Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие сравнительной политологии




Наряду с проведением социально-политических исследований на базе нашей или любой иной отдельно взятой страны весьма целесооб­разным представляется их проведение и в пределах нескольких стран, развитие сравнительных социально-политических исследований, или, иными словами, сравнительной политологии.

Нет необходимости доказывать важность сравнительного анализа таких, например, явлений, категорий и понятий, как политические институты и процессы, политические нормы, традиции и обычаи, пол­итические отношения, политические режимы и программы, политиче­ское поведение и воспитание, политическая власть и другие. Сама жизнь, политическая практика утверждают их актуальность.

Сравнительные исследования полезны и необходимы всегда, осо­бенно когда речь идет о политических теориях и системах. Совершенно прав болгарский ученый Е.Танчев, отрицающий догматический подход к буржуазным политическим теориям и институтам, когда пишет, что развитие материалистической диалектики невозможно как при голом отрицании новейших достижений, так и при механическом копирова­нии политических институтов и принципов, в которых выкристаллизо­вался социальный опыт различных общественных слоев и классов.

Данное утверждение представляется тем более справедливым, ког­да касается глубокого и всестороннего анализа теории, а вместе с ней и практики функционирования не только отдельных политических инс­титутов, но и всех ныне существующих политических систем.

Проведение сравнительного исследования теории и практики фун­кционирования различных политических систем позволяет решить по крайней мере следующие основные задачи. Во-первых, лучше понять их основные особенности и черты, социально-классовую природу, сущ­ность, социальное содержание и назначение. Во-вторых, четче опреде­лить их сильные и слабые стороны, их плюсы и минусы для прогрессив­ного развития общественной теории и практики. И, в-третьих, глубже изучить экономические, социально-политические и идеологические ос­новы различных политических систем, механизм их адаптации к посто­янно изменяющейся внутренней и внешней среде; лучше понять их движущие силы, факторы торможения и развития, основные мировоз­зренческие и иные мотивы.

В отечественной юридической, социологической и философской литературе нет достаточного опыта проведения сравнительных полити­ческих исследований. Однако есть определенный опыт проведения сравнительно-исторических, правовых и иных исследований. Отрабо­тана «технология», приемы, методы и формы сравнительного анализа. В частности, в истории и юриспруденции достаточно широко использу­ются историко-типологическое, историко-генетическое сравнение, а также сравнительно-сопоставительный метод.

Накоплен некоторый опыт проведения сравнительных исследова­ний в различных сферах общественной жизни (например, в сфере тру­довых отношений, быта, социального обеспечения), а также на их раз­ных уровнях и срезах. Сравнительные исследования проводятся, как правило, не только на микроуровне (на уровне отдельных норм, отрас­лей права и институтов), но и на макроуровне (на уровне целых право­вых и общественных систем).

Имея опыт успешного применения сравнительно-сопоставитель­ного метода в исторической науке, юриспруденции, философии, фило­логии и социологии, его можно было бы с успехом использовать и в политологии. Ведь известно, что еще Ленин не только допускал, но и практически использовал метод сравнительного анализа при рассмот­рении различных политических явлений, процессов, институтов и уч­реждений. «Сравнение политического и экономического развития раз­ных стран, — писал он по этому поводу, — а также их марксистских программ имеет громадное значение с точки зрения марксизма, ибо несомненны как общая капиталистическая природа современных госу­дарств, так и общий закон развития их»2.

Сравнительный метод анализа познания широко использовался В.И. Лениным, например, при исследовании различных форм государ­ственного устройства и правления, существующих в тех или иных стра­нах; различных социальных революций; политических режимов; пар­тий; политических программ предпринимались попытки применения данного метода анализа и при исследовании различных экономических (хозяйственных) и социально-политических систем. Однако, сравни­вая отдельные политические институты и системы, Ленин настоятельно предупреждал, что подобное сравнение надо производить умеючи. Аз­бучным условием при этом, писал он, является «выяснение вопроса, сравнимы ли исторические эпохи развития сравниваемых стран»[49].

Азбучным условием сравнительного исследования является также сравнимость и сопоставимость самих объектов изучения. Мы недоуме­ваем, писал Ленин в работе «Тактическая платформа меньшевиков», по поводу попыток сравнения и сопоставления разнопорядковых, а потому трудно сопоставимых или вообще несопоставимых явлений. «Как мож­но сравнивать и сопоставлять классы (либеральная буржуазия) с уче­ниями (социализм)? Практическую политику (поползновения) с взгля­дами (предрассудки)?? Это верх нелогичности. Чтобы связать концы с концами в тактической платформе, надо противопоставить: 1) один класс другому, — например, либеральную буржуазию демократическому (или реакционному?) крестьянству; 2) одну политику другой, — например, контрреволюционную—революционной; 3) одни учения, взгляды и пред­рассудки — другим учениям, взглядам и предрассудкам».

