Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человеческие действия — непосредственная реальность политики




В данном разделе книги рассматривается вопрос о человеческом, или личностном, измерении политики, т.е. как выражает себя в ней челове­ческая природа, прежде всего психологические качества людей. Такой угол зрения важен еще и потому, что позволяет лучше понять, в чем смысл интереса к политике, занятий ею, что именно политическая активность может дать личности. В стороне оставлены нормативные мировоззрен­ческие трактовки природы человека, например религиозные и, шире, иде­ологические, а также этологические концепции (изучают поведение в ес­тественных условиях) и биополитика, которые фокусируют внимание на роли биологических, генетически обусловленных качеств в этой сфере деятельности.

 

Интерпретация Создатели теорий человеческой природы с античности стремятся обнаружить и объяснить фундаментальные качества, присущие мыс­лящим существам. В «Энциклопедии управления и политики» (ред. М. Хоксворт, М. Коган, 1992) выделены некоторые весьма влиятель­ные теории и модели человеческого естества нормативного и биопо­литического характера: — теория Платона об индивидуальной человеческой природе; — пессимистическая теория Томаса Гоббса, представившего (на ос­новании доступных в то время научных данных) человека в качестве существа, движимого только своим эгоистическим интересом и по­стоянно жаждущего власти; — теория Джона Локка, считавшего человека изначально соци­альным существом; — концепция Жана Жака Руссо о «благородном дикаре»; — марксистская модель социальной природы человека и теория об определяющем значении общества, а также его уклада в формирова­нии человеческих качеств; — социальный дарвинизм, выдвинувший идеи о том, что выживают наиболее приспособленные и что конкуренция в природе и обще­стве неизбежна и желательна; — бихевиористская концепция Берреса Фредерика Скиннера (1904-1990), считавшего человеческое поведение легко поддающимся влиянию общества, что позволяет в прямом смысле создавать требу­ющихся ему людей путем манипуляции социальными условиями; — биосоциальные концепции Конрада Лоренца (1903-1989), Эдвар­да Вильсона (род. 1929) и др., настаивающие на стабильности чело­веческой природы в силу неизменности инстинктов или наследствен­ной предопределенности (весьма реальная возможность целенаправ­ленного генетического вмешательства в них не рассматривается).

Каждому ясно, что люди, социум в целом — основа, а человек — ис­ходная сущность политики. Политику создал именно человек разумный, Homo sapiens. Библейский вопрос — «человек для субботы, или суббота для человека?» — в данном случае помогает понять, что образование поли­тической сферы, ее систем, институтов и т.п. имеет смысл лишь постольку, поскольку позволяет людям развивать и полнее реализовывать свои воз­можности мыслящего существа, свой поистине беспредельный внутрен­ний потенциал.

Сами по себе политические отношения являются в первую очередь особым видом общения между людьми, а лишь потом — в результате слож­ных соединений и опосредовании — связями между разного рода система­ми, включая политии. В конечном счете политические отношения склады­ваются на основе персонально ориентированных и естественно повторяю­щихся единичных действий. Именно поведение людей составляет непосредственную реальность, фактуру, живую первооснову, или субстан­цию (лат. substantia — сущность), политики.

Политика, как и все другие человеческие занятия, возникла в резуль­тате вызова, брошенного жизненными обстоятельствами нашим предкам, которые были до той поры высшими приматами, но еще не людьми. Они оказались перед выбором: либо погибнуть как биологический вид, либо воспроизвести свой род иначе, не просто животным, а иным — челове­ческим, скажем мы теперь, образом. Так, под давлением развивающейся биосферы исходная прокреативная (лат. procreatio — рождение, произве­дение на свет) пока животная функция продолжения рода выходит на бо­лее высокий уровень. С тех пор эволюция населяющих Землю живых су­ществ определяется фактором очеловечивания (антропогенеза). Непре­менной составной частью такого очеловечивания становится развитие способностей особых живых организмов согласовывать свои действия, организовываться, обеспечивать достижение целей, важных для всего рода и для каждого из образующих его существ. Именно таким путем возника­ет политика как специфическая сторона человеческого бытия, связанная с целедостижением.

Люди, однако, занимаются политикой не только потому, что их вынуж­дают к этому обстоятельства, но и ради личного самоутверждения — от­дельных индивидов, их сообществ и рода человеческого вообще. Многие политические философы полагают, что смысл политики (как и любого дру­гого вида жизнедеятельности) состоит прежде всего в том, чтобы совершен­ствовать ту или иную сторону нашего существования, некие грани личности. В силу этого занятие политикой, вовлеченность в нее могут и должны оказы­вать на людей развивающее и гуманизирующее воздействие (см. гуманизм*). В этом заключено глубокое гуманистическое содержание политики, кото­рое, разумеется, реализуется лишь при определенных условиях.

