Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Почему марксизм прижился в России?




При своем возникновении в середине прошлого века уче­ние К. Маркса обладало большой притягательной силой. Оно вобрало в себя много справедливого в оценках общес­твенного уклада своей эпохи, подвергло критике пороки ка­питализма и несуразности зарождающегося индустриально­го общества. Однако марксизм как целостная теория общественно-исторического процесса и революционного дей­ствия на Западе претерпел существенную ревизию и вылил­ся в XX в. в различного рода реформистские социал-демо­кратические доктрины.

Другая судьба ждала марксизм в России, где на его базе вырос русский большевизм, где он материализовался в ре­волюционных потрясениях, в катаклизмах строительства со­циализма, в практике тоталитарного режима и перестройки, приведших теорию марксизма и идею коммунизма к кризису.

Почему «призрак коммунизма», долго бродивший по Ев­ропе, остановил свой выбор на России? Почему в широких кругах российской интеллигенции марксизм первоначально утверждался вполне добровольно, а затем «по привычке»?

В западной историографии преобладают две версии объ­яснения этого феномена. Согласно одной из них в России «прижился» не марксизм, а его ленинская интерпретация, сохранившая значительное идейное и духовное родство с русским народничеством, прежде всего с его радикальной субъективно-революционаристской практикой. Сторонники другой версии благодатную почву для распространения мар­ксизма видят в «особом складе души русского человека», в «ментальности русского народа», склонной ко всякого рода мифам и утопиям.

В советской историографии господствовала официальная точка зрения на причины распространения марксизма в Рос­сии. Согласно ей в России к началу 80-х гг. XIX в. утвер­дился капитализм. В социальной структуре общества про­изошли существенные формационные сдвиги: пролетариат оформился как класс капиталистического общества, что по­влекло за собой коренное изменение соотношения сил в рос­сийском освободительном движении. Для того чтобы стать его гегемоном, пролетариату необходима была цельная ре­волюционная теория, которая бы не только адекватно объ­ясняла ситуацию в стране и мире, но и обосновывала бы его задачи по завоеванию власти и освобождению всех трудя­щихся в новых условиях. Таким образом, развитие капита­лизма и возникновение рабочего движения, а также призна­ние пролетариата силой, способной решать задачи демократической и социалистической революции, рассмат­ривались в качестве объективных причин и субъективных предпосылок для распространения марксизма в России.

Специально вопросу о причинах распространения мар­ксизма в России посвятил свои работы Н. А. Бердяев, кото­рый считал, что «первоначально марксизм на русской почве был крайней формой русского западничества», рассматри­вавшего социализм как результат экономической необходи­мости. В этом смысле возникновение русского марксизма являлось серьезным кризисом русской интеллигенции, пре­жде всего ее народнического миросозерцания.

Н. А. Бердяев полагал, что «душа» марксизма не в эко­номическом детерминизме, а в учении о мессианском при­звании пролетариата, о грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами природы и общества. В связи с этим «научный социализм», с одной стороны, стал предметом веры русских марксистов, а с дру­гой, — наложился на мессианские идеи, содержащиеся в православии.

В работе «Истоки и смысл русского коммунизма» Бер­дяев связывает распространение марксизма в России с мен­талитетом русского народа, с русской идеей, «с пейзажем русской души». Мессианская идея русского народа, по Бер­дяеву, готова была принять форму революции. Произошло то, — пишет Бердяев, — чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть, произошло как бы отождествление двух мессианизмов, мессианизма русского народа и мессианизма пролетариата».

В настоящее время ученые пытаются осмыслить россий­скую историю как непрерывный социокультурный процесс. Поэтому при объяснении феномена распространения мар­ксизма на русской почве можно исходить и из специфики цивилизационного развития России, которая определяется государственностью как доминантной формой социальной ин­теграции, мобилизационным типом развития и особенностя­ми русского культурного архетипа.

