Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какова роль татаро-монгольского нашествия в истории Руси?




В отечественной историографии проблема татаро-монголь­ского нашествия рассматривалась исключительно с негатив­ных позиций Л. Подчеркивая такие стороны нашествия, как разрушение городов, ремесел, в целом древнерусской госу­дарственности, историки исключали из поля зрения другие вопросы, связанные с элементами взаимодействия и сотруд­ничества В современной литературе развилась тенденция противоположного свойства, делающая акцент на синтезе цивилизаций, отрицании трагических последствий для Руси татаро-монгольского ига, которое было якобы «мифом». Но для всех точек зрения характерно признание особой роли татаро-монгольского фактора для формирования централи­зованного русского государства в XIV—XV вв.

В начале XIII в. монгольские племена под предводитель­ством Чингисхана начали завоевательные походы далеко за пределами своего ареала обитания в степях Центральной Азии. В 1223 г. русские дружины вместе с половцами впер­вые сразились с монголами и потерпели поражение. Разоб­щенные русские княжества, составлявшие некогда Киевскую Русь, подверглись в 1236—1240 гг. разгрому и разорению войсками хана Батыя. Были взяты Рязань, Владимир, Суз­даль, Галич, Тверь, Киев. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из их жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет нации — княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, зна­чительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи. Это была настоящая национальная катастрофа. Поражение разрозненных русских княжеств, на­ходившихся на стадии феодальной раздробленности, от силь­ного сплоченного противника — орды кочевников, находив­шихся в стадии раннефеодального единства, было во многом предопределено сложившейся совокупностью военнострате­гических, социально-экономических и политических факто­ров.

После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги — более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дань, занимаясь грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани. Между Русью и Золотой Ордой возникли специфические взаимоотношения, названные «татаро-монгольским игом». Его специфику определяли факторы отдаленности угнетате­лей от побежденных, изъятие достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынскими ханами для за­щиты территорий своих княжеств и даже участие русских отрядов в организованных монголами военных походах. Та­кое своеобразие русско-ордынских отношений объясняется необходимостью борьбы с агрессией католического Запада. Опираясь на поддержку монголов, Александр Невский успешно воевал против ливонских крестоносцев и литовцев В 1261 г. в Сарае была учреждена миссия русской церкви, а 1279 г. митрополит получил от хана охранную грамоту. Но после принятия ханом Узбеком ислама началось актив­ное формирование освободительной идеологии, направлен­ной на ликвидацию сложившейся зависимости от Орды. Иван Калита и другие князья проводили политику «смиренной мудрости», накапливая силы для решающего перелома, ко­торый произошел в 1380 г. на Куликовом поле. Мощь Орды и ее влияние были подорваны, хотя окончательно ликвида­ция ига произошла в 1480 г.

Значение ига для Руси определяется тем что в сложив­шихся здесь феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлы­ки на княжение, золотоордынские ханы превращали их не в вассалов, а в подданных "служебников» Князья в свою очередь стремились распространить подобный тип отноше­ний на местную знать, дворян, дружинников. Успеху этой политики способствовало то, что в ходе нашествия погибло большинство Рюриковичей, старших дружинников — носи­телей традиций киевского вассалитета.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языко­вое заимствование прочно укоренившегося языкового ряда. Но, признавая это влияние, важно иметь в виду что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский эт­нос, его язык и культура в целом сохранили свои качес­твенные характеристики. Значительно хуже дело обстояло с политическими последствиями. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия и переход к централизации Русского государства происходил со значи­тельным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами. Борьба за обретение государственной независи­мости, воссоздание российской государственности, укрепле­ние национального самосознания и общественная консоли­дация развивались на основе внешнеполитической конфронтации c Ордой. Пocлe запоздалого получения неза­висимости в общественном сознании стала формироваться «идеология выживания», изоляционизма и политического консерватизма. Это привело к эволюции страны по типу, «догоняющего развития» по отношению к далеко ушедшим вперед государствам Европы B этом плане татаро-монголь­ское нашествие стало одним из ключевых событий в рус­ской истории, во многом определившим ее особенности.

Литература

1. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994

2. Гуревич А. Я. Проблемы феодализма в Западной Европе. М., 1970.

3. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвству­ющего большинства. М., 1990

4. Джаксон Т. Варяги — создатели Древней Руси // Родина,

1993, № 3.

5. Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла земля русская?» // История отечества: люди, идеи, решения. Очер­ки истории России IX — начала XX в. М., 1991.

6. Как была крещена Русь. М., 1988

7. Мельникова Е. А., Петрухина В. Я. Название «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства // Вопросы истории, 1989, № 8.

8. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государ­ства и первый его правитель // Вопросы истории, 1991, № 2-3.

9. Попов А. И. Название народов СССР. М., 1973.

10. Розановский В. А. К вопросу о влиянии монгольской куль­туры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы истории, 1993, № 7.

11. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.

12. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказа­нии о призвании варягов // Вопросы истории, 1991, № 6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 723 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.