Наконец, государство сталкивается с еще одним вызовом, идущим от все более популярных требований децентрализовать власть, перенести ее функции с общенационального на местный уровень и далее на еще более глубокий уровень небольших сообществ. Конечно, пока еще процесс не носит всеобщего характера, однако во многих частях мира роль локальной политики резко возросла ввиду того все более важного значения, которое порой приобретают местные и этнические проблемы. Так, в Великобритании в 1999 г. были созданы Шотландский парламент и Ассамблея Уэльса, что приблизило страну к таким государствам, как Испания, Франция и Италия, где политический процесс уже давно идет по линии передачи вниз все более широкого круга полномочий. Для Шотландии предусмотрена столь широкая система выборного местного самоуправления, что это позволяет сегодня говорить о Великобритании чуть ли как не о федерации. В Европе получили развитие столь сильные центробежные тенденции, что сложилась даже доктрина «Европы регионов», означающая такой порядок вещей, при котором местные институты и группы получают все более непосредственный
Многоуровневое управление —
сложный политический процесс, объединяющий субгосударственный, государственный и надгосударственный уровни, а также деятельность правительственных и неправительственных акторов.
доступ к органам Европейского Союза через голову национальных правительств. В ЕС в этой связи сложилась модель многоуровневого управления (multi-level governance), охватывающего субгосударственные, государственные и надго-сударственные органы власти — картина, уже
Государство
никак не укладывающаяся в традиционные представления о государственности. Но мир был свидетелем и самого драматичного проявления центробежных сил с полным распадом государств: так, в 1993 г. национальные противоречия привели к разделению Чехословакии на Чехию и Словакию, а в начале 1990-х годов Югославия, где сложилось особо опасное сочетание национализма и этнического соперничества, была разорвана на части гражданской войной. Подробнее мы рассмотрим эту проблематику в гл. 8.
Выводы
• Государство — это политическая организация, осуществляющая суверенную власть в соответствующих территориальных пределах. В отличие от правительства, которое выступает его частью, государство охватывает все публичные органы и отправляет власть на том общем основании, что выражает постоянные интересы общества, а не партийные пристрастия той или иной группы политиков.
• Существует множество теорий государства. Теоретики плюрализма видят в государстве арбитра по отношению к соперничающим в обществе группам интересов. Марксизм убежден в том, что государство стоит на страже классовой системы, либо подавляя низшие классы, либо тем или иным способом сглаживая классовый антагонизм. «Новые правые» изображают государство неким монстром, вечно стремящимся к расширению. Теоретики радикального феминизма указывают на патриархальные компоненты в государстве, санкционирующие господство мужчины в обществе и политике.
• У идеи государства есть свои протагонисты и антагонисты. Протагонисты государства видят в нем средство защиты индивида от незаконных поползновений со стороны сограждан или механизм для организации коллективных действий. Антагонисты, со своей стороны, полагают, что государство отражает либо интересы господствующих общественных групп, либо какие-то иные интересы, отделенные от общества или даже враждебные ему.
• Исторически государства выполняли разные функции. Малые государства лишь закладывают какие-то общие предпосылки для упорядоченного общественного бытия. Государства развития стремятся содействовать росту и экономическому развитию. Социал-демократические государства стремятся к исправлению перекосов и иных негативных последствий рыночной экономики. Коллективизированные государства ставят экономическую жизнь общества под свой полный контроль. Тоталитарные государства полностью политизируют и в конечном итоге упраздняют гражданское общество.
• Современное государство сталкивается с различными угрозами. Главными являются: глобализация с ее экономической взаимозависимостью и возникновением наднациональных органов; «движение государства вспять» или внутреннее его «опустошение» с переходом государственных функций к частным институтам; децентрализация с передачей полномочий государства на уровень регионов, провинций и местных сообществ.
I. Политические теории
Вопросы для обсуждения
• Как вы себе представляете жизнь в «первобытном природном состоянии»?
• Кто кем контролируется — государство правительством или правительство государством?
• Можно ли говорить о нейтральности государства по отношению к соперничающим группам интересов?
• Действительно ли социальная природа государственной элиты накладывает отпечаток на ее восприятие общественных проблем?
• Какими в идеале должны быть отношения между государством и гражданским обществом?
• Сколь далеко должен зайти процесс «опустошения» государства, прежде чем оно вообще перестанет быть государством?
• Означает ли глобализация, что всякая необходимость в государстве отпадает?
Нации и глобализация
Нации
и национализм
Национализм —
это детская болезнь человечества,
что-то вроде кори.
Альберт Эйнштейн. Письмо (1921)
На протяжении последних двухсот лет нация была единственной (если не единственно возможной) формой политической организации общества. До сих пор в основе всего международного права лежит та идея, что нации, как люди, обладают целым рядом неотъемлемых прав, в частности правом на политическую независимость и самоопределение. Но никогда национальная проблема не стояла так остро, как со времен становления националистических идеологий. Национализм1 оказался силой, совершенно затмившей, казалось бы, куда более солидные и основательно разработанные идеологии (мы их рассматривали в главе 3). С этой идеологией разжигались войны и революции, рождались новые государства, распадались империи и перекраивались границы; под его лозунгами люди как разрушали политические режимы, так и стремились увековечить их. Сегодня, однако, есть основания полагать, что эпоха наций подходит к концу. Нация-государство — идеал, к которому стремились целые поколения националистически настроенных политиков — сегодня обременена уж слишком большим количеством проблем, как внутренних, так и внешних.
1 Читателю следует иметь в виду, что понятие «нацонализм» автор толкует в духе западной политологической традиции как философию или идеологию нации, выражение ее духа. В отечественной политологии этот термин понимается по-иному — как идеология отдельных слоев общества, использующих национальную идею для достижения тех или иных, как правило, агрессивных целей. В переводе сохранено авторское понимание проблемы. (Прим. пер.)
СОДЕРЖАНИЕ
Что такое нация? 131
Нации как культурные общности 132 Нации как политические общности 135