Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая социализация личности




Важное место в системе целенаправленного развития политиче­ских структур общества занимают процессы политической социализа­ции человека.

Социализация охватывает все сферы жизнедеятельности обще­ства, и в первую очередь такую определяющую, как политика.

Политическая социализация в своей сущности представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества, ха­рактерных для него общественно-политических отношений, направлен­ности их дальнейшего развития, а также воспроизводство специфических качеств субъектов этих отношений — личностей, фактически воссоздаю­щих, поддерживающих и реализующих эти отношения в процессе своей жизнедеятельности. Социализация выполняет роль своеобразного посред­ника, связывающего «прошлое с будущим», является способом организа­ции исторической преемственности в политической сфере.

С точки зрения реализации специфической функции — сохране­ния традиционных общественных отношений — социализация с этой стороны предстает в виде «жесткого» вовлечения человека в уже сло­жившуюся до него систему политических отношений и соответствую­щих им форм деятельности и тем самым способствует фактическому «ограничению» его социально значимой жизни участием только в этих готовых формах и видах политической деятельности. Но это лишь одна сторона социализации — характеристика ее консервативной направ­ленности.

Есть и другая сторона, дающая толчок прогрессивному развитию отношений, не позволяющая «уснуть» вечно тлеющему в душе каждого человека «огоньку» новаторства и активности.

Вспомним формулу К.Маркса, в наши дни незаслуженно забытую: «Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализа­ции, является в то же время субъектом общественной активности, твор­цом общественных форм»[176]. При этом, как подчеркивал К.Маркс, «из­меняются не только объективные условия... изменяются и сами произ­водители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые пред­ставления, новые способы общения, новые потребности и новый язык».

Иначе говоря, нельзя забывать тот факт, что не только общество «тво­рит» себе подобное существо — «homopoliticus», но и человек «творит общество», «творит самого себя и окружающих». Творческая актив­ность личности, т.е. политическое «я» в дальнейшем развитии сущест­вующих общественных отношений, в решении назревших задач приоб­рели сегодня многократное значение.

Политическую социализацию следует рассматривать как двусто­ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу инди­виду политической информации, знаний, его приобщение к существу­ющим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социально­го опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индиви­дом существующей системы общественных отношений за счет его ак­тивной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.

В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: а) формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; б) включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; в) за­мещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социаль­но-политических отношений; г) развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических, отношений.

Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую сре­ду, приобщение его к системе функционирующих политических ориен­таций, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включе­ние индивида в систему социально-политических отношений посредст­вом наделения его свойствами, необходимыми для нормального функ­ционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

В результате политической социализации человек при сохранении социальных различий, обусловленных материальным достатком и по­ложением, наделяется такими общественными свойствами, которые предопределены его непосредственной принадлежностью к тому или иному социальному слою, общности людей, объединенных рамками одного государства.

Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и уста­новки, в результате чего формируется социально-политическая зре­лость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформиро­ванные у человека установки к осуществлению определенных социаль­но-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реак­ции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преоб­разование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким обра­зом, если общество в процессе социализации в сфере политики «творит» человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отноше­ний, обновляет само общество.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формиро­вание и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической дея­тельности. Ее промежуточным и конечным результатом является фор­мирование у личности определенного состояния политической культу­ры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально- политической активности. Причем следует подчеркнуть, что процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредст­венное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень полити­ческих отношений и существующих институтов власти и управления.

Процесс социализации в сфере политики может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жиз­недеятельности индивида.

Он в целом имеет свои временные рамки. Границы основных стадий социализации принято увязывать с возрастными рамками развития личности. С таким утверждением можно согласиться, но вместе с тем следует оговорить, что определять временные рамки социализации ин­дивида нельзя вообще, абстрактно, безотносительно к каким-то опре­деленным сферам общественных отношений и предметной деятельно­сти человека. Последние налагают существенный отпечаток как на само содержание социализации, так и на его временные рамки. При всей схожести этих временных рамок к различным видам социализации (нравственной, правовой, эстетической, трудовой и т.д.) применитель­но к сфере политики они имеют ярко выраженный специфический характер.

