Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовой статус личности. Политическая свобода личности и ее политические права и свободы




Политические отношения образуют сферу, в которой формируются политическое сознание, политические интересы, нормы политической жизни, реализуемые в виде политического поведения (действий, ме­роприятий, акций).

Носителем политических отношений является и отдельная лич­ность, в частности, когда она вступает в отношения с государством как гражданин государства, участвуя в выборах, в работе различных госу­дарственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, ли­бо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая связана с участием граж­дан в управлении делами общества и государства, в осуществлении государственной власти.

Политическая свобода является видом (формой) социальной свобо­ды личности, существующей в данном обществе. Политическая свобода личности прежде всего определяется свободой общества в целом, а так­же политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает (группы, коллективы, организации) и склады­вается из ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государствен­ными и общественными делами.

Политическая свобода (свободы) составляет социальное содержа­ние политических прав и свобод граждан, которые признаны государст­венной властью и закреплены в правовых нормах. «Юридически при­знанная свобода, — отмечал К.Маркс, — существует в государстве в форме закона».

Политические права и свободы личности, составляя единство, ха­рактеризуют уровень политической свободы данного общества. Содер­жание, степень реальности политических прав и свобод личности зави­сят от экономического благополучия, политического режима, пол­итической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий.

Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно суще­ствующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политиче­ской свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. Советская власть, как известно, в условиях диктатуры пролетариата открыто ог­раничивала политические права и свободы граждан, в частности, по Конституции РСФСР 1918 года (и первых конституций других союзных республик), предусматривала лишение избирательных прав ряда групп населения (бывших владельцев фабрик и заводов, духовенство, жан­дармов и т.д.). По отношению к гражданам государство несет важные обязательства способствовать удовлетворению их политических по­требностей и интересов, развитию политической активности. Всякое отступление от этой закономерности государственной политики и прак­тики ведет к деформации, извращению демократического характера права и государства.

Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политиче­ских прав и свобод, противопоставляя так или иначе личность, общество и государство. В идеологии идущего к власти нового класса буржуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т.д., что имело под собой социально-экономическую основу, объективно обус­ловленную развивающейся новой системой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в свя­зи с независимым от буржуазного государства существованием и разви­тием капиталистического хозяйства, усилением отчуждения государст­ва от гражданского общества, между сферой частной жизни собствен­ника и публичным порядком. Отсюда четко противопоставлялись пуб­личные (государственные) интересы и частные интересы, т.е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К.Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду», «замкнувшемуся в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой — «к гражданину государства, к юридическому лицу»[184].

Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762) выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал граждан­ство как выражение определенного сочленства и участия в политиче­ской общности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного, как подчиненного законам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участники суверенной вла­сти, и поданными, как подчиненные законам государства». Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имевшая огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII-XIX веков, нашла законодательное закрепление, в частности, во француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая офи­циально ввела понятие «гражданин» как синоним юридически свобод­ной личности, обладающей политическими правами. Основные полити­ческие права и свободы в момент их провозглашения в буржуазных конституциях политическими мыслителями рассматривались как сред­ство воздействия на государство и участие в делах государства жизни, реализуемые в виде политического поведения (действий, ме­роприятий, акций).

Носителем политических отношений является и отдельная лич­ность, в частности, когда она вступает в отношения с государством как гражданин государства, участвуя в выборах, в работе различных госу­дарственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, ли­бо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Таким образом, политические отношения охватывают и сферу политической деятельности граждан, которая связана с участием граж­дан в управлении делами общества и государства, в осуществлении государственной власти.

Политическая свобода является видом (формой) социальной свобо­ды личности, существующей в данном обществе. Политическая свобода личности прежде всего определяется свободой общества в целом, а так­же политической свободой той социальной общности, представителем которой она выступает (группы, коллективы, организации) и склады­вается из ряда (совокупности) фактических социальных возможностей (свобод) в осуществлении народовластия, в управлении государствен­ными и общественными делами.

Политическая свобода (свободы) составляет социальное содержа­ние политических прав и свобод граждан, которые признаны государст­венной властью и закреплены в правовых нормах. «Юридически при­знанная свобода, — отмечал К.Маркс, — существует в государстве в форме закона».

Политические права и свободы личности, составляя единство, ха­рактеризуют уровень политической свободы данного общества. Содер­жание, степень реальности политических прав и свобод личности зави­сят от экономического благополучия, политического режима, пол­итической культуры, духовной жизни общества, других факторов и условий.

