Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какую роль играет историческое сознание в жизни народа?




Массовое историческое сознание является структурой нормативно-ценностного пространства, задающего определен­ный способ существования общества, индивидуальное исто­рическое сознание — составляющей духовной интенции жиз­недеятельности человека. Историческое сознание, определяя пространственно-временную ориентацию общества, содей­ствует его самопознанию. Общество в целом заинтересовано в формировании непротиворечивого взгляда на свое про­шлое и связь его с настоящим и будущим. Целостное исто­рическое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию интеграции, консолидации различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей историчес­кой судьбы. Эта функция исторического сознания предо­пределяет его связь с господствующей в данном обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную точку зрения на про­шлое, санкционируется, как правило, государственной про­пагандой, и выступает поэтому составной частью господ­ствующей в данном обществе идеологии. В сфере нормативного исторического знания формируются представ­ления об оптимальных, с точки зрения господствующей иде­ологии, формах разрешения социальных противоречий, нор­мах поведения. Каждая эпоха стремится найти в прошлом своих героев, чьи деяния соответствуют ее духу и ценнос­тям. Например, героизированное историческое сознание со­ветской эпохи освящало революцию как высшую форму ис­торического прогресса, рассматривало «насилие как повивальную бабку истории». Историческими героями эпо­хи социализма стали великие бунтари и пламенные револю­ционеры. В настоящее время в историческом сознании все более актуализируется интерес к созидающим деяниям про­шлого, к людям, чья деятельность была направлена на укрепление государства Российского и была пронизана па­фосом созидания, а не разрушения.

Роль исторического сознания как одного из регулятивов социального поведения особенно возрастает в переломные моменты общественного развития. Оказавшиеся в кризис­ной ситуации люди обращаются к своему прошлому, стре­мясь постичь смысл происходящих событий. Сложившиеся формы исторического сознания испытывают в такие эпохи мощное давление извне, поскольку идеологии инноваций усматривают в сложившихся представлениях о прошлом, его связи с настоящим духовную основу консерватизма, препятствующего преобразованиям. Кризис официальной иде­ологии и связанной с ней системы нормативного историческо­го знания сопровождается мучительной ломкой исторического сознания, попадающего в ситуацию когнитивного раскола. Сторонники преобразований стремятся разрушить сложив­шиеся стереотипы массового исторического сознания, кон­серваторы — сосредоточить свои усилия на защите сложив­шихся взглядов. В такие времена массовое историческое сознание не утруждает себя поиском истины. В нем домини­руют страсти и аффекты, ригоризм и популизм. Ситуация раскола типична как для массового, так и для элитарного исторического сознания в России. Так, в середине XIX в., когда в самосознании российского общества пробудился ог­ромный интерес к прошлому, возникла ситуация раскола, отразившаяся в духовном противоборстве западников и сла­вянофилов. Первые, в стремлении осмыслить логику исто­рического процесса в России, обращались к опыту Европы. Обнаруженные несоответствия между исторической эволю­цией России и европейских стран рождали негативное отно­шение к отечественной истории. Это нашло крайнее выра­жение в пессимистическом суждении П. Я. Чаадаева: «Опыт времен для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет». Славянофилы, в отличие от западников, высоко цени­ли своеобразие российской истории, самобытность истори­ческого пути России. Другая ситуация раскола возникла пос­ле революции 1917 г. Идеология большевиков формировала негативное отношение к дореволюционным историческим эпохам, разрывала или упрощала связь между прошлым и настоящим. Абсолютизация классового подхода привела к забвению той части прошлого, которая не вписывалась в марксистские догмы или считалась исторически несуществен­ной. Так возникла проблема «белых пятен» в истории на­шего Отечества, породившая недоверие массового истори­ческого сознания к официальной истории, ее выводам.

Сложные, противоречивые процессы характеризуют раз­витие исторического сознания в наше время: научно взве­шенные подходы соседствуют с историческим дилетантиз­мом, эмоциональной экспрессивностью и нигилизмом. В расколотом историческом сознании угадываются контуры «расколотого» общества в России. В таких условиях особая роль отводится исторической науке, которая должна пре­одолеть раскол массового исторического сознания, его все более усиливающийся мифологизированный характер.

Литература

1. Барг М. А. Эпоха и идеи. Становление историзма. М., 1987.

2. Гулыга А. В. Искусство истории. М., 1980.

3. Ионов И. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления // Общественные науки и современность. 1994, № 6.

4. Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод //

Философские проблемы исторической науки. М., 1969.

5. Кора П., Афанасьев Ю. Память, история // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 709 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2538 - | 2391 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.