Временные рамки процесса политической социализации не ограни­чиваются, на наш взгляд, как принято считать в социальной психоло­гии, стадией раннего детства и юности[177], а наряду с ними включают в себя и более поздний период социального функционирования личности как субъекта политических отношений — гражданина соответствующе­го государства. Это в значительной степени обусловлено тем, что в период детства и юности идет в основном процесс «наращивания» по­литических знаний, познавательного и вместе с тем преимущественно эмоционального усвоения основных, присущих обществу политических ценностей и ориентаций. Как правило, их активная реализация и вне­сение своего «собственного» вклада в развитие политических отноше­ний и связей начинаются примерно с 18 лет. Этот же возраст для поли­тики определен конституционными положениями. А поскольку поли­тическая социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе политической деятельности, практического «разви­тия», «совершенствования» индивидом существующих общественных отношений, постольку стадии политической социализации охватывают не только периоды детства и юности, но и период зрелого развития человека.

Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротеч­ность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, цен­ностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные пери­оды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм. Несомненно, что сам процесс социализации в сфере полити­ки охватывает весь жизненный путь человека в обществе и не ограни­чивается лишь одними этапами формирования личности[178].

В самом процессе политической социализации необходимо разли­чать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе- корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комп­лекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценно­стей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для станов­ления индивида как активного субъекта политических отношений. В ней, как представляется, можно выделить подпериоды первичной, про­межуточной, устойчивой и целостной социализации. Стабилизирую- щекорректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходи­мые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меня­ющейся международной или внутриполитической обстановкой и перс­пективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении. В связи с этим с идеологической и социологической точек зрения целесообразны во всем периоде политической социализа­ции этапы и подэтапы, соответствующие физиологическому, умствен­ному и психическому уровню развития человека. Это с точки зрения оптимального построения системы политической социализации и ее центральной составной части — идеологической, политико-воспита­тельной работы — позволит более четко определить, когда, в какой период, в какие сроки и в какой степени в проводимой работе надо делать упор на формирование тех или иных структурных элементов политической культуры личности (знаний, информированности, цен­ностных ориентаций, установок, убеждений, социальной активности).

На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществ­ляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценно­стей. Институтами политической социализации являются семья, до­школьные учреждения (ясли, детские сады), школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения вла­сти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социали­зации действуют с разной степенью интенсивности на различных эта­пах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата — сформировать зрелого, политически грамотного гражда­нина современного общества.

Центральным институтом ранней стадии политической социализа­ции индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и осталь­ные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политиче­ские ценности и ориентации. Это, естественно, в значительной степени влияет на формирование социальных установок индивида, его ценност­ные ориентации и их реализацию в будущем в сфере политики. Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отве­дена и таким специализированным учреждениям общественного воспи­тания, как детские дошкольные учреждения (ясли, детские сады, дет­ские дома). И хотя в них на первый взгляд не проводится работа по сугубо политическому воспитанию в узком смысле этого слова, между тем именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентаций, осозна­ние таких понятий, как «добро» и «зло», «родина», «страна», «народ», зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает, хотя и в самом общем виде, элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.

