Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что такое «осень средневековья»?




В научный оборот это понятие было введено голланд­ским ученым И. Хейзингой, который в 1919 г. опубликовал книгу «Осень средневековья», получившую широкую извес­тность во всех европейских странах. Сам автор, изучая формы жизненного уклада и мышления во Франции и Нидер­ландах, говорил об «осени» как о последней жизненной фазе средневековой культуры. В современной исторической ли­тературе понятие «осень средневековья» употребляется в более широком смысле: в качестве синонима для обозначе­ния и «кризиса христианского мира» («угасания» западно­европейской цивилизации), и начала эпохи Возрождения, которую никак нельзя описать в терминах упадка и заката. Поэтому термин «осень средневековья» в настоящее время чаще всего используется в историографии для характерис­тики западноевропейского общества XIV—XV вв. в целом.

В начале XIV в. христианский мир в его целостности стабилизировался и достиг «последней границы». При этом он не просто остановился, но «съежился» (Ж. Ле Гофф). Прекратились распашки и освоение новой земли, наблюда­лось запустение полей и даже деревень. Началась девальва­ция монеты, сопровождавшаяся экономической депрессией и банкротствами. По Европе прокатилась волна городских бунтов и крестьянских восстаний. Плохие урожаи, рост цен и всеобщий голод потряс Европу, а Великая чума середины XIV в. довершила дело: демографическая кривая склони­лась и поползла вниз, кризис превращался в катастрофу.

Средневековое общество было обществом феодальным, аграрным, деревня являлась подлинным центром его эконо­мической и социальной жизни. Поэтому кризис XIV—XV вв. не только поразил в первую очередь сельскую экономику, но и сопровождался глубинными изменениями прежде всего в феодальном способе производства. Наиболее ярким про­явлением этих изменений в западноевропейской деревне было освобождение крестьян, которые выкупали наиболее тяж­кие повинности и обретали личную свободу. Сеньориальная реакция — попытка восстановить их личную зависимость, предпринятая в XIV в., — не увенчалась успехом. Евро­пейское крестьянство уже в XIV —XV вв. стало свободным сословием, хотя и не добилось еще юридического призна­ния своих прав на землю.

Пережив период неурядиц, феодалы стали заменять зем­леделие более доходным скотоводством, постепенно преоб­ражая сельский пейзаж «огороженными» землями. Измени­лись условия и формы эксплуатации крестьян, появились краткосрочные крестьянские держания на условиях фикси­рованной денежной ренты. Классические формы вассалите­та, основанные на договоре и дополненные предоставлени­ем феода со стороны сеньора, заменялись переводом вассала на денежное содержание.

Общим следствием развития этих процессов была возро­сшая роль товарно-денежных отношений, всеобщая «ком­мерциализация» общественной жизни, которая не только порождала социальное недовольство, но и расшатывала при­вычные сословные границы. «Благородное» происхождение уже вовсе не гарантировало «благородный» уровень жизни. Возможности внеэкономического принуждения по отноше­нию к лично свободным держателям земли на основе юри­дически оформленных договорных отношений резко сокра­щались. Вместе с тем, сомнительные с точки зрения феодального менталитета занятия ремеслом и торговлей, и уж тем более просто «позорные» кредитно-ростовщические операции обеспечивали если не процветание, то по меньшей мере вполне осязаемое материальное благополучие.

Усиление хозяйственной самостоятельности крестьянст­ва и бюргерства сопровождалось изменениями в трудовой этике. Индивидуальные трудовые усилия в условиях разви­тия товарно-денежных отношений вознаграждались более адекватно. Труд из подневольного отбывания феодальной повинности начинает превращаться в источник благосостоя­ния, В результате возникает и крепнет профессионально-тре­бовательное отношение к работе, а производительная деятель­ность приобретает значение высшей морально-религиозной ценности, «Осень средневековья» в этом плане стала и вре­менем зарождения нового религиозного миропонимания, дог­матические основы которого будут сформулированы позже Лютером, Цвингли и Кальвином в их реформационных ве­роучениях.