 

 

Homo politicus и его роли

 

Считается вместе с тем, что собственно политическая деятельность способна нанести и ущерб человеку: какие-то негативные качества лично­сти, с одной стороны, и деформированность политических институтов — с другой, обращают благо во зло.

 

Интерпретация В обыденном сознании широко растиражирована (в разных форму­лировках) знаменитая максима британского политика лорда Акто­на (1834-1902): власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Видимо, с этим связано и мнение о том, что политика — «грязное дело».  

Следовательно, важно выяснить, какие политические роли доступны человеку, как он может справиться с ними.

 

Обратите внимание Политическая по сути проблема соотношения личности человека и тех ролей, которые он исполняет, наглядно выражена в творчестве великого драматурга Вильяма Шекспира. Древнеримский герой Кориолан может поставить свое Я превыше всех институтов, всех пред­писываемых политическими традициями своей родины ролей. В ре­зультате личность, оставшаяся без пренебрежительно отброшенных ролей, распадается, и великий герой оказывается бесславной жерт­вой обстоятельств. В другой пьесе отличный воин Макбет впадает в искушение ролью узурпатора трона; потом личина кровавого тирана подчиняет себе его личность, фактически уничтожает ее. Так абсо­лютная власть превращает жизнь прежнего героя в «болтовню при­дурка, наполненную яростью и шумом, но без смысла». Совсем иное дело, когда юный принц Гарри поочередно примеривает на себя роли своих будущих подданных. Такая школа позволяет ему стать идеаль­ным монархом Генрихом V. Равным образом взросление, обретение жизненного опыта другими персонажами Шекспира, их становле­ние как личностей сопряжены с освоением множества различных ро­лей, с примериванием личин, перевоплощениями и т.п. Можно согласиться с Шекспиром, что человек проявляет свои лич­ностные качества по мере овладения различными политическими ролями. И наоборот, сведение личности к одной лишь личине де­формирует и губит человека.

 

Простейшее определение человека политического — Homo politicus: это активная личность, которая посредством исполнения политической роли (ролей) добивается достижения определенных и нужных ему целей. При этом вероятны разные исходы. Роль одного человека может сочетаться с ролями других людей. В результате сложится совместный сюжет, выявятся и будут достигнуты общие цели. Но если обнаружится несогласованность в испол­нении ролей, тогда вместо единого действия какой-то фрагмент политичес­кой жизни распадется на хаотичные усилия отдельных акторов, которые в лучшем случае хоть частично добьются своего, но с утратами, в т.ч. и лично­стными. Воспринятая роль может сковать способности или даже уничтожить ее исполнителя. Однако человек в состоянии искусно овладевать разными политическими ролями и именно таким образом реализовать свою полити­ческую — и одновременно человеческую — природу и потенциал.

Человек — основной субъект (актор) политики. В общественной жизни люди образуют различные группировки. Одни случайны и непостоянны, хотя иногда оказываются значимыми в какой-то специфический момент политического процесса. Гораздо важнее другие группировки — устойчи­вые и индивидуализированные. Это составные, коллективные субъекты (акторы), которые в целом сообразуют свои поведение и политическое уча­стие с образцом (моделью) личности, с ее волей, темпераментом, характе­ром, сознанием, действиями и т.п. В политических отношениях группа мо­жет функционально выступать вместо индивида («мы будем за него») и, наоборот, индивид — вместо группы («я отвечаю за них»). Вместе с тем полностью отождествлять политическое поведение индивидуального и кол­лективного актора было бы неверно.

 

Великая тайна любого поведения — это общественное поведение... Мне казалось, что я проник в самую глубину человеческого суще­ства, однако ни в самой малой степени я не осмелился бы утверж­дать ничего о том, как этот человек поведет себя в группе   Ф. Бартлетт, «Вспоминая»

 

Границы между различными сферами жизни довольно условны. От­дельные стороны человеческого бытия — не что иное, как аналитические проекции, которые сосуществуют друг с другом здесь и сейчас, т.е. в конк­ретной точке пространственно-временного континуума. Только их сочета­ние и взаимоналожение делают возможными многогранность и разнообра­зие жизни человека. Так, на избирательном участке, исполняя роль голосу­ющего, человек одновременно представляет роли мужа и отца, сына и брата, верующего, гражданина своей страны и т.д.

