Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Объективная реальность и его защитная роль




Нижний резонатор (трахея, бронхи)

должен, конечно, играть важную роль в

определении характера функционирования

связок, так как... факторы, определяющие

первичный тон связок, зависят не только

от структуры и натяжения самих связок,

но и от реакции переменного воздушного

давления в подсвязочном пространстве.

Вопрос о резонансе нижних полостей при-

обретает важную роль в объяснении явле-

ний постановки певческого голоса.

С.Н. Ржевкин

Грудной резонатор признают большинство певцов и вокальных

педагогов, так как на практике они чувствуют его воздействие на

голос. Однако встречаются вокалисты (и методисты), отрицающие

реальность грудного резонатора. По их мнению, трахеобронхиаль-

ная полость не может служить резонатором, так как: 1) паренхима

легких сильно поглощает звук, что делает резонанс невозможным;

2) трахеобронхиальная полость не может изменять свой объем и

форму и, следовательно, настройку; 3) она не имеет выхода в ок-

ружающее пространство и т.п.

Эти основные аргументы противников грудного резонатора не

состоятельны по причинам, излагаемым ниже.

Прямые исследования резонанса трахеи

Прямые исследования резонанса трахеи, проведенные круп-

нейшим шведским ученым, автором акустической теории речеоб-

разования Г. Фантом совместно с И. Сундбергом и другими (Fant

et al., 1972), а также более ранние исследования О. Фуджимуры и

И. Линдквиста (Fujimura, Lindgvist,1964) с помощью опускания в

трахеобронхиальную полость человека1 миниатюрного излучателя

звука и микрофона (через трахеотомическое отверстие, проделан-

ное ниже уровня гортани по медицинским показаниям) показали

наличие ясно выраженных резонансов трахеобронхиальной полос-

ти: 640 Гц, что соответствует низкой певческой форманте, а также

1400 Гц и 2850 Гц, что примерно соответствует средней (речевой)

и высокой певческим формантам. Исследования доктора физико-

1 В качестве испытуемых были обследованы трахетомированные люди, т.е. имеющие по

медицинским показаниям трахетомическое дыхательное отверстие, ведущее непосредст-

венно в трахею.

148 _____________________ В.П. Морозов______________________

математических наук В.Н. Сорокина показали наличие в трахеоброн-

хиальной полости близких к данным Фанта (Fant et al., 1972) по час-

тоте основных резонансов, а именно: 479 Гц, 1434 Гц, 2391 Гц и даже

3355 Гц (!), а также некоторых промежуточных резонансов. Это гово-

рит о том, что грудной резонатор может усиливать не только низкую

певческую форманту (400-600 Гц), но и более высокочастотные об-

ласти спектра голоса вплоть до высокой певческой форманты

(2400 Гц у мужчин и 3300 Гц у высоких женских голосов).

Виброметрические исследования

Грудного резонанса

Мои ранее проведенные прямые исследования вибрации грудной

клетки певцов (Морозов, 1967; 1970; 1977) показали наличие в

спектрах вибрации практически тех же резонансных областей с

сильным преобладанием первого резонанса (в области.400-600 Гц).

Если во время речи или пения приложить руку к груди или горта-

ни, то можно ощутить ясно выраженное мелкое дрожание этих по-

верхностей. Явление это часто называют «голосовым дрожанием» или

«грудным дрожанием», если дело касается дрожания грудной клетки.

В старых учебниках физиологии дрожание грудной клетки известно

под термином fremitus pectorales. Условимся называть эти дрожатель-

ные колебания поверхности голосового аппарата вибрационны-

ми колебаниями или просто вибрацией и не будем смеши-

вать этот термин с термином вибрато певческого голоса, обозна-

чающим, как мы уже знаем, совсем другое явление.

Каковы же происхождение и сила этих вибрационных колебаний? Ка-

ковы их особенности в разных участках голосового тракта, и, наконец,

что дает певцу ощущение этих вибрационных колебаний во время пения?

Обычно происхождение вибрационных колебаний вокальные пе-

дагоги связывают с явлением резонанса в полостях голосового тракта.

Что это соответствует действительности, было показано опять-таки

еще Гельмгольцем. Если резонатор резонирует, то стенки его прихо-

дят в сотрясение, соколебание с воздушной массой резонатора. Виб-

рация стенок резонатора по способу, предложенному Гельмгольцем,

легко обнаруживается довольно простым способом: маленький сур-

гучный шарик, подвешенный на ниточке и касающийся стенки резо-

натора, заметно отпрыгивает, как только резонатор начинает резони-

ровать. Поэтому вокальные педагоги, конечно, правы, когда судят о

грудном резонансе по силе грудного дрожания, а о

р е з о н а н с е в в е р х н и х п о л о с т я х - п о в и б р а ц и и л и ц е -

в ы х ч а с т е й.

