1октября 1938 г. германские войскавступили в Чехословакию, заняв не только Судетскую область, но и ряд районов и городов, где почти не было немецкого населения. Вслед за Германией выступили Венгрия и Польша. Венгрия претендовала на южную часть Словакии и на Карпатскую Украину. Но в самой Словакии уже развивалось сепаратистское движение. Польша в свою очередь добивалась передачи ей Тешинской области и установления общей границы с Венгрией. 2 октября 1938 г. польские войска вступили на чехословацкую территорию. Видя свое бессилие спасти республику, Э. Бенеш снял с себя 5 октября 1938 г. все полномочия президента Чехословацкой республики и выехал в Англию.
По инициативе германской дипломатии 2 ноября 1938 г. в Вене было принято компромиссное соглашение между Венгрией, Польшей и Чехословакией, по которому признавалась “независимость” Карпатской Украины, а Польша получала компенсацию в районах Тешина. Но уже в декабре германская дипломатия, стремясь к сближению с Венгрией, решила дать согласие на присоединение к ней Карпатской Украины. За это Венгрия присоединилась к Антикоминтерновскому пакту в марте 1939 г.
Германская дипломатия использовала тогда же в своих интересах вспыхнувший конфликт между чехами и словаками. 13 марта 1939 г. Тиссо, лидер словацких сепаратистов, получил от Гитлера директиву немедленно объявить независимость Словакии. 15 марта 1939 г., нарушив Мюнхенское соглашение, германские войска вступили на территорию Чехословакии. Началась военная оккупация республики, за исключением юго-восточных районов, занятых Венгрией. Чехия и Моравия были объявлены протекторатами Германии. Нотой от 17 марта 1939 г. германское правительство известило зарубежные правительства об установлении протектората над Чехией и Моравией.
Советский Союз заявил, что он не признает включения чехословацких земель в состав Германии, и выступил с предложением созвать совещание государств, которым угрожало нападение со стороны Германии и обсудить вопрос о мерах борьбы с агрессией. Английское руководство ответило, что считает такое совещание преждевременным. Между тем акты агрессии следовали один за другим.
Весной 1939 г. обстановка в Европе резко обострилась. Полностью обанкротилась политика “умиротворения”. 21 марта 1939 г. гитлеровцы потребовали от Польши согласия на передачу Германии города Данцига (Гданьска). Польша имела стратегическое значение в германских планах экспансии на Восток. В конце 1938 г. И. Риббентроп выдвинул план урегулирования польско-германских отношений. Данное предложение германской дипломатии повело к длительным переговорам между Берлином и Варшавой. 26 марта 1939 г. Германии был передан меморандум от имени польского правительства, в котором заявлялось, что правительство республики не может согласиться на присоединение Данцига к Германии и на постройку экстерриториаль-ных путей сообщения на польской территории. Данный ответ германской стороне привел к ухудшению взаимоотношений между двумя странами. Вскоре германские войска вступили в принадлежащую Литве Клайпедскую (Мемельскую) область согласно подписанному договору о передаче ее Германии вместе с портом Клайпеда.
Фашистская Италия в апреле 1939 захватила Албанию. Все эти акты агрессии вплотную подвели мир к мировой войне и ослабили международные позиции Англии, Франции и Советского Союза.
В политическом плане это был удар по позициям западных держав в мировой политике: дальнейшее их бездействие могло привести к установлению полной германской гегемонии в Европе и сползанию западных держав на второстепенные позиции. В экономическом плане захват гитлеровской Германией чешской промышленности, в первую очередь ее развитой военной индустрии, резко усиливал военный потенциал Германии. Наконец, в военно-стратегическом планев Восточной Европе произошли радикальные изменения: вступление немецких войск на чешскую часть словацкой территории привело к военно-стратегическому окружению Польши, что сразу создало для нее особую ситуацию. Особенно угрожающим стало положение Франции, которая оказалась в кольце фашистских государств после окончательного утверждения фашистского режима Франко в Испании.
