ПЕВЧЕСКИХ РЕЗОНАТОРОВ
Сила звука может быть увеличена, если
поблизости его прохождения находятся ре-
зонаторы... Ценность звука, его звонкость
и легкость обусловливаются также рабо-
той резонаторов... Поставить звук в пра-
вильную позицию, это значит найти такую
точку и дать такое направление, с которого
голос имел бы наибольшую сумму резо-
нансов и обертонов. Такое действие долж-
но подчиняться ощущению и наблюдению.
Мария Дейша-Сионицкая
В традиционных трудах по теории и методологии искусства пе-
ния резонаторам голосового тракта певца отводится практически
лишь одна-единственная роль - формирование гласных, т.е. фоне-
тическая функция, по моей терминологии (слово «функция» здесь
и в дальнейшем употребляется в смысле «роль»). В рамках РТИП
впервые выделяется и обозначается семь важнейших функций
голосовых резонаторов в певческом процессе: 1) энергети-
ческая, 2) генераторная, 3) фонетическая, 4) эстетиче-
ская, 5) защитна я, 6) и н д и к а т о р н а я, 7) активиз и ру ю -
щая. Выделение этих функций в известной степени носит услов-
ный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Вместе с тем
обозначение и рассмотрение каждой из этих функций в отдельно-
сти позволяет нам подчеркнуть и лучше уяснить ту огромную
роль, которую играет система резонаторов в формировании про-
фессионального певческого голоса.
Немаловажна и психологическая, точнее психолого-
педагогическая (дидактическая) цель такого разностороннего
рассмотрения роли певческих резонаторов: это, безусловно, долж-
но способствовать ориентации сознания (и подсознания!) певца на
резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие
ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера (см. их вы-
сказывания в Приложении 1), а в ряде случаев - и переориента-
ции, т.е. отвлечения сознания (опять-таки и подсознания!) от
пагубной прикованности к области гортани и голосовых связок,
т.е. зоны, о которой все великие умалчивают, если их специаль-
но к этому не вынуждать.
Значение обозначенных нами семи функций резонаторов столь
велико, что о каждой можно было бы написать целую книгу. Но, к
Искусство резонансного пения 47
сожалению, объем настоящего издания позволяет нам лишь кратко
обозначить некоторые основные особенности указанных функций
резонаторов без детального их описания и обоснования. В опреде-
ленной мере это компенсируется ссылками на мои уже упомяну-
тые ранее опубликованные книги («Тайны вокальной речи», «Био-
физические основы вокальной речи» и статьи), а также - надеждой
на новое расширенное издание настоящей работы.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Энергетическая функция резонаторов состоит в обеспечении
большой мощности и полетности певческого голоса, способности
его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать
«звуковую завесу» оркестрового сопровождения, тесситурные
трудности, и при этом без какого-либо перенапряжения и заболе-
вания голосового аппарата певца в течение многих лет профессио-
нальной певческой деятельности. На чем основано столь чудесное
свойство резонаторов?
Обратимся к наглядным примерам и модельным опытам. Так,
простейший камертон, звук которого слышит лишь тот, кто дер-
жит его в руке, начинает звучать так громко, что его уже слышат
все, сидящие в зале. Исследования с помощью специальной изме-
рительной аппаратуры показывают, что простейший сонастроен-
ный с вибратором резонатор (типа обыкновенного стакана или
широкогорлой бутылки) способен усилить звук, например (сона-
строенного с ним!) телефонного наушника, на 30-40 дБ, что соот-
ветствует до 100 раз по звуковому давлению и до 10000 раз по
мощности (описание такого рода опыта см. в разделе 3.5.).
Возникает законный вопрос: откуда резонатор берет энергию
для усиления звука? И нет ли здесь нарушения закона сохранения
энергии? Нарушений нет, т.к. резонатор, будучи посредни-
ко м межд у в и б р ат ор о м и акустической воздушной
ср е до й, п о в ы ш а е т к о э ф ф и ц и е нт п о л е з но г о д е й с т ви я
в и б р а т о р а, п е р е в о д я з н а ч и т е л ь н о б о л ь ш у ю ч а с т ь
его энергии в звуковую форму (см. § 1.З.).
Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей
звука являются духовые музыкальные инструменты, например
медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых свя-
зок, т.е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент - резо-
натором. Давайте попросим трубача пропеть мелодию, например
гамму, только губами, как он это делает при игре на инструменте.
Мы услышим довольно слабый звук, который с использованием
48 В.П. Морозов
инструмента-резонатора возрастает чуть ли не на 60 дБ. Это при-
бавка уже в 1000 раз по звуковому давлению и в 1000000 раз (!) по
мощности. Недаром голос трубы раздается на километры.
Для того чтобы определить, какую прибавку в силе голоса дают
певцу его резонаторы, мы, разумеется, не можем отделить их от
гортани с голосовыми связками (разве что использовать модели
гортани со съемными резонаторами). Но существует ряд косвен-
ных способов такого рода проверки, основанных на оценке эффек-
тивности певческого голосообразования, т.е. коэффициента
полезного действия (КПД) голосового аппарата. Такая оцен-
ка произведена нами в специальной работе (Морозов, 1984). Было
показано, что по сравнению с обычной речью (КПД которой со-
ставляет ничтожные доли процента) эффективность певческого
голосообразования в десятки раз выше, и это обусловливается бо-
лее эффективным использованием певцом резонаторной системы.
Энергетическая функция резонаторов проявляется не только в
увеличении силы певческого голоса, т.е. придания ему большой
энергии, но и в переносе этой энергии слушателю. Это свойство
хорошо известно под термином «полётность» голоса1. Полет-
ность голоса была экспериментально исследована нами в ряде ра-
бот. Было показано, что она определяется рядом особенностей
звука певческого голоса и, главным образом, - наличием высо-
кой певческой форманты (ВПФ), которая имеет резонанс-
ную природу своего происхождения (см. об этом § 3.2.1.), а также
наличием вибрато (Морозов, 1965, 1967, 1977, 1984).
Полетность голоса связана, безусловно, с таким профессио-
нально важным свойством певческого голоса, как близкий
звук. Близкий звук обусловлен особой организацией резонатор-
ной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как
бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал до-
биваться И.С. Козловский - «звук под носом», как он образно вы-
ражался (по свидетельству его единственного ученика А.Н. Клей-
мёнова в личной беседе со мной), А. Иванов, М. Дейша-
Сионицкая, а также Е.Е. Нестеренко, унаследовавший в этом от-
ношении школу профессора А.И. Луканина, маэстро Дж. Барра и
многие другие.
Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих
резонаторов и полной свободе работы голосового аппарата, харак-
1 Я отстаивал этот термин взамен предложенного Е.А. Рудаковым термина «носкость»,
в результате чего Е.А. практически согласился со мной, но в своих последних работах
употреблял оба термина.
Искусство резонансного пения 49
теризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель,
даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не
где-то далеко на сцене. Резонаторную природу полетности голоса
и близкого звука прекрасно охарактеризовал Дж. Лаури-Вольпи:
«Голос, лишенный резонанса, - мертворожденный и распростра-
няться не может». Можно добавить, кстати, что отличная полет-
ность звука старых итальянских скрипок (Страдивари и др.) также
имеет резонансное происхождение (строение и материал корпуса,
см.: Скучик, 1959).
ГЕНЕРАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ
Генераторная функция певческих резонаторов тесно связана с
энергетической и состоит в том, что в общей системе голосового
аппарата как генератора звука (дыхание + гортань + резонаторы)
резонаторам принадлежит ведущая роль в формировании и из-
лучении в окружающее пространство всех воспринимаемых слу-
шателем особенностей певческого голоса: а) силы, б) полетности,
в) эстетических качеств тембра, г) фонетических свойств вокаль-
ной речи (дикция), не говоря уже о наиважнейшей (д) защитной
роли по отношению к голосовым связкам.