Для исследования вибрационных колебаний резонаторов певца, мы

применили специальные виброчувствительные элементы - вибродатчики,

изготовленные примерно по такому же принципу, как и головки адапте-

ров в проигрывателях пластинок или как, например, ларингофоны, упот-

ребляемые летчиками для переговоров с землей (рис. 49).

Искусство резонансного пения 149

Рис. 49. Различные конструкции

пьезокристаллических вибродат-

чиков для исследования вибрации

резонаторов в процессе пения.

Рис. 50. Исследование вибрации грудного резонатора с помощью контактного вибродатчи-

ка, помещаемого на поверхность грудной клетки в области трахеи. Обследуемый - засл.

арт. РСФСР, профессор Ленинградской консерватории С.Н.Шапошников. Справа- зав.

Лабораторией по исследованию певческого голоса ЛГК В.П. Морозов. Слева - ассистент

Лаборатории, студент вокального факультета ЛГК В. Попов (по: Морозов, 1977).

Основой этих датчиков служил кристалл сегнетовой соли, так назы-

ваемый пьезокристалл, обладающий чудесным свойством генерировать,

производить электрические колебания, пропорциональные его сотрясени-

150 _____________________ В.П. Морозов______________________

ям. Будучи приложены к вибрирующей поверхности, например к грудной

клетке певца или к верхним резонаторам, они преобразуют механические

вибрационные колебания тела в электрические колебания соответствую-

щей силы и частоты. Важно заметить, что эти вибродатчики сконструи-

рованы таким образом, что они практически оказываются «глухими» к

окружающим звукам при очень хорошей чувствительности к вибрации.

Благодаря этому мы и можем «подслушать», что творится в различ-

ных участках голосового тракта певца во время пения, узнать, как

работают различные резонаторы. Для этого нам достаточно

приложить вибродатчик к резонатору и записать сигналы от него на

магнитную ленту. Давайте теперь включим магнитофон и послушаем

магнитную запись резонаторов. Слышится легкий, звенящий, очень

богатый высокими обертонами звук. Все гласные и согласные отчет-

ливо прослушиваются. Слова арии хорошо разбираются. Это звучат

верхние резонаторы певца, которые мы выслушиваем через

ткани лицевой поверхности. Недаром же верхние резонаторы часто

называют форматорами гласных. В этом мы легко убеждаемся, вы-

слушивая изолированное звучание верхних резонаторов.

А вот глухой, массивный звук, похожий на гудение. Гласные поч-

ти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова

не разобрать. Это мы поместили вибродатчик на поверхность грудной

клетки певца, его грудного резонатора, или, как говорят, ренфорсато-

ра, т.е. усилителя звука. Звуки же, «снятые» с области гортани, отли-

чаются резкостью и сильно выраженным гортанным тембром.

Для регистрации работы резонаторов вибродатчики можно комбини-

ровать не только с магнитофоном, но и с другими регистрирующими

приборами, например с осциллографами, подобными тем, которые при-

меняются для регистрации кардиограммы, или со спектрометром. Засняв

спектрограммы, мы убеждаемся, что в вибрационных колебаниях верхне-

го резонатора содержится большое число высоких обертонов, и

больше всего в области ВПФ, в то время как в колебаниях грудного

резонатора преобладают низкие частоты, главным образом лежащие в

области низкой певческой форманты (рис. 51). Последнее

обстоятельство позволяет считать, что низкая певческая форманта

связана по своему происхождению с грудным резонансом.

Мною была показана также значительная зависимость вибра-

ции грудного резонатора от типа певческого дыхания (на опоре

или без опоры, с участием грудного резонатора или без участия и

т.п.) согласно инструкциям, даваемым мною певцам. В этих рабо-

тах было специально установлено, что вибрация грудного

резонатора, также как и верхних резонаторов (в области

«маски»), не является результатом распространения в

эти области вибрационных колебаний голосовых

связок по твердым тканям тела, но происходит в резуль-

тате резонансных явлений в воздухоносных полос-

тях голосового тракта певца.

Искусство резонансного пения 151

Рис. 51. Интегральные спектры вибрации грудного и верхнего резонаторов певца при

пении двухоктавной гаммы 1а мажор (la1-La). Исполнитель- высоко квалифициро-

ванный болгарский певец (тенор), солист Софийского оперного театра Илия Иосифов.

Современный компьютерный анализ вибрации резонаторов данного певца, произведен

по ее магнитофонной записи в Лаборатории по изучению певческого голоса Ленин-

градской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (60-е годы).

Хорошо видно, что в спектре вибрации грудного резонатора (на середине грудины) доминирует

область низкой певческой форманты (НПФ, около 420 Гц), что близко к данным В.Н. Сорокина, а

в спектре вибрации верхнего резонатора (в области «маски») - высокая певческая форманта

(ВПФ, около 2500 Гц).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 370 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2226 - | 2114 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.