Политика “гарантий” западных держав
17 марта 1939 г. английский и французский послы выразили ноту протеста против незаконной оккупации Чехословакии и создании там нового оккупационного положения. Свой протест заявило также правительство США. Вслед за этим 22 марта 1939 г. Англия и Франция обменялись нотами о взаимной помощи в случае нападения третьей державы на одну из них. В тот же день после речи Н. Чемберлена о конце политики умиротворения они дали заверения Голландии, Швейцарии и Бельгии, что окажут им помощь в случае нападения (эти страны не приняли гарантий).
В течение марта-июня 1939 г. были предоставлены английские и французские гарантии Польше, Румынии, Греции и Турции, которые предусматривали оказание этим странам военной помощи в случае агрессии. Предоставлением гарантий Польше 31 марта 1939 г. британское правительство пыталось воздействовать на Гитлера с тем, чтобы он осознал опасность для Германии в случае развязывания войны против этой страны. Таким образом, британские гарантии являлись попыткой оказать давление на Германию с целью заставить ее согласиться на переговоры, которые виделись британской стороне, скорее всего в духе Мюнхена. Затем начались переговоры об английской гарантии Греции, а также переговоры о заключении договора с Турцией. 13 апреля 1939 г. были предоставлены гарантии Румынии, причем к английским гарантиям присоединилась и Франция. Так был создан некий “пакет” обязательств западных держав в отношении ряда стран Центральной и Восточной Европы.
Система гарантий не представляла из себя чего-то единого целого. Гарантии отдельным странам не были увязаны друг с другом, не были подкреплены военно-стратегическими выкладками или соответствующими мероприятиями. Между самими странами, которые получили эти гарантии, тоже не существовало каких-то договорных обязательств. Тем не менее, политика гарантий связывала определенными обязательствами западные державы, ставила рамки их политическому курсу.
В середине апреля 1939 г. правительства Англии и Франции предложили Советскому правительству дать гарантии Польше и Румынии на случай германской агрессии. Это предложение было сделано вслед за сообщением Н. Чемберлена в английском парламенте об англо-французских гарантиях этим двум странам.
Англо-франко-советские переговоры в Москве
17 апреля 1939 г. советское правительство предложило начать переговоры о заключении пакта о взаимной помощи и военной конвенции, признав также необходимым, чтобы Великобритания, Франция и СССР гарантировали безопасность восточноевропейских государств, граничащих с СССР. Правительства Англии и Франции дали согласие на переговоры, но с самого начала старались поставить Советский Союз в неравное положение.
В ходе переговоров по политическим вопросам британское правительство тянуло с согласием на распространение гарантий трех держав на прибалтийские государства, а затем сорвало завершение политических переговоров, воспротивившись тому, чтобы гарантии были распространены и на случаи так называемой косвенной агрессии, такие, как, например, ввод германских войск в Чехословакию в марте 1939 г. В июле британское правительство согласилось начать обсуждение вопроса о заключении, наряду с политическим соглашением, также военной конвенции. По мнению советской стороны, соглашение и конвенция вместе должны были составить договор о взаимопомощи.
В ходе военных переговоров советская сторона выдвинула конкретный военный план, предусматривавший совместные действия вооруженных сил СССР, Великобритании и Франции: 1) заключение Тройственного пакта взаимопомощи между Советским Союзом, Англией и Францией, 2) заключение военной конвенции в подкрепление этого пакта, 3) предоставление гарантий независимости всем пограничным с Советским Союзом государствам, от Балтийского до Черного моря.
Советский Союз настаивал на заключении Тройственного пакта взаимопомощи. В конце мая 1939 г. английское правительство дало согласие на такой пакт. Вместе с тем оно выдвигало в качестве условия обязательство Советского Союза вступить в войну в случае нападения на Польшу, Румынию и Грецию, которым Англия и Франция дали гарантии.
12 августа 1939 г. Англия, Франция и Советский Союз решили начать переговоры по военным вопросам, без которых любая политическая договоренность противостоять германской агрессии была бы бессмысленной. Однако и военные переговоры окончились неудачей. Участники англо-франко-советских переговоров испытывали глубокое недоверие друг к другу, подозрительность, преследовали своекорыстные цели, и все это усугублялось закулисными переговорами и контактами, как Великобритании, так и СССР с нацистской Германией, которая использовала эту вражду в своих интересах.