Большое значение в политической социализации индивида на про­межуточной и устойчивой стадиях имеют такие учреждения, как шко­ла, техникумы, ПТУ, вузы. И хотя семья продолжает по-прежнему (особенно в первые годы промежуточной стадии) играть большую роль, постепенно все же большее значение для политического развития лич­ности приобретают школа, техникумы, училища, вузы, формальные и неформальные общественные организации (молодежные, учениче­ские, спортивные клубы и т.д.). Именно эти институты предназначены и ведут целенаправленную работу по политическому воспитанию лич­ности, расширению ее политических знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентаций, интересов и потребностей. В ста­новлении личности как будущего субъекта политических отношений на этой стадии все большее значение приобретают и средства массовой информации. Существенное влияние на политическую социализацию человека и его общественно-политическую активность оказывают рез­ко увеличивающиеся в этот период межличностные связи в рамках формальных и неформальных групп. Именно в этот период социального и политического становления и развития человек решает для себя такие важные с политической точки зрения вопросы, как о смысле жизни, о своем месте в ней, примеряет к себе прообразы различных социально- политических ролей. Именно в этот период вырабатываются основные позиции становления социально зрелой личности. При этом, как спра­ведливо отмечает И.С. Кон, «его реальный выбор, да и сами его стрем­ления, сознает он это или нет, в огромной степени определяются пред­шествующим воспитанием и влиянием окружающих людей, социаль­ной средой»[179].

Подпериоды устойчивой и целостной политической социализации человека, как правило, совмещаются со стадией социальной зрелости личности и охватывают собой период активной трудовой и творческой общественно-политической деятельности. При этом реализуются все те статусные и функциональные возможности, которые были подготовле­ны на предшествующих стадиях политической социализации. Полити­ческая сущность человека наиболее полно реализуется именно в этот период. Политически зрелого индивида характеризует широкая инфор­мированность, глубокие политические знания, относительная устойчи­вость ценностных ориентаций и установок, развитость политического мышления.

Наиболее значимые в эти подпериоды институты политической социализации — производственный коллектив, общественные органи­зации, формальные и неформальные группы.

Причем проведенные исследования показывают, что средства мас­совой информации и трудовой коллектив являются центральными звеньями всей системы социализации человека, и прежде всего полити­ческой. Именно благодаря им человек в полной мере может получить и реализовать накопленные политические знания, проявить себя как субъект политической жизни страны. Особенности и специфика этих двух важнейших составных частей системы социализации в значитель­ной мере предопределяют характер и направленность политической социализации человека и ее итог — уровень политической культуры личности. Так, результаты многочисленных опросов показали, что тру­довой коллектив занимает второе место после средств массовой инфор­мации по объему передаваемых личности политических знаний, оказы­вает существенное влияние на процесс усвоения и осмысления получен­ной информации, а в процессе развития навыков и умений политиче­ской деятельности занимает первое место среди прочих институтов.

Трудовой коллектив является тем местом, где личность в процессе общения с друзьями, коллегами, товарищами глубже проникает в суть происходящих политических явлений и событий, вырабатывает опре­деленные убеждения.

Социологические данные позволяют сделать вывод, что в настоя­щее время составные части системы политической социализации в тру­довом коллективе работают недостаточно связанно. Яркий пример тому — еще имеющиеся противоречия между уровнем политических знаний и их реализацией в конкретной общественно-политической деятельно­сти. В итоге — низкий уровень развитости умений и навыков политиче­ской деятельности части трудящихся.

В целенаправленной деятельности по укреплению системы полити­ческой социализации важен координированный учет всех ее функций.

Функциями политической социализации являются: информацион­ная, ценностно-ориентировочная, установочно-нормативная, поведен- ческо-деятельная. При этом итоговая цель реализации всех этих фун­кций — формирование политической культуры личности, формирова­ние ее как гражданина соответствующего государства. Политическая социализация своей информационной функцией осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, пра­вильной ориентации в вопросах социальной жизни. Вторичная цель информационной функции социализации — удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы.

