Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы политико-психологических исследований




В современной политической психологии царят методологическая терпимость и плюрализм. В конкретных исследованиях в равной степе­ни представлены психологические тесты и социологические опросы, метод экспертной оценки и психолингвистический анализ. Это связано как с отсутствием общепризнанных теоретических схем, так и с меж­дисциплинарным характером исследований, в которых приходится со­единять подходы нескольких дисциплин к сложному и многоуровнево­му объекту — поведению человека в политике.

Объект конкретного исследования диктует методы, адекватные его изучению. Так, различные феномены массового политического пове­дения требуют таких методов, как анализ статистических данных, проведение массовых опросов с последующей математической обработ­кой больших массивов данных, проведения фокусированных интервью и метода фокус групп. Так, подготовка предвыборных компаний в по­следние годы породила широкий спрос на составление так называемого паспорта избирательного округа. Политические социологи и психологи проводят анализ статистических данных жителей конкретного избира­тельного округа с последующим описанием основных психологических и социальных типов избирателя. При наличие мониторинговых иссле­дований в округе на протяжении нескольких лет, такого рода работа дает очень точные результаты. Политик получает детальное представ­ление как о глубинных и малоподвижных установках своих избирате­лей, так и о ситуативных изменениях в их настроениях.

В арсенале политических психологов сейчас появились специаль­ные методики для исследования динамики массовых политических ори­ентаций, основанные на применении компьютерных средств обработки больших массивов данных. Так, один из самых дорогостоящих проектов под руководством Р.Инглхарта и П.Абрамсона ставит своей задачей анализ динамики политических ценностей в 49 странах мира с разными типами политических систем.

Хотя исследование различных форм массового поведения по своей технике ближе всего к социологическим методам, но их содержание диктует применение таких методик, которые адекватны изучаемым психологическим феноменам. Отсюда и выбор таких исследовательских процедур, как проективные методики (например, метод неоконченных предложений), метод ассоциации и другие.

Указанные подходы дают хорошие результаты при изучении элек­торального поведения, массовых политических ориентаций, ценностей политической культуры. Но эти политико-психологические феномены поддаются анализу и с использованием иных методов. Так, например, психобиографические подходы позволяют не только выяснить влияние отдельных личностных характеристик политиков на конкретные собы­тия, но и видеть в отдельном политике модель определенного типа политической культуры. Так, в работе Бетти Глэд об американском политике Ч.Хьюзе показано, что он был лишь выразителем господству­ющего в американской элите после первой мировой войны изоляциони­стского настроения[161].

Изучение феноменов политического мышления и политического сознания ведется в политической психологии преимущественно мето­дами социальной психологии, причем в основном ее когнитивистского направления. Прежде всего, объектом исследования становятся различ­ные тексты, которые обрабатываются с помощью контент-анализа различных модификаций. Так, в работе Д.Уинтера, М.Херманн и соав­торов[162] контент-анализу подверглись тексты выступлений Буша и Гор­бачева для выявления ряда когнитивных характеристик этих полити­ков. Среди изучаемых компонентов политического мышления были убеждения, понятийная сложность, методы достижения целей и неко­торые другие особенности прежде всего спонтанных (не написанных заранее) текстов, проанализированные через их сопоставление с анало­гичными количественными характеристиками 148 высших политиче­ских руководителей из разных стран, культур и периодов. Таким обра­зом, наряду с чисто качественными особенностями, метод контент-ана­лиза позволяет использовать и количественные параметры, дающие более объективные результаты.

Другим методом, используемым для изучения политического мен­талитета тех групп, которые имеют артикулированные политические ценности, является метод построения их семантического пространст­ва[163]. Российский психолог В.Петренко проанализировал политические штампы и клише в лексике новых российских партий. Материалом анализа послужили речи известных политиков, партийные документы. Данные этого исследования позволили построить многомерную типоло­гию создания политических активистов.

Исследование личности в политическом процессе начиналось еще в 30-е годы в рамках преимущественно психоаналитической традиции. С этим связан и интерес исследователей прежде всего к таким методи­кам, которые позволяли проникнуть в бессознательную, эмоциональ­ную сферу личности, раскрыть глубинные мотивы политического поведения. В одной из первых политико-психологических работ Г.Лассвела материалом для изучения политиков стали их медицинские карты в одном из элитарных санаториев, где их лечили от неврозов, алкоголиз­ма и т.п.[164]. Современные политические психоаналитики продолжают традицию качественного изучения личности политика, создавая психо­логические профили представителей данной профессии.

