Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Каковы причины и особенности образования государства у восточных славян?




Вопрос о происхождении государственности на Руси осве­щался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов. В XVIII в., немецкие ученые на русской службе Г. Байер, Г. Миллер разработали норман­скую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции вы­ступил М. Ломоносов, положив начало полемике между нор­манистами и антинорманистами. Некоторые ведущие рус­ские историки — Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский — в целом принимали концепцию норманистов. Многие же русские ученые XVIII—XIX вв. стояли на позициях воин­ствующего антинорманизма. В советский период истории, когда абсолютизировался социально-классовый подход к изу­чению проблемы, версия о призвании варягов вообще от­вергалась, соответственно, и их роль в образовании древне­русского государства. В зарубежной литературе преобладает норманистский взгляд на образование государства у восточ­ных славян. Среди современных отечественных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собствен­ности на землю, зарождением феодальных отношений и клас­сов на рубеже VIII— IX вв.

Возникновение государства у восточных славян было яв­лением, проистекавшим из естественного стремления обще­ства к самоорганизации и к упорядочиванию отношении меж­ду людьми. Важную роль сыграл и экономический фактор: рост производительности труда, углубившееся разделение труда, развитие меновой и денежной торговли, возникнове­ние социального неравенства.

Первоначально основными функциями государственных образований были Суд и Война и только позднее, в связи с обострением социальных противоречий государство берет на себя функцию защиты интересов привилегированного слоя, не утрачивая при этом и функции защиты общенациональ­ных интересов.

Процесс становления государственности, по мнению ряда историков, прослеживается у восточных славян и их пред­шественников-антов начиная с середины первого тысячеле­тия (Б. А. Рыбаков). Оседлые славянские племена жили в бассейнах многоводных рек, преимущественно в лесной по­лосе, находясь в перманентной конфронтации со степными кочевыми народами. Местоположение славян на стыке ци­вилизаций Азии и Европы предопределило судьбу нарожда­ющегося государства.

Завершение процесса образования государства у восточ­ных славян относят к IX в., опираясь при этом на летопис­ный рассказ о призвании варягов. Монах Нестор, автор «По­вести временных лет, описывает это событие следующим образом. Издавна в земли новгородских славян, кривичей и соседних финских племен приходили варяги из-за моря и брали с них дань. И вот данники восстали и прогнали варя­гов за море, и сами стали «владеть землей» и ставить горо­да. Но вскоре между ними начались усобицы, и не стало в их землях правды. И тогда решили они найти себе князя, который устроил бы у них справедливый порядок. Отпра­вили за море послов и обратились к варягам-руси: «Земля наша велика и обильна, а устройства в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Вызвались три брата-варяга с дружинами. Старший брат, Рюрик, обосновался в Новгоро­де, средний, Синеус, — на Белоозере, младший, Трувор, — в Изборске, Братья Рюрика вскоре умерли, и он сделался единодержавным князем на Севере.

Когда Рюрик княжил в Новгороде два его дружинника, Аскольд и Дир, решили совершить набег на Византию. С небольшим числом воинов они спустились по Днепру и по­дошли к Киеву, земле полян. «Кому вы платите дань?» — спросили варяги. «Хазарам», — ответили киевляне. «Пла­тите нам!» — сказали Аскольд и Дир. Киевляне согласи­лись, и варяги стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика княжить в Новгороде стал его род­ственник Олег, который задумал объединить все важней­шие города по великому водному пути «из варяг в греки». Захватив с собой малолетнего сына Рюрика, Игоря, Олег в 882 г. двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Выманив обманом из города Аскольда и Дира, Олег убил их под предлогом, что они «не князья и не княжеского рода», а с ним Игорь, «Рюриков княжич». Киев понравился Оле­гу, и он сделал его столицей, назвав «матерью городов рус­ских». Отсюда Олег покорял другие славянские и несла­вянские племена, совершал походы на Византию. Летописец подчеркивает исключительную роль в создании сильного го­сударства Олега, который вывел славянские племена из под­чинения хазарам и установил путем договоров нормальные дипломатические и торговые отношения с Византией.