Кроме названных существуют и иные «азбучные условия» прове­дения сравнительных исследований политических явлений, институтов и учреждений, соблюдение которых необходимо независимо от того, тде, когда и в каких целях — академических или сугубо практических — они проводятся. Среди них можно указать, например, на необходимость сопоставления или противопоставления политических объектов — сис­тем или отдельных институтов не самих по себе, а во всей совокупности их взаимосвязей и взаимодействий с окружающим миром, с экономи­ческой и социальной средой; проведения сравнительного анализа не вообще, а строго дифференцированно, по таким аспектам или направ­лениям, как институциональное, функциональное, нормативное, ком­муникативное и др.; глубокого и разностороннего знания не только методики, техники проведения сравнительных исследований, но и са­мого исходного материала — сравниваемых друге другом политических систем.

В западной юридической, социологической и политической лите­ратуре в плане развития сравнительных исследований в области пол­итики и права неоднократно указывалось на то, что «прописной исти­ной» было и остается признание эволюционного характера развития политической и правовой компаративистики, изменение ее в соответст­вии с темпами и характером изменений самого политического мира. Сравнительная политическая наука, подчеркивается в ряде западных политологических изданий, должна стать непременным «отражением изменяющегося мира и развивающихся международных условий»[50]. Она традиционно выступала и выступает как одна из семи важнейших сфер исследования в системе общей политологии. В их числе имеются в виду исследования «национальной» (американской, английской и др.) поли­тической теории, «публичной администрации», международных отно­шений, публичного права, местного управления и самоуправления[51].

Не вдаваясь в подробности анализа и интерпретации высказанных в западной и отчасти восточноевропейской литературе положений от­носительно понятия, содержания, современного состояния и перспек­тив развития сравнительной политологии, отметим лишь некоторые моменты.

1. Анализ многочисленных политологических и социологических работ, теории и практики проведения политических исследований, на­конец, истории становления и развития политической компаративисти­ки на Западе со всей убедительностью свидетельствует о том, что не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать, накопившийся опыт проведения сравнительных политологических исследований. На­ряду с несомненными успехами и даже достижениями в становлении и развитии сравнительной политологии на Западе нельзя не видеть и отрицательный опыт и не извлекать уроки из него. Важно учитывать, в частности, то, что за долгий и далеко не всегда прямой путь становления в XIX веке в США и других странах Запада сравнительной политоло­гии как науки и «самостоятельной академической дисциплины» были периоды ее медленных подъемов и спадов, стремительных взлетов и падений.

Даже на примере послевоенного (50-80-е годы) периода развития сравнительной политологии в США можно видеть, как в 50-60-е годы, по широкому признанию западных авторов, в этой стране бурно развивались сравнительные политологические исследования. Росла популярность этой отрасли знаний и дисциплины. Широкую известность получили имена и работы Г.Алмонда, Д.Аптера, КДойтча, Г.Экстайна, Д.Истона и многих других ученых политологов и социологов[52].

Иная картина наблюдается в 80-е и во все последующие годы. По сравнению с прежними годами сравнительная политология в США и ряде других капиталистических стран, по наблюдениям западных исс­ледователей, «переживает довольно трудное время». Термин «кризис» гораздо точнее, чем «величие», характеризует состояние данной отрас­ли знаний и дисциплины в настоящее время[53].

На современном этапе развития сравнительной политологии на Западе, по мнению многих авторов, она отличается скорее такими чер­тами и особенностями, как формализм, усилившаяся поверхностность исследований, «фрагментация и автоматизация сферы исследования», нежели ее единство как науки и учебной дисциплины. «В рамках данной отрасли знаний и дисциплины сейчас, — отмечает известный американ­ский политолог С. Верба, — так много выделилось специальных инте­ресов, так много частных, узко сфокусированных исследовательских устремлений и так не хватает хотя бы одного интеллектуального грави­тационного центра»[54].

В этой области также «не видно на горизонте сравнительной поли­тологии, — заключает автор, — ни новых, политологических Ньюто­нов, ни Эйнштейнов, ни Кейнсов»[55]. В сравнительной политологии За­пада над фундаментальным, академическим подходом в настоящее вре­мя, по мнению С. Вербы и других известных исследователей, домини­рует прикладной, прагматический подход.