Наряду с этим в политической психологии широко используются психологические тесты при непосредственном исследовании полити­ков, а также многочисленные методы дистанционного анализа в слу­чае, когда объект недоступен исследователю. В таких случаях изучают­ся не только тексты их выступлений, но и видеозаписи, мемуары о них и другие прямые и косвенные источники данных о личности в политике. Нередко используется и метод экспертных оценок, который позволяет оценить отдельные качества личности, дать прогноз ее поведения.

В арсенале исследовательских процедур политической психологии постоянное место занимает и метод эксперимента. Чаще проводится лабораторный, но используется и естественный эксперимент. Так, в результате экспериментальной проверки получили подтверждения важные теоретические положения о закономерностях поведения чело­века в политике. Тверски и Канеман доказали, что человеку свойствен­но избегать высокой степени риска[165]. Знаменитые опыты Милгрэма по­казали, что в случае, когда есть некий «научный» авторитет в лице экспериментатора, испытуемые готовы пойти даже на ненужную в ус­ловиях эксперимента жестокость, снимая с себя ответственность за результат своих поступков[166]. Недавние эксперименты Ласка и Джадда выявили склонность экспертов давать более крайние оценки кандида­тов, чем это делают непрофессионалы[167]. Обычные граждане, оценивая политиков, руководствуются не столько знанием о том, что и как те сделали в политике, а исключительно впечатлениями, полученными накануне выборов[168].

Следует отметить, что помимо собственно исследовательских про­цедур, в политической психологии используется и широкий набор ме­тодов коррекционного воздействия на политическое поведение, созна­ние и бессознательные структуры личности. Практика политического консультирования включает психодиагностику политического деятеля, анализа и коррекцию его публичного имиджа, разработку стратегии его взаимоотношений как с широкой публикой, так и с собственными еди­номышленниками и аппаратом. Такая работа политического психолога предполагает использование методов тренинга, участия в деятельности по паблик рилейшнз, разработку рекомендаций по эффективной поли­тической коммуникации.

Говоря об области деятельности профессионального политического психолога, следует отметить, что международное сообщество (ISPP) разработало и предложило своим индивидуальным членам специаль­ный этический кодекс, регламентирующий ряд действий специалистов в этой области. Так же как психолог, врач или специалист по организа­ции, политический психолог, занимающийся исследованиями или кон­сультированием, имеет дело с достаточно взрывоопасной информацией. Так, политический консультант не считает себя вправе не только пуб­лично обсуждать данные, касающиеся своих клиентов, но даже не рас­крывает его имени без разрешения последнего. Существует опасность нанести урон репутации того или иного человека, даже если обсуждение имеет профессиональный характер в научном журнале. Профессио­нальная община заинтересована, чтобы ее представители четко отделя­ли свою научную деятельность от участия в практической политике.

Лекция 16.

ПОЛИТИКА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Аксиомой историко-материалистического подхода к изучению об­щественных процессов является признание того факта, что ни один феномен социальной жизни, каким бы простым или специфичным он ни казался, не существует вне связи и отношений с другими конкрет­ными социальными явлениями. Более того, реальная природа свойств того или иного явления проявляется только в отношении, во взаимодей­ствии с другими факторами. Поэтому для уяснения сути социального явления абсолютно необходимы учет и анализ всей совокупности соот­ветствующих связей и отношений.

Такой подход представляется единственно верным и применитель­но к проблеме прав человека. Ибо бытие реального человека немыслимо вне всего многообразия его общественных связей и отношений. Это в полной мере относится и к социальным возможностям и обязанностям или правам и обязанностям личности, существующим лишь как универ­сальный способ и результат сложного взаимодействия людей, личности и общества. Ведь фактические социальные возможности (для данных социальных субъектов) всегда обусловлены общественным организмом в целом, в «снятом» виде содержащим воздействие всех его атрибутов в их единстве и, следовательно, таких реалий современного общества, как государство, право, политические партии, идеологические доктри­ны и т.д. Уже по этой причине бытие фактических социальных прав (возможностей) человека, а также их теоретическое осмысление невоз­можны вне политических феноменов и процессов. Более того, история развития человечества свидетельствует о том, что именно политиче­ские механизмы (и прежде всего государство как основное звено поли­тической системы) всегда являлись той организованной силой, которая брала на себя «бремя» безоговорочной интерпретации прав человека и с помощью которой экономически доминирующие социальные группы присваивали основную часть общественного богатства.