Специфика исторического развития России была в зна­чительной степени обусловлена своеобразием сложившегося в ней «вотчинного государства». Московские князья, рус­ские цари, а затем и советские правители, обладавшие ог­ромной властью и престижем, были убеждены, что страна является их «собственностью», ибо строится она и создает­ся по их повелению. Такое убеждение предполагало также, что все живущие в России — подданные, слуги, находящие­ся в прямой и безусловной зависимости от государства, и поэтому не имеющие права претендовать ни на собствен­ность в европейском смысле слова, ни на какие-либо неотъ­емлемые личные «права».

Так в Московском царстве сложился особый взгляд на отношение власти и собственности, который, пронизав все институты политической власти, придал им характер «вот­чинного государства», подобия которого было не сыскать в Европе, но которое более чем какое бы то ни было подходи­ло для реализации коммунистического проекта, основанно­го на тотальном отрицании частной собственности и эконо­мических классов.

Для России характерен был мобилизационный путь раз­вития, который осуществляется за счет сознательного и «на­сильственного» вмешательства государства в механизмы фун­кционирования общества и систематического обращения к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных це­лей, представляющих собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.

Поэтому одной из особенностей мобилизационного раз­вития России было доминирование политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, системати­чески используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации.

Другая особенность состояла в том, что особая роль внеш­них факторов вынуждала правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможности страны. Поскольку эти цели не вы­растали органическим образом из внутренних тенденций ее развития, то государство, действуя в рамках старых общес­твенно-экономических укладов, для достижения «прогрес­сивных» результатов прибегало в институциональной сфере к политике «насаждения сверху» и к методам форсирован­ного развития экономического и военного потенциала.

Все это также вполне согласовывалось с марксистской доктриной, предполагавшей возможность строительства но­вого общества по заранее разработанным проектам и соци­альным технологиям.

Марксизм органически вписывался в «горизонт» куль­турных ожиданий русского человека, основу культурного архетипа которого составляло православие.

В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства. Поэтому русский человек, четко раз­личая добро и зло, никогда не удовлетворяясь настоящим и не переставая искать совершенное добро, хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. Устремленность в буду­щее, постоянный поиск лучшего общественного устройства как способ социального прогресса, неукротимая вера в воз­можность его достижения постоянно доминируют в культу­ре русского человека. Вместе с тем вечный поиск идеально­го общественного устройства, постоянное конструирование идеального общественного человека является благодатной ос­новой возникновения различного рода социальных утопий.

Наличие в православном культурном архетипе прекло­нения перед книжным авторитетом сочеталось с прагмати­ческим подходом к разного рода философским концепциям, в особенности к социальным доктринам: определенная тео­рия обычно интересовала русского человека постольку, пос­кольку необходимым и возможным было ее практическое воплощение в жизнь.

В культурном русском архетипе устойчивым является не­гативное отношение к частной собственности. Марксизм в России распространялся интеллигенцией, в которой можно выделить два слоя. Это — «западническая» интеллигенция, считавшая служение России гражданской обязанностью, ко­торая использовала марксизм для апологии развития капи­тализма в России, и поэтому марксизм в такой интерпрета­ции не находил отклика в сознании и культурном архетипе русского народа. Другая интеллигенция, «почвенническая», высшей добродетелью считавшая служение народу, наобо­рот, использовала марксизм для тотальной критики как частной собственности вообще, так и политического режима в России, что вполне соответствовало ожиданиям «безмолв­ствующего большинства».

Социоцентристское общество, сложившееся в России, обусловило доминирование в нем человеческого устремле­ния «быть как все», способом реализации которого стала самоидентификация через посредство «ведущих», общеприз­нанных ценностей. Так, в период «великой маргинализа­ции» основной массы населения России — крестьянства, — связанной с индустриализацией, урбанизацией и строитель­ством социализма, базой такой самоидентификации стано­вились передовые «пролетарские» ценности, активно куль­тивируемые коммунистической партией, а референтной группой для маргиналов оказался рабочий класс как веду­щий класс советского общества. Такая форма самоиденти­фикации как способ приобщения к передовому, исторически фундаментальному, хотя и была замешана на прогрессист­ских иллюзиях и утопиях, порождала не только чувства со­циальной сплоченности, солидарности, защищенности и, сле­довательно, комфорта, но и приобщения к великому, к мессианской исключительности.

