Задание к семинарскому занятию
Hайти в Конституции РФ примеры взаимодействия правосознания с другими формами общественного сознания.
Литература:
1. Барулин, В.С. Социально-философская антропология:учебное пособие для вузов / В.С. Барулин. – М., 1994. – 256 с.
2. Берус, В.В. Категории и принципы философского осмысления мира: учебное пособие / В.В. Берус, Е.В. Григоров, П.В. Ушаков. – Барнаул, 2004. – 108 с.
3. Иванов, А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. – М., 1994. – 130 с.
4. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учебник для гуманитарно-социологических специальностей высших учебных заведений / С.Э. Крапивенский. – 3-е изд., испр. и доп. – Волгоград, 1996. – 352 с.
5. Мещеряков, Б.Г. Введение в человекознание / Б.Г. Мещеряков, И.А. Мещерякова. – М., 1994. – 320 с.
6. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание: монография / А.Г. Спиркин. – М., 1975. – 312 с.
Глава 18. Смысл диалектики
§ 1. Понятие диалектики
Окружающий нас мир изменчив. Времена года сменяют друг друга, человек рождается, взрослеет, умирает и т.д. В основе изменений лежит взаимодействие между объектами окружающей нас действительности. Взаимодействуя друг с другом, они изменяют свои отношения, состояния, свойства. Сущность изменения заключается в том, что какой-либо предмет, явление, процесс в течение определенного времени утрачивает некоторые свойства и приобретает другие.
Изменение в философии обозначается понятием движения.
Однако движение может пониматься двояко: с одной стороны, движение это простое увеличение, уменьшение, повторение одного и того же, перемещение тел в пространстве, с другой стороны, движение это необратимый процесс качественных изменений, появление принципиально нового по сравнению с прошлым. В этом смысле движение трактуется как развитие. «Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное».
Развитие – процесс длительных, накапливающихся, необратимых изменений. Развитие – это наиболее сложная форма движения. Поскольку движение является неотъемлемым свойством материи, развитие нужно рассматривать как нечто абсолютное, внутренне присущее материи.
Идея развития сложилась в человеческом сознании постепенно. Изучение сложных процессов материального мира, возникновение современной науки, успехи естествознания привели к становлению учения о развитии.
Наиболее полное и всестороннее учение о развитии называется диалектикой.
Диалектика в переводе с греческого обозначает «искусство вести беседу, рассуждать». Почему же диалектика (по сути, искусство спора) стала названием теории развития? Дело в том, что греки под спором, диалогом понимали столкновение двух альтернативных точек зрения. В процессе спора противоречивые позиции должны были сблизиться; целью спора было не подавление одного противника другим, а стремление выработать правильный подход к проблеме. С течением времени ученые, изучая природу, заметили, что противоречивые позиции спорящих сторон опираются на объективные противоречия окружающего нас мира, и именно они являются причиной развития. Таким образом, под диалектикой стали понимать не только умение вести беседу, но и общую теорию развития.
Понимать мир как постоянно развивающийся люди научились не сразу. Долгое время считалось, что изменения касаются только поверхности мира, в глубине же он остается неизменным, стабильным. Человек не мог смириться с постоянно изменяющейся действительностью, он боялся потерять опору в этом мире. На что можно опереться, если все в мире, возникнув, сразу исчезает? Конечно, такую опору может дать религия, но для мыслящих людей, двигавших вперед во все века науку и философию, религиозная точка зрения была неприемлема, поскольку принуждала принимать на веру определенные догматы и запрещала искать рациональные объяснения существования мира. Поэтому мыслители пытались дать объяснение миру, исходя из понятия неизменной сущности, неизменного бытия. Примером такой теории было учение Парменида, который утверждал, что движение не существует, это только иллюзия, вызванная несовершенством органов чувств людей.
Другой трудностью при усвоении идеи развития является понятийный способ мышления человека. Человек мыслит окружающий мир в понятиях и через понятия. Понятия статичны, они закрепляют определенный набор признаков за определенной вещью. Всегда, когда мы мыслим данную вещь, мы мыслим этот неизменный набор признаков. В понятиях, таким образом, теряется связь между предметами, а также не учитывается принцип развития. Такой способ мышления называют метафизический. Метафизическое мышление оставалось основным способом освоения мира очень долгое время. Однако с развитием диалектики на смену метафизическому мышлению приходит диалектическое. Применение диалектики как метода творческого осмысления бытия привело к бурному развитию науки и открытию новых сущностных законов природы и общества.
«Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития».
Бытие подвижно, все объекты, явления и процессы объективного мира развиваются и взаимодействуют, поэтому познать мир можно только диалектически. Являясь учением о наиболее общих законах всякого изменения в природе, обществе и мышлении, диалектика рассматривает следующие проблемы: направление развития, источник развития и формы, в которых совершается развитие.
§ 2. Основные категории диалектики
Диалектика, в качестве сформировавшейся научной теории, интересуется, прежде всего, взаимодействием между явлениями. В рамках диалектического подхода было выяснено, что все бытие буквально пронизано универсальными связями. Для познания этих связей диалектика разработала свой категориальный аппарат. Поскольку диалектика – это совмещение противоположных позиций, в ней формируются парные категории. Например: «причина – следствие», «случайность – необходимость», «единичное – общее» и др.
Связи между категориями диалектики неслучайные, на их основе формулируются законы и принципы, которые выявляют сущностные характеристики действительности. Закономерности диалектики проявляются во всех сферах реальности: в природе, обществе, сознании.
Все что человек знает, он знает в форме понятий, категорий. Все категории являются понятиями, но не все понятия являются категориями.
Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии.
Например: материя, движение, пространство, время, конечное, бесконечное, причина и следствие, форма и содержание, количество и качество, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность – все это категории.
Каждая категория отражает какой-либо общий закон, принцип бытия сущего, а все вместе они охватывают мир как целое, отношение человека к миру.
Закон – это необходимые устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденции развития явлений.
Единая система категорий отражает единство мира как всеобщую связь, когда любой предмет есть звено в бесконечной цепи.
Связь – это зависимость одного явления от другого.
Формы связи: пространственная, временная, генетическая, причинно-следственная, существенная и несущественная, необходимая, случайная и т.д.
Проанализируем важнейшие диалектические категории.
Исходной философской категорией является категория бытия. По существу, все остальные категории с различных сторон характеризуют содержание, всевозможные проявления отношения, развитие сущего: движение – способ существования сущего; пространство и время – формы его существования; качество, количество и т.д. – конкретные характеристики бытия.
Категории взаимосвязаны и переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное – общим, следствие превращается в причину и т.д.