В «Повести временных лет», однако, существует наряду с варяжской, новгородской и другая концепция происхо­ждения государства у восточных славян: славянская, киев­ская по происхождению. В рассказе Нестора о доваряж­ском периоде приводятся сведения о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, заме­чает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как не­которые думают, а был князем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром пле­менного объединения полян.

В настоящее время вряд ли кто из серьезных ученых отрицает значение варяжского элемента в окончательном объ­единении славянских и неславянских племен в IX в. Раз­ногласия имеют место по вопросу о том, какова при этом была их роль и были ли у славян государственные образо­вания до варягов. Вопросы эти решаются в зависимости в значительной степени от представления о том, что такое го­сударство.

Представители государственной школы в русской исто­рической науке, например, понимая под государством «по­литическое единство народной жизни», юридически регла­ментирующее межличностные отношения в обществе, считали, что в Киевской Руси господствовали родовые от­ношения, которые затем сменились вотчинными (террито­риальными). Государство же в России, по их мнению, воз­никло только в XVI в. (С. Соловьев), или даже в XVIII (К. Кавелин).

Если не сводить государство только к политическим ин­ститутам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как еди­ное целое, подвластное киевским князьям, сложилось во вто­рой половине IX — начале X в., то есть в «варяжский пе­риод». Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с кня­жеской властью такие институты, как вече, совет старей­шин, народное ополчение. По мере роста внешней опаснос­ти и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей-князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов». В источниках упомина­ются первоначально три государственных центра: Куяба во­круг Киева, Славия вокруг Новгорода и Артания вокруг предположительно Рязани. На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройст­ву представляла собой федерацию славянских племен.

Возникновение государственности на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Юж­ной Европе появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней ан­тичности, то на Руси темп образования политического объ­единения славянских племен был замедленным. Постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов в Византию, необходимость регулирования внут­ренних социальных отношений, — все способствовало уси­лению княжеской власти, которая в условиях федеративно­го устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

Таким образом, хотя государство у восточных славян сло­жилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того, как в русских землях уже вполне сложились экономические и политические пред­посылки для объединения. Летописное известие о призва­нии варягов, по-видимому, содержит гораздо больше дей­ствительных фактов, чем иногда думают, и поэтому, может быть, не следует все это сводить к легенде. Однако пригла­шение варягов не означает, что они явились создателями русского государства: Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В. Ключев­ский). Поэтому роль их была в процессе образования госу­дарства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Проблема варягов (норманнов) — это проблема общеев­ропейская. Варяжские волны из Скандинавии шли в двух направлениях. Одна — по Днепру, другая — по западной окраине Европы и встречались в Константинополе. Походы викингов на Запад носили военный характер. Никто на За­паде не приглашал норманнов, они приходили сами, и тем более, будучи отсталым народом, варяги, естественно, не принесли государственности, ни одному народу Запада. За­воевав ряд государственных образований в Западной Евро­пе, норманны постепенно растворялись среди местного на­селения. Нечто подобное происходило и на берегах Волхова и Днепра. Вероятно, не следует полностью доверять лето­писцу о добровольном призвании и мирном пришествии ва­рягов в земли славян. Варяги появились на берегах этих рек с вполне конкретной целью — поставить под свой кон­троль важнейший торговый путь, открывавший к тому же благоприятные возможности для набегов на Константино­поль. Поэтому отношения между варягами, с одной сторо­ны, славянами и финнами, с другой, не были такими мир­ными и идиллическими, — как об этом повествует Нестор. Скорее, шла полная драматизма борьба славянских и фин­ских племен с варяжским нашествием, Но это нельзя на­звать и завоеванием, так как варяги не располагали необхо­димыми силами для завоевания обширных территорий славян.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1465 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.