2. В процессе накопления отечественного опыта проведения срав­нительных политологических исследований весьма важным представ­ляется учитывать не только общее, но и особенное, а также специфиче­ское, единичное в сравниваемых политологических системах, отдель­ных институтах, явлениях, процессах и учреждениях. Это тем более необходимо, когда речь идет о сравнении политических явлений, инсти­тутов и учреждений, функционирующих в пределах не одной, а двух или более общественно-экономических формаций. В противном случае это чревато ошибочными выводами, несостоятельными суждениями и обобщениями.

Так, основной порок и уязвимость появившихся за последние годы в марксистской и немарксистской литературе сравнений «горбачевской революции» — перестройки в 90-е годы в СССР[56] — с «рузвельтовскими радикальными реформами» в 30-е годы в США, «великой депрессии» или кризиса 30-х годов на Западе с «глобальным кризисом» 90-х годов на Востоке, на наш взгляд, заключаются, помимо всего прочего, в том, что: а) сравниваются трудносравнимые по своей социально-классовой природе и направленности явления и процессы; б) за основу в процессе сравнения берутся не их внутренние, сущностные особенности и черты, а лишь внешние, поверхностные признаки; в) не учитываются специ­фические признаки и черты, а также неповторимые исторические усло­вия, в которых развиваются рассматриваемые явления и процессы.

3. Рассматривая сравнительную политологию как важнейшую, но все же лишь как составную часть общей политологии, следует, тем неменее, исходить из того, что она имеет свой относительно самостоятель­ный предмет, точнее, свою собственную сферу приложения, в качестве которой можно рассматривать, как это делают западные авторы, «срав­нительное изучение наций (стран, народов) и их политических сис­тем»[57], свой метод (методы) исследования, свое содержание и целевое назначение2.

Конечно, по ряду параметров весьма трудно, а иногда и практиче­ски невозможно провести четкую грань между общей и сравнительной политологией. Ведь некоторые грани и аспекты рассматриваемых дис­циплин весьма условны и относительны. Но тем не менее они сущест­вуют и время от времени проявляются в сравнительном плане, в про­цессе отграничения одних явлений от других, одной сферы знаний и академической дисциплины от другой.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к методу или мето­дам исследования в рамках общей и сравнительной политологии. В самом деле, что общего и что особенного в историческом или логическом методе, методе подведения менее общего под более общее или других многочисленных методах, которыми пользуются авторы в рамках об­щей и сравнительной политологии? Содержание метода в обоих приме­нениях одно и то же, целевое назначение (получение нового знания) одно и то же, «технология» использования совпадает. На первый взгляд все видится только общим. А где же особенное? Где та малозаметная грань, которая позволяет судить о том, используется ли метод в преде­лах одной дисциплины — общей политологии — или же он применяется в рамках другой дисциплины — сравнительной политологии? Эта грань, как представляется, в первую очередь определяется спецификой и ха­рактером самих исследуемых объектов, их принадлежностью к одной и той же нации (стране, народу) и ее политической системе или же, наоборот, к разным нациям (странам, народам) и их политическим системам.

Разумеется, что результаты использования одного и того же метода могут быть далеко не одинаковыми. Например, широкое применение известного всем политологам и юристам разноуровневого подхода с акцентом на макроуровень и меньшим вниманием среднему и микро­уровню при исследовании различных явлений, институтов и учрежде­ний, ассоциирующихся с одной и той же страной или политической системой, может дать весьма высокий результат. При этом недостаток научных разработок и информации на данном макроуровне с лихвой компенсируется научными исследованиями более узкого профиля иэмпирическим материалом, получаемым через высокоразвитую систе­му смежных дисциплин на среднем уровне и микроуровне.

Совсем иной результат может быть, и это случается нередко, когда этот же метод применяется в сравнительном анализе при сопоставлении и противопоставлении различных политических систем и составляю­щих их институтов, особенно когда такое исследование проводится лишь в «само общем плане» или только на макроуровне. При отсутст - вии иных в полной мере компенсирующих недостаток информации каналов — через другие уровни исследования или смежные академиче­ские дисциплины — возникает реальная опасность скатиться в болото самых общих, ни к чему не обязывающих рассуждений и абстрактных умозаключений. Несомненно правы те западные политологи и социоло­ги, которые предостерегают от чрезмерного выхолащивания конкрет­ного социально-политического содержания сравнительных исследова­ний, от сведения «разговоров о сравнительной политологии к разгово­рам обо всем и ни о чем»[58].

