Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕолитическа€ мысль ƒревнего мира. ƒревнеегипетские взгл€ды на социально-политическое устройство общества нашли отражение в наставлени€х ѕтаххетена Ц визир€ египетского фараона јйсеса




 

ƒревнеегипетские взгл€ды на социально-политическое устройство общества нашли отражение в наставлени€х ѕтаххетена Ц визир€ египетского фараона јйсеса (2690-2625 до н.э.). «десь раскрываетс€ сущность и структура власти, представлена иерархическа€ пирамида устройства общества. Ќа вершине этой пирамиды боги Ц покровители ≈гипта, ниже Ц их избранники Ц фараоны, еще ниже Ц зависимые от фараона и св€занные с ним жрецы, затем Ц рабовладельцы, еще ниже Ц вольные земледельцы и ремесленники, а в основании пирамиды Ц рабы. Ёту пирамиду можно считать первой попыткой научного обосновани€ структуры общества. ¬ качестве критериев ее построени€ были прин€ты социальный статус человека, его имущественное и политическое положение. ¬ этих наставлени€х выдвигаетс€ р€д положений и о стратегии общества: принцип равенства свободных от рождени€ людей; цель жизни Ц счастье человека, этический принцип общественной добропор€дочности и др. ћногое из этих наставлений было положено в основу дальнейшего развити€ политической мысли и политической практики (учение ѕлатона о структуре общества и государства, развитие структуры и функций власти и др.).

ќдной из наиболее вли€тельных доктрин в истории политической мысли ƒревнего  ита€ стало конфуцианство, родоначальником которого был философ  онфуций (551-479 до н.э.). »зречени€, мысли, наставлени€  онфуци€ были собраны его учениками в книге "Ћунь юй" (—уждени€ и беседы). ќсновными категори€ми конфуцианства в политике стали пон€ти€ благородного мужа, человеколюби€ и правил ритуала. ”правление страной, согласно  онфуцию, осуществл€етс€ благородными мужами во главе с государем (императором) Ц "сыном неба". ќн как отец семейства заботитс€ обо всех, руководству€сь принципом добродетели, его "семь€" Ц народ Ц почитает и повинуетс€ ему, причем формы про€влени€ уважени€, почитани€, повиновени€ строго определены в виде ритуалов (правил поведени€, отношений между управл€ющими и управл€емыми). Ёти правила базировались на человеколюбии, сыновней почтительности к родител€м и предкам, уважении к старшим и подчиненности им, посто€нном стремлении к внутреннему самосовершенствованию, вежливости и т.д.  онфуций считал правила ритуала всеобщими и об€зал всех, включа€ и правител€, соблюдать весь комплекс норм, св€занных с ними.

¬ отличие от конфуцианства, созданное китайской школой юристов новое направление учени€ о государстве, праве, морали, основано на узаконении норм и правил поведени€, награждени€ и наказани€, насаждении страха перед законом, неотвратимости и жестокости наказани€ за нарушение или отступление от законов. ∆естка€ регламентаци€ всех сторон общественной жизни, экономических отношений были возведены в ранг закона, а направление это получило позже название легизм (от греч. legis - закон).

Ћегизм узаконивал принуждение, жестокость, пренебрежение правом и моралью со стороны правителей, использование силы дл€ принуждени€ во им€ государства. ј государство Ц это властитель, опирающийс€ на казну и принуждение.

»сторическое значение этого направлени€ заключаетс€ в том, что политические отношени€, и в первую очередь, власть, здесь не только осв€щаютс€ божественными силами, поко€тс€ на традици€х и ритуалах, а приобретают совершенно новое законодательное оформление, которое используетс€ до насто€щего времени во всех государствах мира. ѕолучили дальнейшее развитие и положени€ легизма о соотношении политики и морали, ответственности за нарушение законов, за пос€гательство на власть, о положении и правах социальных общностей и др.