Голосовой аппарат человека, как известно, представляет собой
автоколебательную систему, в которой резонаторы и виб-
ратор (вместе с дыхательным аппаратом, поддерживающим коле-
бания вибратора) являются взаимосвязанными элементами едино-
го целого, т.е. звучащего живого духового музыкального инстру-
мента (см.: Багадуров, Гарбузов и др., 1954). В такого рода систе-
мах сам по себе вибратор, взятый в отдельности, не может обеспе-
чить звук необходимой силы и качества тона. Эти свойства придает
ему резонатор (см.§ 1.2., 1.З.). В то же время, резонатор также
нуждается в возбудителе звуковых колебаний, которые он сущест-
венно преобразует по тембру и усиливает. В результате и образу-
ется единая автоколебательная система, в которой зву-
чащим телом становится уже не вибратор (голосовые
связки), а резонатор, точнее воздух в резонаторе (т.е. в дыха-
тельном тракте певца).
В 1959 г. Рийке проделал удивительный опыт. Он заставил звучать
отрезок трубы без использования каких-либо традиционных возбуди-
телей звука. Для этого он нагревал металлическую сетку, помещен-
ную в нижней части вертикально расположенной трубы, и она подоб-
но органной трубе, издавала громкий однотонный звук. Современные
опыты с использованием в качестве нагревателя спирали от электро-
_50 ________________________ В.П. Морозов______________________
плитки и подходящей трубы позволяют получать такой мощный звук,
что дрожат стекла в окнах (Майер, 1985). Хотя теория этого явления
не вполне разработана, ясно одно: труба здесь выступает как резо-
натор, генерирующий з в у к, ибо не назовешь же источником
звука спираль от электроплитки. Впрочем, в интересах корректно-
сти, скажем: генератором звука здесь является система «труба-
резонатор + спираль».
Таким образом, в системе вибратор-резонатор именно резона-
тор берет на себя главную роль в образовании звука, т.е. сам ста-
новится его генератором, естественно, в неразрывной связи с виб-
ратором, т.е. в голосовом аппарате певца с голосовыми связками.
По крайней мере, если быть предельно точным в определении ро-
ли резонатора, то его с полным основанием можно назвать coгe-
нератором певческого звука, на долю которого приходится
большая часть силы, красоты и других вышеперечисленных ка-
честв певческого голоса.
Что касается голосовых связок, то, как уже говорилось, они
ввиду своих малых размеров и несогласованности с воздушной
средой (так же, кстати, как и вибраторы в музыкальных инстру-
ментах - губы трубача, пластинка тростника в фаготе и др.,) не
могут обеспечить эффективного превращения энергии дыха-
тельного аппарата в звук, так как имеют крайне низкий коэффи-
циент полезного действия - ничтожные доли процента. Процент
этот, как говорят теория и экспериментальные исследования, в
десятки и даже в сотни раз повышается в союзе голосовых свя-
зок с резонаторами.
Разумеется, силу голоса можно пытаться увеличить и за счет
напряжения работы гортани, нажима на нее дыханием, увеличени-
ем плотности смыкания голосовых связок, их жесткости и т.п. -
пренебрегая при этом благодатным и даровым источником силы
голоса, которую могут дать резонаторы. Но этот путь насилования
голосового аппарата категорически отвергается в искусстве пения
как абсолютно бесперспективный и с профессиональной точки
зрения - безграмотный. Он быстро приводит голосовой аппарат к
истощению, к возникновению таких, увы, распространенных профес-
сиональных заболеваний, как фонастения (слабость голоса) и даже
афония (полное отсутствие голоса ввиду несмыкания голосовых свя-
зок), кровоизлияниям в слизистую оболочку голосовых связок, от-
слойкам слизистой, возникновению гематом, опухолей гортани и т.д.
и т.п. Об этом каждому профессионалу голоса хорошо известно (Мо-
розов, Шамшева, 1965; Василенко, 1975; Аникиева, 1985).
Искусство резонансного пения 51
Именно поэтому все искусство пения заключается в том, чтобы
переложить усилия по производству звука с голосовых связок на
резонаторы, максимально освободить гортань и голосовые связки
от напряжения и вместе с тем максимально активизировать резо-
наторы. На языке вокалистов этот принцип выражен в известном
афоризме: «Петь надо на проценты, не трогая основ-
н о г о к а п и т а л а».