Обширность территорий требовала огромного государ­ственного аппарата власти и активного контроля им всех сфер жизни общества, и прежде всего в области хозяйствен­ных отношений, при минимальной эффективности обратной связи со стороны общества. Огромная роль государства, его постоянное вмешательство в приватную сферу социальных отношений сдерживало формирование в России граждан­ского общества и формировало особый тип авторитарно-эта­тистского сознания.

Авторитарное общественное начало всегда, даже в са­мых мягких его формах, подавляло, подчиняло себе лич­ность, подрывало ее способность к самостоятельности, при­учало к духовному и практическому иждивенчеству. Склонность воспринимать на веру самые простые решения, привычка к догме для такого сознания более приемлемы, чем расчет и доказательства.

Давно замечено, что общественная мысль, менталитет той или иной социальной общности заимствует только те эле­менты чужих идей, к восприятию которых эта общность уже подготовлена собственным ходом развития. Кроме того, существует некий горизонт культурных ожиданий, благода­ря которым человек с радостью открывает в чужих идеях те стороны, которые отвечают его чаяниям, игнорируя при этом другие, не менее важные для самих идей.

В силу этого русская версия марксизма по своему транс­цендентному содержанию оказалась особенно близкой по от­ношению не только к «вестернизаторским» иллюзиям кос­мополитического слоя русской интеллигенции, но и — авторитарно-этатистскому сознанию безмолвствующего боль­шинства. Русский культурный архетип в начале XX столе­тия был готов к встрече с марксизмом, «ожидал» получить от него такие ценности, которые, не противореча сложив­шейся национальной психологии и освященным традицией обычаям, удовлетворяли назревшие социальные потребнос­ти русского народа.

Марксизм «прижился» в России еще и потому, что уже в советское время он в процессе экономической модерниза­ции функционально выполнял ту роль, какую на Западе играла в свое время протестантская этика. В связи с этим представляет интерес наблюдение А. Дж. Тойнби, который отмечал, что коммунистическая Россия была первой неза­падной страной, признавшей возможность полного отделе­ния сферы промышленного производства от западной куль­туры, заменяя ее эффективной социальной идеологией. Русский национал-большевизм, объявив себя единственной марксистской ортодоксией, предполагал, что теория и прак­тика марксизма могут быть выражены в понятиях только русского опыта.

Таким образом, марксизм, обусловивший приоритет Рос­сии в социальной революции, вновь дал ей возможность за­явить о своей уникальной судьбе, возродив идею, которая корнями уходит в русскую культурную традицию. Послере­волюционная Россия в этом плане представляла собой пара­доксальную картину общества, которое получило иностран­ную идеологию, чтобы использовать ее как движущую силу в проведении политики культурной самодостаточности.

Литература

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Волобуев П. В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1988.

3. Великие реформы в России: 1856-1874 гг. М., 1992.

4. Гусев К. В. Рыцари террора. М., 1992.

5. Ерофеев Н. А. Промышленный переворот: содержание и границы понятия // Новая и новейшая история, 1984,-№ 2.

6. Киняпина Н. С. Внешняя политика России первой полови­ны XIX в. М., 1963.

7. Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй полови­ны XIX в. М., 1974.

8. Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реали­зовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

9Лубский А. В. Введение в изучение истории России перио­да империализма. М., 1991.

10. Медушевский А. Н. Реформы и контрреформы в истории России XVIII — ХIХ вв. // Вестник высшей школы, 1990, № 4.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 931 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2326 - | 2093 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.