Ѕольшой вклад в развитие мировой политической мысли, формирование идей организации общественной жизни и государства внесли древнегреческие философы, особенно в период VI Ц II вв. до н.э. “ак, ѕифагор (ок.580-500 до н.э.) и его последователи начинают разработку пон€тий права как равной меры дл€ устранени€ неравных отношений индивидов в обществе, равенства как одинакового положени€ людей по отношению к справедливому закону. √ераклит (ок.544-470 до н.э.), ƒемокрит (ок. 460-370 до н.э.) разрабатывают проблемы государственности, демократии, аристократии, политического компромисса. —ократ (469-399 до н.э.) отстаивает идею свободы человека, но не как вседозволенности, а как услови€ дл€ достижени€ высшей цели, основанной на разумном познании, нравственности и достойности. —ократ ставит закон выше властвующих и подчиненных. ќснову подчинени€ гражданина государству составл€ет сознательное и свободное признание авторитетного закона.

Ќаивысшего развити€ общественно-политическа€ мысль ƒревней √реции этого периода достигла в философии ѕлатона (427-347 до н.э.) и јристотел€ (384-322 до н.э.). ¬ трактате Ђ√осударствої, анализиру€ формы государственного правлени€ ѕлатон делит их на правильные и неправильные. ѕри этом правильными он считает монархию и аристократию, если они законны и их де€тельность направлена на достижение блага и справедливости. Ќеправильные формы Ц тимократи€ Ц господство честолюбцев, стрем€щихс€ к обогащению, занимающихс€ поборами и коррупцией, т.е. это власть корыстолюбцев; олигархи€ Ц господство кучки богатеев, воров, мастеров темных дел, способных на преступление людей; демократи€ Ц власть большинства, котора€ может быть законной Ц избранной и незаконной, если народ захватывает власть путем насили€. ѕри демократии, по мнению ѕлатона, в любом случае в силу неспособности демоса (народа) управл€ть государством, из его массы выдел€етс€ демагог, который узурпирует власть и станет тираном. “ирани€ Ц власть одного над всеми, приход€ща€ на смену вырождающейс€ демократии. ѕлатон утверждает, что тиран приходит к власти через популизм, лживые обещани€ благ народу, а затем уничтожает непокорных и недовольных. ¬ласть эта держитс€ на вероломстве и насилии, а поэтому не может быть правильной.

ѕоскольку ни одна из форм государственного правлени€ не может решить проблему блага и справедливости, ѕлатон выдвигает идею "идеального государства", т.е. правильно организованного и справедливого государства, в котором человек может раскрыть свои способности, не будет про€вл€ть своих низменных качеств и будет счастливым. “акое идеальное аристократическое государство состоит из трех сословий: правителей-философов, стражей-воинов и работников Ц земледельцев, ремесленников. Ёто деление - основа прочности государства как совместного поселени€ граждан. √осударство ѕлатона Ц это афинска€ идеализаци€ египетского кастового стро€ общества. ¬ этом государстве каждое сословие выполн€ет только свои функции, все подчинены правител€м, а правление осуществл€етс€ мудрецами Ц философами. “акое государство, по мнению ѕлатона, добродетельно, ибо оно мудро мудростью своих правителей, мужественно мужественностью своих воинов и рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. “акое государство справедливо, т.к. все сослови€ служат ему как некоей целостности и занимаютс€ своим делом, не вмешива€сь в чужие дела. ј, как считает ѕлатон, "заниматьс€ своим делом и не вмешиватьс€ в чужие Ц это и есть справедливость".

—мысл конструкции ѕлатона состоит в фундаментальной перестройке полисного жизнеустройства: отстранение от управлени€ обществом большинства свободных граждан и передача их политических прав замкнутому сословию управленцев и их помощников. ¬ платоновском государстве Ђжалкие вожделени€ї большинства подчин€ютс€ разумным желани€м меньшинства. »менно эта концепци€ легла в основу тотального государствоцентризма. „еловек дл€ государства, а не государство дл€ человека Ц кредо политической философии ѕлатона.

¬ конце своей жизни ѕлатон, понима€ утопичность его Ђидеального государстваї создает в диалоге Ђ«аконыї более Ђприземленнуюї модель Ђвторого по совершенству государстваї. ≈сли общество из-за низкой сознательности не могло стать счастливым, то его можно заставить стать таковым на основе жесткого законодательного регулировани€ всех сторон жизни. √лавна€ задача таких законов Ц приучить население беспрекословному повиновению государству и подготовитьс€ к жизни в Ђидеальном государствеї.