В связи с этим следует отметить методологическую несостоятель­ность попыток рассмотрения прав человека как неполитического, не­идеологического понятия, отрицающих или недооценивающих связь между правами человека и политическими феноменами. Реальность такова, что человек тысячами нитей связан с политической системой, с политической идеологией, с политическим процессом, или же, говоря обобщенно, с политикой. Естественно, что решение проблемы прав человека связано с деятельностью политических партий, с активной ролью и ответственностью государства, с функционированием классо­вых по своей природе систем демократии и права и т.д. Поэтому первый вывод, который может быть сделан в связи с рассмотрением соотноше­ния политики и прав человека, состоит в том, что действительными, реальными (реализующимися) правами человека в условиях современ­ного общества могут быть только те, существование которых опосредо­вано тем или иным образом его непременными атрибутами — полити­ческой системой, политической идеологией, политической практикой в целом. Велики возможности и исключительна роль правящих полити­ческих партий и государства в выборе путей решения проблемы прав человека, в определении целей, приоритетов и соответствующих средств.

Проблеме прав человека объективно, генетически присуще поли­тическое содержание. Можно сказать, что как таковых прав человека не существует в том смысле, что существуют лишь социально-субъек­тивные представления, взгляды, теории о том, что такое права челове­ка, а также основанные на них политические, юридические, моральные и т.д. социальные нормы наряду с фактически существующими соци­альными возможностями и обязанностями, предстающими в качестве объекта интерпретации (и прежде всего правовой). Представления и нормы являются не чем иным, как выражением объективно существу­ющей проблемы удовлетворения непрерывно меняющихся и возраста­ющих потребностей людей (проблема прав человека в широком смыс­ле), принадлежащих к различным социальным слоям, группам, клас­сам, нациям и т.д. и, следовательно, имеющих свои специфические потребности и интересы. Отсюда неизбежность социально-ценностной, социально-классовой интерпретации проблемы прав человека и путей ее решения, появления именно идеологизированного и политизирован­ного понятия «права человека».

В то же время, отмеченная констатация ни в коей мере не предпо­лагает безусловной, перманентной конфронтации по всем вопросам правового положения личности и тем более не означает абсолютизации классового подхода. Напротив, политические устремления и политиче­ские силы являются в современном мире взаимозависимыми и с учетом возможных крайних проявлений политических притязаний и амбиций, исключительно опасной сегодня угрозы нестабильности, нуждаются (и создают возможности для этого) в выработке и признании определен­ного минимума общесоциальных (в рамках отдельного общества), об­щечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых долж­на и может быть обеспечена в любом обществе, вне зависимости от особенностей его социально-политической системы. И, во-вторых, дан­ная постановка вопроса отнюдь не означает сведения проблемы прав человека целиком и полностью только к политике. Проблема прав че­ловека, безусловно, имеет самое различное «звучание», глубоко прони­кая в мораль, философию, идеологию, религию.

Тем не менее собственно политическое содержание данной про­блемы является наиболее значимым и наиболее емким элементом ее содержания.

Анализируя характер соотношения политики и прав человека, сле­дует исходить из признания того факта, что в практически-прикладном плане вопрос о правах человека ставится только в связи с существова­нием проблемы прав человека, связанной прежде всего с отсутствием тех или иных социальных возможностей, с их качеством и характером распределения между людьми. Так или иначе проблема объективно существует и получает конкретно-исторические формы проявления. Решать же вопросы прав человека, как показывает исторический опыт, можно по-разному. Однако, если практически и всерьез решать тот или иной аспект глобальной по своей сути проблемы прав человека, невоз­можно не затронуть тем или иным образом интересы больших групп людей, а также организаций, представляющих их интересы.