Наряду с церковной культурой формировалась светская, гражданская, основанная на римском праве и опиравшаяся на расчет. В общественной мысли получают развитие рацио­нализм и утилитаризм, согласно которым источником зна­ния, критерием истины и основой поведения людей являет­ся разум и практическая польза.

В тех европейских странах, и прежде всего в Италии, куда переместился центр новаций, ни крестьяне, ни рыца­ри, ни священники не занимали уже господствующего по­ложения. Оно перешло к негоциантам, банкирам и купцам, торговавшим всем чем угодно, дававшим в долг королю, собиравшим во всем католическом мире папский налог. Жизнь сосредоточилась не вокруг соборов, а на площадях,, где обсуждались политические дела и шел свободный обмен; словами и вещами, и вдоль улиц, на которые выходили мас­терские и лавки,

Даже феодальная монополия в военном деле — «святая святых» военно-служилого сословия — была утрачена пос­ле поражений французского рыцарства во Фландрии, не­мецкого и бургундского — в Швейцарии, и повсеместного распространения огнестрельного оружия в Европе начиная с XIV в.

В условиях «кризиса» усилилась тенденция к государственной централизации. Стала набирать политическую силу королевская власть, которая, опираясь на различные сосло­вия, повела решительное наступление на политический су­веренитет крупной феодальной знати. В Западной Европе стали оформляться сословно-представительные монархий и начал утверждаться новый статус короля: не верховного сень­ора, а носителя публичной власти. Тем самым была подго­товлена французская монархия Карла VII и Людовика XI, власть Тюдоров в Англии и испанское единство при католи­ческих королях.

Кроме того, создание сословно-представительных орга­нов власти, а затем усиление абсолютистских тенденций, сопровождалось формированием чиновничьей бюрократии, что открывало доступ к государственно-политической дея­тельности выходцам из презренных «простолюдинов».

Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующего класса. Примером тому является Столетняя война (1337—1453 гг.), к которой одинаково стремилась английская и французская знать, чтобы разрешить свои затруднения. Война, как всег­да, ускорила ход событий и разродилась новой экономикой и социальными отношениями.

На «осень средневековья» приходится и расцвет эпохи Возрождения. Его родиной была Северная Италия, регион который в XIV—XV вв. выделялся своими процветающими городами-государствами как сосредоточением новейших форм хозяйственной жизни, финансово-торговой активности, бур­ных коллизий социально-политической борьбы.

Деятели Возрождения, или Ренессанса (Петрарка, Бру­ни, Мирандола, Альберти), рассматривали средневековье как эпоху варварства и невежества, и поэтому основную свою задачу видели в формировании новой, основанной на тради­циях античности, культуры. Возрождая античную культу­ру, они сформулировали учение, принципиально отличаю­щееся от средневекового мировоззрения, — гуманизм. В центре этого учения оказался человек, предназначением ко­торого объявлялась свобода воли как основа самоусовер­шенствования личности. В связи с этим гуманисты выдвига­ли идеал нового человека, человека-личности, творца своей судьбы и своего земного бытия. Мерилом ценности челове­ка были объявлены не происхождение, богатство и знат­ность рода, а добродетели, доблесть и стремление к самосо­вершенствованию. Вместе с тем «оборотной стороной титанизма Возрождения» становилась личность, возведен­ная в абсолют, поставленная в центр Вселенной, освобож­денная от моральных уз и традиционных ценностей, способ­ная творить зло и стать силой не созидания, а разрушения (А. Лосев).

Таким образом, «осень средневековья» в Западной Ев­ропе характеризовалась не только «кризисом» традицион­ного, феодально-аграрного общества, но и началом форми­рования общества инновационного, торгово-промышленного, городского, для которого характерным становилась эконо­мическая, мировоззренческая, а затем и политическая сво­бода каждого отдельного человека.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2472 - | 2353 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.