Информационная функция направлена на решение познаватель­ных задач в области политических и иных классовых отношений. Итог ее реализации — развитие когнитивных аспектов политического созна­ния личности, представляющих собой основу формирования ее полити­ческой культуры. В содержании политической информации знания: о форме бытующих в обществе социальных отношений и их политиче­ском урегулировании, о существующем государственном устройстве, о правах и обязанностях гражданина, социальной роли личности на раз­личных этапах и уровнях функционирования политической системы, о политических ценностях и общепринятых ценностных ориентациях. Итог реализации информационной функции политической социализа­ции — накопление у личности определенного запаса специальных по­литических знаний, необходимых для осуществления различных соци­ально-политических ролей в обществе. Это знания и представления о власти и политике, их классовой природе; знание существа политики, ее норм и принципов, идей и воззрений, лежащих в основе управления социальными процессами в различных общественных системах и позво­ляющих оценить характер политики, реализующих ее сил; знание по­литического устройства государства, форм и способов участия в управ­лении обществом, в решении политических вопросов.

Процесс политической социализации в обществе нельзя предста­вить и без передачи личности информации о его принципах и идеалах; знаний об истории человечества и своего государства; конституции, правах, свободах и обязанностях гражданина своего государства.

Рассматривая информационную функцию политической социали­зации, следует особо подчеркнуть, что ее реализация означает передачу личности не только сугубо политических знаний, но и правовых, эко­номических и других, входящих в зоны соприкосновения и взаимодей­ствия когнитивного аспекта политической культуры с иными видами культур. Это объясняется тем, что политическая социализация не про­исходит обособленно, самостоятельно, а тесно увязывается с нравствен- но-правовой, экономической социализацией.

Не менее важной по значимости является ценностно-ориентировочная функция. В ходе ее реализации человек приобщается к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отноше­ний, ценностей и ориентаций, у него вырабатывается определенный аппарат, аппарат политического мышления, своя собственная система ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим. Важная роль в реализации ценностно-ориентировочной функции отведена политической культуре обще­ства, находящей как духовное, так и материализованное выражение в существующих в обществе политических институтах. Реализуя данную функцию, политическая социализация первейшей своей целью имеет формирование мировоззренческого ядра политической культуры лич­ности. Оно складывается как итог духовного развития субъекта, осмыс­ления общественных отношений. Политическое мировоззрение каждо­го человека формируется на базе высокой степени обобщений и предпо­лагает сравнительно развитую способность индивида к абстрагирова­нию и теоретическому мышлению. Вот почему для формирования мировоззренческого ядра политической культуры личности решающее значение имеет теория.

Вместе с тем было бы упрощением считать, что мировоззренческий аспект политической культуры формируется и утверждается только в результате изучения философии как науки. В его содержание входят не только научно-философские знания, но и данные других наук, и прежде всего жизненный опыт, здравый смысл. Последнее нередко приводит человека к материалистическим, политическим выводам, если он даже недостаточно хорошо, полно знаком с диалектико-материалистической философией. В.И. Ленин именовал это стихийным материализмом и стихийной диалектикой. Более того, индивид осваивает политико-фи­лософские начала именно со знакомства с более простыми для понима­ния науками, в которых так или иначе содержатся мировоззренческие выводы. Но только овладение философией дает возможность делать глубокие мировоззренческие обобщения, приводит в систему политиче­ские взгляды, высвечивает идеологический аспект явлений, придает политическим знаниям завершенность и устойчивость.

Не менее важной и тесно связанной с ценностно-ориентировочной представляется реализация установочно-нормативной функции. По­следняя охватывает собой процесс, направленный на выработку у фор­мирующейся личности определенных установок на восприятие и по­требление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.


Анализируя с этой точки зрения нынешнее состояние политиче­ской социализированности граждан нашей страны, что характеризует и состояние их политической культуры, следует отметить зафиксиро­ванный исследованиями низкий уровень политической убежденности в ранее пропагандировавшихся идеалах и принципах коммунистической идеологии и практики. С другой стороны, высок уровень гражданской позиции опрошенных в вопросах борьбы с имеющимися в обществе негативными явлениями. Среди опрошенных (свыше 95%) ярко выра­жен настрой на необходимость искоренения в обществе всяких антисо­циальных проявлений, мешающих нормально жить.