Всякий вопрос практики или теории прав человека непосредствен­ным или косвенным образом зависит от того, как решаются более общие вопросы, как правило, глубокого политического содержания. Напри­мер, характер реализации личного («неполитического») права челове­ка на обжалование незаконных действий должностных лиц, государст­венных органов и общественных организаций в суд самым непосредст­венным образом зависит от того, в какой мере в государственно-право­вой практике, в политической жизни страны в целом осуществляется принцип независимости судебной ветви власти от власти исполнитель­ной, каковы авторитет и роль суда в обществе. В еще большей степени это можно отнести к праву человека на труд, поскольку оно не может быть реализовано без осуществления принципа социально-политиче­ской ответственности государства и общества за реализацию этого со­циально-экономического права. Функционирование же данного прин­ципа в политической практике само по себе возможно лишь при соот­ветствующей расстановке политических сил в обществе, является, как правило, результатом серьезной политической борьбы трудящихся за свои права.

Условно говоря, может быть, для прав человека как таковых их деполитизация и деидеологизация были бы одним из лучших вариантов их существования и реализации. Ибо они могли бы в таком случае «изолироваться» от влияния таких нестабильных, противоречивых и порой откровенно негативных факторов, какими в том или ином случае могут выступать практическая политика (в том числе правовая) и раз­личные проявления политической идеологии. Однако такое положение вещей невозможно сконструировать даже теоретически (как некую ги­потетическую ситуацию), не впадая при этом в абсолютную метафизи­ку. «Зависят ли права человека, их существование и осуществление от Декларации прав человека и пактов о правах человека?» — задает себе вопрос, например, американский философ А.Гевирз[169] и, отвечая на него положительно, делает логический вывод о том, что ранее, без данного позитивного признания, их могло и не быть или просто не было.

В то же время необходимо признать, что сама вера в существование таких прав, и в особенности вера в существование «неотъемлемых», «неотчуждаемых» или «ненарушимых» прав человека, при определен­ных условиях способна играть заметную позитивную роль, и это обсто­ятельство не следует недооценивать.

Справедливо подчеркивая динамизм всех видов реальных прав и свобод человека, их непрерывное развитие и изменение, необходимо особо отметить, что понимание прав человека, их интерпретация в огромной степени основаны также и на признании стабильности наибо­лее важных прав и свобод. Эта стабильность в свою очередь, как прави­ло, «выводится» из наиболее общих, «вечных» духовных ценностей и императивов. Например, право человека на жизнь, не без оснований может быть связано (наряду с другими факторами или вопреки им) с библейской заповедью «не убий». А гуманное законодательство и гу­манное отношение к человеческой личности вообще также не без осно­ваний могут связываться с присущим христианскому вероучению и проповедуемым им на протяжении многих веков человеколюбием. Ус­тойчивые моральные ценности и ценности иного происхождения, есте­ственно, также способны и должны выполнять аналогичную позитив­ную функцию в свете решения проблемы прав человека.

С точки зрения выработки и развития наиболее справедливого и гуманного подхода к проблеме прав человека с учетом приоритета об­щественных интересов и ценностей, огромное и постоянное значение имеет позитивный процесс взаимоувязки, с одной стороны, изменяю­щихся интересов, с другой — значительной стабильности нравственных ценностей и императивов. По нашему мнению, сопряжение этих фак­торов — безусловная потребность правового и социального развития человечества, принципиальнейший вопрос теории и практики прав че­ловека, внутренней и внешней политики современных государств.

Ведущая роль социальных интересов вряд ли оспорима. Однако это не означает того, что они непременно должны противопоставляться общепризнанным моральным ценностям, общечеловеческим гуманным принципам и общедемократическим политическим и юридическим формам. Всегда субъективные по своему характеру социальные потреб­ности и интересы не только должны разумно согласовываться с этими факторами, но и могут органично интегрировать в себя общесоциальные и общечеловеческие приоритеты и нравственные ориентиры.

Исторический опыт (в том числе не в последнюю очередь и нашей страны) показывает, что абсолютизация ведущей роли социальных ин­тересов, в частности классовых интересов, может дать весьма отрица­тельные результаты с точки зрения прогресса прав личности. Взятые же в отрыве от реальных социальных процессов абстрактные гуманные императивы в свою очередь оказываются неэффективными и, более того, могут искусственно (но с не меньшим негативным результатом) противопоставляться назревшим социальным потребностям.

Нравственная обособленность, независимость человека, а также его основных прав и свобод от политических процессов, все-таки, явля­ются относительными. И вопрос о стабильности, независимости, ненарушимости основных прав человека в принципе может ставиться только в связи с необходимостью формирования и осуществления соответству­ющей социальной политики, направленной на придание правам чело­века в обществе действительно фундаментального, «базисного», неиз­менного значения.