 

Социальные системы состоят не из людей, а из ролей. Семья, напри­мер, состоит из ролей матери и отца, мужа и жены, братьев и сестер. Семья — это только один из наборов взаимосвязанных ролей ее чле­нов, которые также исполняют роли вне семьи в школах, на пред­приятиях, в церковных приходах. Равным образом и политическая система состоит из ролей граждан (nationals), подданных (subjects), избирателей, взаимодействующих, смотря по обстоятельствам, с ро­лями законодателей, бюрократов и судей. Те же самые люди, кото­рые исполняют свои роли в политической системе, делают то же и в других социальных системах, таких как экономика, религиозное со­общество, семья и добровольные ассоциации. По мере того как люди вовлекаются в политическое общение, формируют группы интере­сов, голосуют или же уплачивают налоги, они оставляют неполити­ческие роли и принимают политические. Можно сказать, что в день выборов, когда граждане покидают свои фермы, заводы и учрежде­ния, чтобы направиться на избирательные участки, они пересекают границу между экономикой и политией.   Г. Алмонд, Дж. Б. Пауэлл, «Сравнительная политология»  

Взаимосвязи человека с политической сферой обладают своей дина­микой. Он только постепенно вовлекается в политические отношения и осваивает их. Это — процесс становления личности гражданина, человека политического, что проявляется прежде всего в обретении им нужных ро­лей как своеобразных соединений определенных норм и правил поведе­ния. Включение в политическую жизнь именуется политической социа­лизацией, а отстранение от этой жизни, утрата соответствующих знаний и навыков (к примеру, в результате эмиграции) — политической десоциализацией. Под политизацией необходимо понимать не только умение пользоваться нормами, ролями и т.п., но также их активное и постоянное применение. Антоним данного термина—деполитизация — означает воль­ный или под принуждением отказ от практикования знаний и навыков по­литического участия. Деполитизация может выражаться в формах эскапиз­ма, т.е. в стремлении личности уйти от политической действительности, в ее социальной пассивности, уклонении от участия в политических процес­сах, которые в силу тех или иных причин неприемлемы для актора («внут­ренняя эмиграция»). Вместе с тем деполитизация порой приводит и к бо­лезненному неприятию политических норм. В результате нередко возника­ет состояние аномии, когда утрачиваются какие-либо устойчивые ориентиры и возможности взаимодействия с другими людьми, возникает полная жиз­ненная апатия.

Коллективные политические акторы функционально наследуют и со­знательно отождествляют себя с личностным началом, что создает основу для развития таких важных явлений, как политическая воля (воля партии, фракции, парламента, муниципалитета, правительства и т.п.) или полити­ческий темперамент.

Французские ученые Жан Мейно и Ален Лансело, определив полити­ческое поведение как образ действий индивида или группы при их реакции на какое-либо общественное событие (или идею), показали, что такой тем­перамент в целом служит поддержанию либо упрочиванию характеристик поведения. Политический темперамент* нередко представляют как про­тивостояние двух его типов — правого и левого. Иногда к ним причисляют еще и центристский. Британский психолог Г. Айзенк разработал иную клас­сификацию политических темпераментов, основанную на пересечении двух осей: радикализм — консерватизм и авторитарность — либеральность. В результате получились четыре течения: авторитарные радикалы (например, коммунисты), либеральные радикалы (социал-демократы), авторитарные консерваторы (фашисты), либеральные консерваторы (умеренные правые).

 

Интерпретация Французские политологи весьма подробно занимаются проблемой политических темпераментов на материале не только своей страны, но и многих западных демократий. Рассмотрев идеологические ха­рактеристики и стиль поведения двух основных течений, Жан-Луи Кермонн пришел к выводу, что правые — это пессимисты, признаю­щие, что на пути изменений существуют препятствия, воздвигнутые самой природой вещей, а левые — оптимисты, находящиеся в посто­янных поисках прогресса. Франсуа Гогель объяснил соперничество правых и левых тем, что первые — «партия порядка», вторые — «партия движения». Левые предпочитают, чтобы в современном мире неизбежные изменения шли как можно быстрее, правые — чем мед­леннее, тем лучше. Однако за общими понятиями правого и левого политических тем­пераментов скрываются отнюдь не однородные силы. Рене Ремон показал, что правые подразделяются как минимум на три течения: «ультра» (крайние реакционеры вроде фашистов); либералов (при­знают демократические ценности и нацелены на реформы); нацио­налистов (авторитарных, волюнтаристских, т.е. не считающихся с реальными условиями и возможностями, склонных к произвольным решениям, а также к популизму). Сходную работу в отношении ле­вых провел Жан Тушар, выделив среди них авторитаристов, гума­нистов и центристов.  

Некоторые политические аналитики, вслед за психологами, выстра­ивают разветвляющуюся систему политических темпераментов: 1) сла­бый тип (меланхолический; гр. melas — черный, chole — желчь); 2) силь­ный неуравновешенный тип (холерический; лат. cholericus от гр. chole); 3) сильный и уравновешенный, но инертный тип (флегматический; гр. phlegma — слизь); 4) сильный, уравновешенный и подвижный тип (санг­винический; лат. sanguinis — кровь, жизненная сила). Подобная класси­фикация, построенная на учете наличия или дефицита силы, уравнове­шенности и подвижности психики, вполне приложима к коллективным политическим акторам.

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 532 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.