Очевидно, именно этим в значительной мере обусловлена та кри­тика, которая адресована ряду компаративистских работ, опубликован­ных в разное время на Западе, как, например, получившей в начале 60-х годов широкую известность книге Зб.Бжезинского и С.Хантингто­на «Политическая власть: США / СССР». Задуманная как глобальное компаративистское исследование, работа во многом свелась лишь к общим рассуждениям о политических системах СССР и США в после­военный период (ч. I — «Политическая система») и о динамике полити­ческой власти сравниваемых супердержав (ч. II — «Динамика власти: реакция на общие кризисы»)[59].

Разумеется, подобного рода сравнительные политологические исс­ледования и подходы без широкого привлечения и обобщения конкрет­ного эмпирического материала мало что дают, кроме новых вариаций на старые идеологические темы, для дальнейшего развития политиче­ской теории и практики. Иное дело те сравнительные методы и подходы, которые строятся на конкретном социологическом, статистическом и ином эмпирическом материале. Сохраняя свои общие параметры и чер­ты, они каждый раз независимо от того, используются ли в процессе сравнения однотипных или разнотипных политических явлений, инс­титутов и учреждений, наполняются новым социально-политическим содержанием и приобретают новый смысл.

Например, взятый сам по себе метод определения уровня «полити­ческой веры» или доверия к тем или иным политическим институтам, включая правительство, мало чем может оказаться полезным и эффек­тивным, если он не наполняется при проведении сравнительных иссле­дований конкретным содержанием. Можно, конечно, говорить и спо­рить о методологической или иной важности самой постановки вопроса определения политического доверия, о значимости вытекающих из нее практических выводов и общетеоретических положений, о содержании процесса и методике определения степени политического доверия.

В частности, можно дискутировать, соглашаясь при этом или оспа­ривая правомерность, а точнее, эффективность выявления меры поли­тического доверия с помощью, как это предлагается американскими политологами, заранее сформулированных вопросов типа: «Что вы ду­маете по поводу того, много ли люди в правительстве тратят попусту наших денег, которые мы платим в качестве налога, или мало, или же совсем мало?»; «Насколько прочно и продолжительно вы верите в то, что вашингтонское правительство действует в правильном направле­нии — всегда, почти всегда или иногда?»; «Считаете ли вы, что полити­ку правительства определяет небольшая группа людей, которая думает только о своих собственных интересах, или же правительство действует в интересах нас всех?»; «Что вы скажете по поводу того, много ли в федеральном правительстве сидит нечестных людей или мало и в какой степени они погрязли в своих бесчестных делах?» и др.[60]

Однако как бы там ни было, какие бы споры ни велись и какие бы вопросы ни задавались, социальная ценность и значимость данного метода, равно как и других методов и подходов, определяется и может определяться только его конкретным содержанием. Только определен­ный эмпирический материал наполняет тот или иной метод или подход вполне определенным смыслом и содержанием.

В отношении, например, значимости и ценности метода определе­ния политического доверия применительно к США можно сказать со значительной долей уверенности, что в политической теории и практи­ке этой страны он играет немаловажную роль. Этот метод позволяет в процессе выработки или корректировки политического курса прини­мать в расчет наряду с обычной информацией отношение различных слоев населения к новым или традиционным политическим институ­там, к президенту страны как главе правительства и государства, к старым и новым политическим ценностям и т.д.

Проведенные, например, в 1988 году Институтом Гэллапа опросы, целью которых было выявление степени доверия американцев к своим государственным и общественным институтам, позволили учесть, что 59 % опрошенных питают «сильное доверие» к церкви (в 1979 г. их было 65%), 58 — к вооруженным силам (в 1979 г. их было 54%), 56 — к Верховному суду (в 1979 г. — 45%), 49 — к банкам (в 1979 г. — 60%), 36 — к прессе (в 1979 г. — 51 %), 35 — к конгрессу (в 1979 г. — 34%), 26 — к «организованным рабочим» (в 1979 г. — 36%) и 25% — к крупному бизнесу (в 1979 г. — 32%)'.

Проведенные в том же году опросы с целью выявления ожиданий населения от президентства Буша показали, что 70% из числа опро­шенных надеются, что администрация Буша «сможет уберечь нацию от войны»; 65% ожидают, что администрация «обеспечит процветание Америки»; 64% выражают надежду на то, что «возрастет уважение к США за границей»; 61 % — что «повысится уровень образования»; 36% — что «уменьшится уровень преступности в стране» (52 % не верят этому); 33% —что «уменьшится дефицит федерального бюджета» (52% выска­зали сомнение) и т.д.

