Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Плюралистическое государство




Плюралистическая теория государства явно восходит к либеральной традиции. Государство здесь понимается преимущественно как «третейский судья» или «рефери» в обществе. Такое же понимание, кстати сказать, вообще всегда господствовало в англо-американской политологии, чем и объясняется ее склонность больше внимания обращать не на государство и его институты, а на «правительство». Для этой традиции и в самом деле характерна склонность третировать государство как абстракцию, а такие институты, как суд, чиновничество и армию — как независимые, самодостаточные структуры, будто бы никак не связанные с государственной машиной. Впрочем, возможен и такой подход, — но только при том явном или неявном допущении, что государство принципиально нейтрально, что это совершенно беспристрастный судья.

Истоки этой теории государства восходят к XVII в. и работам таких теоретиков общественного договора, как Томас Гоббс и Джон Локк (см. с. 55). Более всего этих мыслителей занимал вопрос об основаниях политических обязательств (political obligation) — или, другими словами, почему человек должен повиноваться государству и уважать его. Их главная мысль заключалась в том, что государство возникло на основании добровольного соглашения, или общественного договора, между людьми, когда они осознали, что лишь учреждение высшей власти может обезопасить их от превратностей судьбы, беспорядка и жестокостей естественного состояния (state of nature) — словом, вне государства люди эксплуатируют и порабощают друг друга, с государством воцаряются порядок, цивилизованные отношения и свобода. По словам Локка, «где нет закона, нет и свободы».

Итак, либеральная теория трактует государство как нейтрального арбитра, воз-

 

Политические обязательства — обязанности гражданина перед государством, на которых зиждется право государства на отправление власти.

Естественное состояние — общество, в котором не существует политической власти и формальных (правовых) ограничений свободы индивида; термин обычно употребляется как теоретическая метафора.

 

вышающегося над соперничающими группами и людьми в обществе; это «третейский судья», или «рефери», способный защитить каждого человека от посягательств сограждан. Принцип нейтральности государства означает, что оно действует в интересах всех граждан и поэтому стоит на страже общего блага, интересов общества в целом. По Гоббсу, стабильность и порядок приносит с собой только абсолютное и неограниченное государство, обладающее властью, в отношении которой невозможны ни протест,

 

 

 

I. Политические теории

 

• К понятийному аппарату ни даже сомнение; иными словами, люди ж стоят перед жестким выбором — либо абсо-

Неоплюрализм - своего рода «стиль» те- лютизм, либо анархия (anarchy). Локк, в свою оретического рассуждения, отталкивающий- очередь, предложил более характерное для ся от плюралистических ценностей и в то же всего либерализма обоснование ограничен-время признающий необходимость пере- ного Г0Сударства. Перед государством, счи-смотра классического плюрализма с учетом, тал д стоит особая _ стоять да

например, таких учении, как марксизм, тео-

рия «новых правых» и концепция элиты. Хотя же «естественных», или богоданных, прав неоплюрализм охватывает множество под- личности, таких, как «жизнь, свобода и соб-ходов и точек зрения, в нем все же можно ственность». Локк при этом проводил четкую выделить несколько центральных тем. Во- Грань между ответственностью государства первых, в нем предпринята попытка учесть (подцержание общественного порядка И за-современные тенденции, такие, как возник- г _ г

новение постиндустриального, посткапита- Щита собственности) и ответственностью ча-листического общества. Во-вторых, хотя его стных граждан, не выходящей за пределы теоретики отдают решительное предпочте- гражданского общества. Поскольку государ-ние капитализму перед социализмом, они ство при этом может нарушать естественные признают и то, что экономические доктри- чеЛовека с такой же легкостью, с ка-

ны свободного рынка устарели. В-третьих, „

согласно неоплюрализму, западные демок- кои оно Должно охранять их, граждане со ратии являются «деформированными поли- своей стороны должны располагать какими-архиями», в которых непропорционально то средствами защиты против государства, — большое влияние принадлежит крупнейшим и эту защиту, по Локку, дают лишь механиз-корпорациям. мы конституционного и представительного

 

правительства. В XX в. на основании этих идей получила развитие плюралистическая теория государства. Как концепция общества плюрализм основан на той идее, что в либерально-демократических государствах власть распределена широко и равномерно; как концепция государства — что государство нейтрально, поскольку в одно и то же время на него воздействуют самые различные группы интересов и все общественные классы; именно поэтому ему удается сохранить равновесие в отношении тех или иных частных интересов, собственного же интереса, отличного от интересов общества, оно не имеет. Как выразился Шварцмантель (Schwarzmantel, 1994), государство является «слугой общества, а не его господином». Для этой традиции оно представляется некоей «подушечкой для булавок», что способна вбирать в себя любые уколы и вмятины. Такой взгляд основан на двух принципиальных допущениях. Первое — фактически государство стоит под правительством; неизбираемые государственные органы (чиновничество, служба, суд, полиция, вооруженные силы и прочее) действуют вне каких бы то ни было политических пристрастий, строго подчиняясь власти своих политических руководителей; аппарат государства подчинен принципам служения обществу и политической подотчетности. Второе — демократический процесс при любых условиях сохраняет свой смысл и действенность; соперничество партий и деятельность групп интересов в конце концов обо-

 

Анархия — букв, «безвластие», «анархия» обычно употребляется в уничижительном смысле как обозначение нестабильности или даже хаоса.

 

рачиваются тем, что каждое правительство вынуждено реагировать на общественное мнение; государство же в конечном итоге можно уподобить флюгеру, что поворачивается в ту сторону, куда ему укажет общество.

 

 

Государство

 

 

Современные теоретики плюрализма, однако, приняли гораздо более критичный взгляд на государство, вылившийся в концепцию неоплюрализма. Такие теоретики, как Роберт Даль (см. с. 340), Чарльз Линдблом и Дж. К. Гэлбрейт (J.K. Galbraith) (см. с. 242), пришли к пониманию того, что современные индустриальные государства и более сложны, и менее чувствительны к давлению со стороны общества, чем полагал классический плюрализм. Эти теоретики, скажем, признают, что бизнес пользуется столь «привилегированным положением» в отношении правительства, что соперничать с ним не под силу никаким другим группам общества. В книге «Политика и рынки» (Politics and markets, 1977) Линдблом дал самую широкую картину того, что бизнес как главный работодатель и источник капиталовложений при любых обстоятельствах оказывает сильнейшее воздействие на правительство, каковы бы ни были идеологические его наклонности и программные заявления. Более того, теоретики неоплюрализма сегодня утверждают, что государство может иметь и на самом деле имеет свои собственные интересы: государственная элита, состоящая из высшего чиновничества, судей, высокопоставленных чинов полиции и армии, может преследовать либо свои собственные бюрократические интересы, либо интересы своей «клиентуры». И в самом деле, если допустить, что государство само по себе является политическим актором, его вполне можно рассматривать как одну громадную (возможно, самую могущественную) группу интересов в обществе. В духе этой аргументации Эрик Нордлинджер (Eric Nordlinger, 1981) разработал даже новую, государствоцентричную, модель либеральной демократии, основанную на постулате «автономной независимости демократического государства».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 850 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.