Всякая свобода, а тем более политическая, имеет объективно суще­ствующие границы. Юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политиче­ской свободы. В то же время государство может суживать границы юридической свободы личности в политической сфере. Советская власть, как известно, в условиях диктатуры пролетариата открыто ог­раничивала политические права и свободы граждан, в частности, по Конституции РСФСР 1918 года (и первых конституций других союзных республик), предусматривала лишение избирательных прав ряда групп населения (бывших владельцев фабрик и заводов, духовенство, жан­дармов и т.д.). По отношению к гражданам государство несет важные обязательства способствовать удовлетворению их политических по­требностей и интересов, развитию политической активности. Всякое отступление от этой закономерности государственной политики и прак­тики ведет к деформации, извращению демократического характера права и государства.

Буржуазные ученые пытались исследовать проблему политиче­ских прав и свобод, противопоставляя так или иначе личность, общество и государство. В идеологии идущего к власти нового класса буржуазии стали различать и в определенной мере противопоставлять понятия человек и гражданин, права человека и права гражданина, частное и публичное право, частные и публичные права и свободы и т.д., что имело под собой социально-экономическую основу, объективно обус­ловленную развивающейся новой системой общественных отношений. Буржуазная частная собственность влечет двойную жизнь людей в свя­зи с независимым от буржуазного государства существованием и разви­тием капиталистического хозяйства, усилением отчуждения государст­ва от гражданского общества, между сферой частной жизни собствен­ника и публичным порядком. Отсюда четко противопоставлялись пуб­личные (государственные) интересы и частные интересы, т.е. интересы отдельных частных собственников (буржуа). Человек в буржуазной науке, по словам К.Маркса, был сведен, с одной стороны, к «члену гражданского общества, к эгоистическому, независимому индивиду», «замкнувшемуся в себя, в свой частный интерес и частный произвол и обособившемуся от общественного целого», с другой — «к гражданину государства, к юридическому лицу»[185].

Руссо в трактате «Об общественном договоре» (1762) выдвинул идею народного суверенитета, народоправства, рассматривал граждан­ство как выражение определенного сочленства и участия в политиче­ской общности, в государстве, а гражданина государства как «имеющего долю во власти суверена», в отличие от подданного, как подчиненного законам государства. Люди «коллективно принимают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участники суверенной вла­сти, и поданными, как подчиненные законам государства». Эта идея, как и многие другие положения естественно-правовой школы, имевшая огромное значение в эпоху ломки феодальных отношений XVIII-XIX веков, нашла законодательное закрепление, в частности, во француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая офи­циально ввела понятие «гражданин» как синоним юридически свобод­ной личности, обладающей политическими правами. Основные полити­ческие права и свободы в момент их провозглашения в буржуазных конституциях политическими мыслителями рассматривались как сред­ство воздействия на государство и участие в делах государства.

Ранее публичные права граждан рассматривались как права, кото­рыми собственники наделяются «вообще», а потому они являются «над- государственными». В новых идеях буржуазной правовой науки, отра­жающих новую ситуацию в буржуазном «постиндустриальном» обще­стве, активизацию политической деятельности различных слоев насе­ления, в том числе и тех, которые были далеки изначально от политики (движение «зеленых»), не отрицается, что основные права есть извест­ная позитивация естественных, неотчуждаемых нрав человека, но ак­цент больше делается на утверждении, что основные права сформули­рованы государством, а беспрекословное повиновение всем законам государства провозглашается высшим земным осуществлением истин­ной свободы человека.

Существует мнение, что борьба пролетариата в буржуазных госу­дарствах за расширение и упрочение политических прав и свобод ук­репляет враждебную ему государственную власть. Например, Прудон отвергал всякое политическое участие масс в политике и политической борьбе, ошибочно считая, что участие трудящихся в политической жиз­ни современного ему общества означает признание и фактическую под­держку ими существующих институтов власти.

Основоположники марксизма неоднократно показывали ущерб­ность лозунга политического индифферентизма, невмешательства ра­бочего класса в политическую жизнь. Трудящиеся массы способны ока­зать заметное влияние на политику правящих кругов, получают воз­можность эффективно отстаивать свои демократические завоевания, связать воедино борьбу за демократию с борьбой за новый обществен­ный строй.

Личность воздействует на общество и государство, на все стороны функционирования политической системы своим трудом, политиче­ской активностью, всей деятельностью. Причем сила этого воздействия по мере социального прогресса возрастает как результат все более ак­тивного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании всех сторон обще­ственной и государственной жизни.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 761 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2059 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.