Известный тезис о том, что проблема прав человека является преж­де всего политической проблемой, подчеркивает ее основное содержа­ние применительно к глобальному общечеловеческому масштабу, но он должен рассматриваться и как имеющий непосредственное отношение к проблеме прав личности в рамках любого общества. Это означает, в частности, что ее решение в условиях любой общественной системы возможно лишь на основе последовательного осуществления соответст­вующего «специализированного» курса, органично вытекающего из политики в целом и согласующегося с ней, и имеющего относительно самостоятельное значение. Без такой политики развитие общества мо­жет идти с самыми серьезными осложнениями, вплоть до глубокой деформации основополагающих принципов правового состояния лич­ности, даже в условиях относительного прогресса общества в целом.

Одна из важных задач политики состоит в необходимости «подчи­нения» работы всех политических, экономических, идеологических, правовых и других социальных институтов провозглашаемой полити­ческой линии. Частным, но важным моментом в связи с этим является, на наш взгляд, необходимость «компенсации» негативных свойств пра­ва как формального критерия. Да, закон есть мера политическая. В то же время закон формален, т.е. объективно ограничен в своих возмож­ностях достижения политических целей. В частности, не случайно, что в целом относительно неплохой для своего времени закон, каким явля­лась Конституция СССР 1977 года, функционировал плохо. Например, такие конституционные права граждан, как право на участие в управ­лении государственными и общественными делами (ст. 48), право на критику работы государственных органов и общественных организаций (ст. 49), право на обжалование действий должностных лиц, государст­венных и общественных органов (ст. 58) и ряд других (сам факт выра­жения которых в Конституции страны имеет немалое позитивное зна­чение), в значительной степени носили декларативный характер в свя­зи с существенными ограничениями в процессе реализации. Частой являлась практика серьезного нарушения таких важнейших социаль­но-экономических прав, как право на жилище (ст. 44), право на обра­зование (ст. 45) и некоторых других.

Ведь закон лишь одно из средств, один из инструментов политики, и работать полноценно он может лишь в системе средств, обеспечивае­мых организационной, идеологической, экономической и другой целе­направленной социально-практической деятельностью. Он должен быть органично «вплетен» в конкретно-исторический контекст практи­ческого процесса реализации задач социальной политики, осуществля­емой в том числе (и главным образом в условиях правового государства) и правовыми средствами.

Значимость закона, конечно, должна неуклонно повышаться. Без­условное соблюдение требований законов должно стать основным жиз­ненным правилом. Однако роль законодательства никогда не возраста­ла и не возрастает сама по себе. Правовая же пропаганда также может дать заметные результаты лишь при вышеизложенных условиях.

. Кардинальное обновление законодательства в нашей стране, повы­шение его качества — это необходимый, важнейший сегодня, но все-та- ки не главный и не решающий фактор на пути к созданию правового государства. И не только по той причине, что возможности юридической формы объективно ограничены, что закон мощное, но не всесильное средство, что невозможно принимать законы и другие нормативные акты по любому поводу, но и главным образом потому, что абсолютное большинство социальных проблем решаются только комплексом средств.

Особый вопрос — качество принимаемых нормативных актов. Про­думанный, своевременный, научно обоснованный нормативно-право­вой акт способен активно воздействовать на общественные отношения, содействуя их развитию в желаемом направлении. И наоборот, не обла­дающий указанными качествами юридический документ способен серь­езно осложнить их развитие, нанести им ущерб или же принятые нормы могут остаться только на бумаге. Однако нужно иметь в виду, что вопрос социальной эффективности закона практически никогда не сводится целиком только к качеству того или иного нормативного акта. Другими словами, неэффективность законодательства далеко не всегда связана с качеством нормативного материала. Довольно характерно для прак­тики, когда изменения в социальной направленности текущей полити­ки, связанные с огромным «удельным весом» субъективного фактора в политической деятельности вообще, способны быстро свести к миниму­му эффект позитивного действия хорошего, отвечающего объективным требованиям жизни закона (не изменяя последний с формально-юри­дической точки зрения).

