких как ЕЭС или Общий рынок, куда в будущем вошла бы и Россия. Но для Польши лучше иметь между собой и Россией барьер в виде самостоятельных государств, в частности независимую Украину. Поэтому национально-государственным интересам Польши всегда будет отвечать эмансипация Украины, а не её окончательное превращение в обычную провинцию российско-советской империи.

В целом учёный считает, что украинское общество будет развиваться по образцу именно западной среднеклассовой модели.

Проблема исторических (перспективных) и неисторических (бесперспективных) народов разрабатывалась в украинской политологии И.Лисяком-Рудницким, Р.Роздольским, Г.Грабовичем.

Основы понятия историчности и неисторичности народов были заложены ещё Г.Гегелем и Ф.Энгельсом, которые считали, что народы, которые не смогли создать крепкое собственное государство в прошлом, потеряли возможность создать его и в будущем. Среди них были и славянские народы Австро-Венгерской империи, в частности украинцы Галиции. Т.е. в соответствии с этой теорией, поскольку украинский народ не имел своей государственности со всеми её атрибутами в прошлом, то он является неисторическим.

По мнению И.Лисяк-Рудницкого, критерием историчности нации является сохранение её высших социальных сословий – носителей политической сознательности и высшей элитарной культуры. Значительная русификация и полонизация украинской элиты и даже отсутствие таковой в украинской нации, по его мнению, ставит наш народ в ряд неисторических.

Профессор Г.Грабович, не соглашаясь с Рудницким, отмечал, что украинская элита первой половины XIX в. практически полностью выходила из высших классов, кроме того, признаками историчности нации он считал национальную культуру, исторический опыт, традиции, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение, а следовательно, характеризовали украинский народ как исторический.

Проблема историчности и неисторичности народов была предметом исследования и украинского марксиста Р.Роздольского. Подвергнув критике энгельсово определение неисторичности славянских народов, он доказывает, что «неисторичность» украинцев была обусловлена классовым зажимом последних со стороны немецко-австрийской буржуазии и их союзников – польско-венгерской знати. Славянские народы, по его мнению, нельзя называть неисторическими ещё и потому, что кроме крестьянства, представлявшего основную массу украинского народа в Галиции и которое никогда не было независимой социальной силой, в то время уже существовал и интенсивно развивался пролетариат – потенциальный класс, который мог сделать народ историческим. Интернационализм пролетариата будет той основой, на которой возродится украинский народ, объединённый с другими общей проблемой борьбы за социализм.

По-видимому, принимать во внимание только государственнические или социокультурные, или классовые критерии в отдельности при определении историчности или неисторичности с точки зрения научного обоснования будет не совсем корректным. Наш народ имеет свою, пусть трагическую, историю государственности, именно в Украине была принята первая в мире демократическая конституция (1710), провозглашавшая права народа и разделение властей; украинцы, несмотря на запреты, насилие со стороны соседних империй (Российской с востока и севера, Оттоманской с юга, Австро-Венгерской, а раньше Речи Посполитой с запада), направленные на экономическое, социальное, культурное, религиозное удушение всего национального, сумели в этом многовековом противостоянии и борьбе отстоять своё национальное достоинство, свой язык, традиции, богатую и неповторимую культуру.

Народ, имеющий свою государственность (пусть даже ограниченную в условиях бывшего Союза), свою развитую экономику, свой мощный научный потенциал, свою героическую историю, свою высокоразвитую национальную культуру, трудовые и другие традиции считать неисторическим, не имеющим будущего, было бы выступлением против правды, против объективности, являющихся основой науки.

Таким образом, украинская политическая мысль, политология пусть с издержками, но развивалась и формировалась как наука о государственности, политической независимости, путях развития, формах власти, традициях и борьбе народа Украины. Не со всеми взглядами с точки зрения сегодняшнего дня можно согласиться, с некоторыми можно спорить, некоторые не выдержали проверку временем, но наука без этого развиваться не может, это вполне закономерный и естественный процесс. Именно на противоречиях, на столкновении взглядов возможен поиск истины.

В настоящее время перед политической наукой Украины огромные и исключительно ответственные задачи государственного строительства независимой Украины, создания собственной политической системы, которая в полной мере отвечала бы многовековым чаяниям украинского народа в построении демократического общества, в котором человек был бы главной ценностью государства, в котором право и справедливость были бы альфой и омегой человеческого бытия. Правовой закон незыблемо стоял бы на защите свободы и ответственности каждого гражданина независимо от его социального статуса, принадлежности к той или иной партии или движению, а всё это вместе взятое обеспечивало бы процветание Украины и достойное место в мировом сообществе развитых цивилизованных государств.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 727 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2336 - | 2047 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.