Подводя итог, представляется необходимым отметить, что чем вы­ше уровень политической социализированности индивидов, тем выше уровень развитости общественных отношений, их стабильности и дина­мичной поступательности развития. Вместе с тем следует отметить, что, к сожалению, в литературе уделяется очень слабое внимание ана­лизу социализации как целенаправленному процессу воспроизводства и развития общества. Понятие же «политическая социализация» явля­ется вообще практически не разработанным. Неопределенность самого понятия «политическая социализация», а также малоизученность гра­ниц, структуры, механизма и институтов этого процесса нередко при­водят к тому, что по адресу «социализации в политике» высказывается довольно критическое отношение.

Политическая социализация должна стать объектом более при­стального внимания со стороны практических работников, ученых-об- ществоведов, и в первую очередь социологов и юристов. В настоящее время отсутствует какая-либо методика социологического анализа про­цесса социализации человека в сфере политики. Вместе с тем она явля­ется насущной потребностью сегодняшнего дня. В связи с этим хотелось бы обозначить отдельные возможные методологические подходы к соц­иологическому анализу социализации.

Анализ итогов политической социализации следует производить не по одному какому-то критерию или показателю, а по их сложной и разветвленной системе. Последняя должна включать в себя на уровне личности оценки политической информированности, компетентности, убежденности, активности, включенности в политическое руководство обществом. При этом важнейшим показателем является степень до­стигнутого единства знаний, убеждений и действий в реализации по­литической линии.

В качестве объектов исследования процесса политической социали­зации человека могут выступать: система выработанных и используе­мых политических знаний; интерес к политической проблематике, си­стема ценностных политических ориентаций, система политических убежденческих установок, система мотивов конкретного поведения, система поведенческих установок, система мировоззренческих пози­ций, система политических навыков и умений, характер конкретного поведения.

Рассмотрение политической социализации с точки зрения ее меха­низма и его эффективности предполагает и анализ политической соци­ализации на уровне общества в целом. По нашему представлению, это не только допустимо, но и обязательно, ибо общество в целом — ее центральный субъект, порождающий как саму возможность социально- политического становления личности как гражданина, проявления пол­итической власти, реализации политических прав и обязанностей, так и их государственное закрепление и выражение в форме определенного политического статуса личности.

С этой точки зрения политическая культура общества может быть проанализирована как по суммарным показателям уровней политиче­ской культуры его членов — граждан, их социальных групп и слоев, классов, так и по показателям, характеризующим только общество как единый организм, и прежде всего по присущим ему формам и способам политической социализации человека. В ходе анализа последних, по нашему представлению, следует рассмотреть: характер политической организации общества, формы и методы функционирования политиче­ских институтов, степень и способы участия членов общества в полити­ческой жизни страны, средства организации политической жизни, институализированный и неинституализированный исторический соци­ально-политический опыт национальной общности, политические обы­чаи и традиции, систему выработанных обществом и активно используемых в своем развитии политических идей, принципов, цен­ностей и т.д. Каждый из названных показателей содержит в себе на­столько широкую и богатую характеристику той или иной стороны механизма политической социализации, что требует самостоятельного изучения. Однако только суммарная качественная характеристика, ос­нованная на данных анализа всех показателей, позволяет должным образом оценить механизм и процесс политической социализации в целом.

Политическая социализация предполагает рассмотрение и процес­сов функционирования в бытующих социальных отношениях таких принципов и ценностей, как гражданская дисциплина, социальная справедливость, равенство, интернационализм, законность и т.д. Ис­следование процесса политической социализации предполагает анализ совокупности методов и средств организации политической жизни, уп­равления общественной жизнью, уровня научности политических тео­рий и их внедрения в массы.

Итог политической социализации — формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической ин­формированности, компетентности, убежденности и социально-пол­итической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, на­правленной на реализацию социально-политических отношений в рам­ках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организа­циями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обще­ством, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.

Лекция 19.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2250 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.