Понимая необходимость первоочередного решения вопросов борь­бы с противоправной и преступной деятельностью (этими самыми опас­ными посягательствами на права и свободы личности), следует тем не менее иметь в виду принципиальную возможность обострения пробле­мы прав личности и в рамках закона, в условиях функционирования правопорядка (учитывая значительно более глубокое содержание рас­сматриваемой проблемы). В частности, такая ситуация может сложить­ся в результате принятия значительного числа подзаконных норматив­ных актов, формально отвечающих требованиям закона, но практически препятствующих полнокровной, нормальной реализации опосредуемых законом важнейших принципов организации и функционирования обще­ства. Не исключена возможность также преимущественно формального соответствия законодательства в целом Основному Закону — Консти­туции страны. Более того, сам Основной Закон может на каком-то этапе развития общества серьезно «оторваться» от социальных реалий и ока­заться, так сказать, в нейтральной позиции.

Поэтому, на наш взгляд, едва ли не самой серьезной опасностью в процессе реализации политического курса на создание правового госу­дарства следует считать реальную возможность сделать его лишь формально-правовым. В связи с этим самые общие требования, которым должно отвечать правовое государство, по нашему мнению, состоят в следующем:

— всесторонняя гарантированность основных прав граждан, нали­чие отлаженного, несложного и легкодоступного юридического меха­низма практической реализации конституционных прав и свобод граж­дан и их защиты;

— соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

— органичное вплетение законодательства в контекст практиче­ского процесса решения насущных проблем;

— строгое соответствие текущего законодательства конституцион­ному, практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

— диалектическое сочетание стабильности и динамизма законода­тельства;

— наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

— учет общественного мнения;

— единство правотворческой, организационной, идеологической и правоприменительной деятельности государства;

— наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях политической, государственной и социальной структуры;

— профессиональная и нравственная безупречность работников государственного аппарата и аппарата общественных организаций, их заинтересованность в качественном выполнении своих профессиональ­ных обязанностей;

— высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан сграны.

По-видимому и сегодня необходим последовательный учет в пра­вотворческой и политической деятельности в целом, и прежде всего при выработке, принятии и реализации подзаконных нормативно-право- вых актов, несправедливого, не зависящего от воли и способностей индивидов, фактического неравенства людей, обусловленного их при­надлежностью к различным социальным группам, слоям, классам, тер­риториям и т.д. Реальные условия существования пока еще обусловли­вают серьезные различия в характере, количестве и качестве предо­ставляемых людям социальных возможностей. Поэтому право, в инте­ресах справедливости, в той или иной степени и в каждом конкретном случае, «вместо того, чтобы быть равным, должно бы быть неравным»[170]. При этом, конечно, жестоко различая, с одной стороны, стремле­ние общества создать для каждой личности равные исходные соци­альные условия для проявления способностей и развития своей индивидуальности, и с другой — его решительное неприятие имев­ших место уравнительных тенденций в оплате труда и в предостав­лении социальных благ.

Таким образом, признавая тезис о том, что, реформируя обще­ственные отношения, можно создать значительные возможности для всестороннего и последовательного преодоления проблемы прав лично­сти, необходимо помнить, что эти возможности создаются лишь посред­ством осуществления соответствующего политического курса и в любом случае при помощи результативного государственно-правового воздей­ствия на социальные процессы. Характер же такого воздействия, его эффективность в пределах приблизительно одних и тех же социально- экономических условий могутбыть весьма различными. При этом важ­но исходить из конкретной социальной действительности, так как вся­кое право личности является результатом сложного взаимодействия многочисленных и порой противоречивыхфакторов, целенаправленное управление которыми эффективно лишь на путях самого широкого социально-политического влияния.

Однако в современном мире быстро растет взаимосвязь и взаимо­зависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государ­ства от всего мирового сообщества в целом. Отдельные права и свободы человека могут теперь возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и госу­дарства факторов, и в частности под воздействием международно-пра­вовых принципов и норм, выработанных практикой сотрудничества. Например, международное сообщество, согласно Уставу ООН, в исклю­чительных случаях может заставить посредством коллективных усилий государств — членов ООН, в том числе с помощью военной силы, отдельное государство прекратить проведение политики войны и агрес­сии. На практике это будет означать, в частности, и то, что право на жизнь и право на мир для граждан государства-агрессора могут быть в определяющей степени привнесены извне и помимо воли данного суве­ренного государства.

 

Лекция 17.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 535 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2300 - | 1987 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.