Ќе это ли основа тотального полицейско-казарменного государства, котора€ так изощренно воплощалась в жизнь в гитлеровской √ермании, сталинском ———– и других тоталитарных государствах.

Ќаиболее выдающимс€ учеником ѕлатона был јристотель. ќн продолжил его политические исследовани€, но в то же врем€ подверг серьезной критике идеализм учител€. √лавный политический труд јристотел€ "ѕолитика" Ц исключительно глубокое и всестороннее политическое исследование государства, форм власти. «десь он впервые в истории политической мысли подчеркивает, что государство нар€ду с управлением обществом должно выполн€ть и нравственно-воспитательную функцию. »нструмент политики Ц государство, а государственным благом €вл€етс€ справедливость, т.е. то, что служит общей пользе. ѕрин€в идею ѕлатона о правильных и неправильных формах государственной власти, он вводит классификацию этих форм по числу прав€щих лиц и осуществл€емой государством цели.   правильным формам он относит монархию Ц правление одного лица ради общего блага, аристократию Ц правление немногих лучших в интересах всех и политию Ц сбалансированное правление выборного большинства ради общего блага.   неправильным Ц тиранию Ц неограниченное правление одного ради собственного блага, олигархию Ц правление немногих богатых, использующих власть дл€ собственной наживы, и демократию Ц неограниченное правление неимущего большинства, осуществл€емое в интересах его самого.

ƒл€ јристотел€ не столь важно, сколько лиц осуществл€ет государственную власть Ц это зависит от конкретных условий: в одном государстве предпочтительней царска€ власть, в другом Ц аристократи€. ƒл€ него прежде всего важны внутренние принципы организации власти, ради чего она действует. √лавное, чтобы она была не абсолютной, а относительной, не безграничной, а регулируемой. Ќаиболее полна€ реализаци€ замысла такой формы властвовани€ возможна в политии (системе регулируемой демократии), котора€ €вл€етс€ аристотелевской конструкцией эталона власти вообще.

јристотель считает, что фундаментальной основой устойчивой Ђправильнойї демократии должен стать Ђсредний элементї, который, нейтрализу€ крайние претензии противоположных социальных полюсов, может интегрировать их в состо€ние хот€ и относительной, но достаточно стабильной целостности.

ѕолити€ у јристотел€ означала одновременно и "конституцию" и "республику". ѕри этой форме государства правление осуществл€лось большинством, обладающим имущественным цензом, которое избиралось народом и контролировалось им. Ётим јристотель впервые св€зал политическую форму с социальной структурой общества и выдвинул идею смешанных, умеренных режимов, котора€ стала одной из фундаментальных в истории политической мысли и лежит в основе демократических форм государства до насто€щего времени.

—реди политических мыслителей ƒревнего –има особо выдел€етс€ ћарк “улий ÷ицерон (106-43 до н.э.). ≈му принадлежат труды "ќ государстве", "ќ законах", Ђќ природе боговї и др.

÷ицерон отстаивал идею естественно-исторического происхождени€ государства: государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщими требовани€ми природы, включающими в том числе и веление человеческой природы. » хот€ государство-республика основано на велении всеобщего разума и справедливости, оно также есть дело народа, и возникает в результате согласи€ в вопросах прав и общности его интересов. √лавным из прав народа €вл€етс€ право частной собственности и возникающие на этой основе интересы, поэтому первичной причиной возникновени€ государства была охрана собственности. ¬ основе права лежит справедливость, первым требованием которой €вл€етс€ не вредить другим и не нарушать чужую собственность.

÷ицерон следует за јристотелем в выделении форм государства: царска€ власть, власть оптиматов (аристократи€), народна€ власть (демократи€). ѕредпочтительнее Ц смешанна€ форма, важнейшим достоинством которой €вл€етс€ прочность государства и правовое равенство его граждан. ÷ицерон выдел€ет также категорию "права народов", существенным принципом которой выступает необходимость соблюдени€ об€зательств, налагаемых международными договорами.

“аким образом, политическа€ мысль ƒревнего мира характеризуетс€ довольно интенсивными и всесторонними исследовани€ми. ћногое из древности было положено в основу не только дальнейших теоретических исследований, но и практики политической де€тельности последующих периодов развити€ человечества вплоть до современности.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1587 - | 1258 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.