Эти и иные им подобные политологические опросы и исследования, несомненно, оказывают в той или иной степени влияние как на развитие американской политической теории, так и на совершенствование наци­ональной политической теории. Этого, к сожалению, нельзя сказать ни в отношении процесса развития политологии — теории и практики в нашей стране, ни о развитии сравнительной политологии во всем мире. Дело заключается в том, что такого рода политологические и социоло­гические опросы и обобщения, имеющие своей целью, в частности, определение степени политического доверия населения к функциони­рующим институтам, в нашей стране находятся лишь в зародышевом виде, а в рамках сравнительного анализа вообще или, точнее, почти не проводятся.

Исключения составляют лишь сравнительные исследования про­блем безработицы в развитых капиталистических странах, инфляции, роста цен, бездомности и некоторых других вопросов.

4. B процессе развития сравнительной политологии в нашей стране весьмаважными представляются тщательный учет всех тех трудностей и проблем, с которыми сталкивалась сравнительная политология на Западе, и выделение в данной отрасли знаний и дисциплине главного, решающего на том или ином этапе развития мирового сообщества звена; определение наиболее актуальных в академическом плане тем.

Какие, в частности, темы на современном этапе развития цивили­зованного мирового сообщества имеются в виду? Судя по отзывам за­падных экспертов-политологов, наряду со многими традиционными по­литологическими темами, касающимися оценки деятельности выдви­нувшихся в данный момент на первый план политических институтов и процессов, имеются в виду также современные проблемы политиче­ского участия, становления или возрождения в ряде стран политической культуры, политических прав и свобод, использования средств массо­вой информации и различных технических средств для развития поли­тической демократии («теледемократия» и пр.), проблемы создания и развития механизма или системы политических консультаций, обоб­щения и распространения практики коллективной и индивидуальной министерской ответственности и др.

Что же касается главного, решающего звена в структуре современ­ной сравнительной политологии, то в качестве такового применительно к нам можно было бы назвать решение проблем оптимального сочетания политической статики с политической динамикой общества, полити­ческой стабильности и устойчивости, политической консервации и трансформации различных политических систем и составляющих их институтов.

Безусловно, решение данных проблем имеет непреходящее значе­ние для любой политической системы и любого института, в какой бы стране и на какой бы стадии своего развития они ни находились. Однако важность и актуальность их несравнимо повышаются, приобретая ста­тус центральных, решающих для судеб народа.

Данная проблематика является главной, решающей в настоящее время не только для нашей страны, но и практически для всех называв­шихся социалистическими до недавнего времени восточноевропейских стран.

В период «великой депрессии» в 30-е годы она была таковой для США и всех других (именуемых ныне, по меткому выражению журна­листа, «историческими скворцами перестройки» в противоположность нецивилизованной России) «цивилизованных» стран.

С изменением ситуации в отдельно взятых странах и во всем мире меняется и приоритет тем, рассматриваемых в рамках сравнительной политологии.

Наряду с нахождением и выделением главной и актуальной тема­тики в рамках сравнительной политологии существует масса и других не менее важных проблем. Своевременное их выявление и решение является непременным условием становления и развития общей и срав­нительной политологии в нашей стране.

 

Лекция 7.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ

В отличие от примитивного животнообразного водительства, вер­ховенства, привычки, спонтанных позывов первенствовать, власть — сдобренная цивильностью, облагороженная способность, порожденная внутренней организованностью, иерархированностью человеческих са­мопроявлений, которые реализуются в контексте заданных на них от­ношений побуждения и принуждения, управления и контроля, подчи­нения и соподчинения, координации и субординации, зависимости, взаимозависимости и полной и частичной независимости, т.е. всего того, в границах, при явном и скрытом, однако активном участии чего, развертывается обмен деятельностью, обработка людьми друг друга.

Структурный разрез предмета поставляет полифундаментальную картину со множеством таких измерений власти.

Социальный аспект: власть есть силовое отношение, выражающее доминирование — «не для того принимают участие в правлении, чтобы приобрести власть, но принимают участие в правлении потому, что чувствуют себя для того достаточно сильными» (Кнудсен). Необходи­мость фактора силы вытекает из общей логики отправления властных функций как функций социальных. Поскольку власть величина соче­тательная — можно властвовать над другими и нельзя над собой (собой можно владеть), — власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле, что в отношении вторых лиц создает определенную систему ущемлений. Распространяя пер­сональную модель мира на окружающих, вовлекая их (с их автоном­ной чувственностью, сознанием, действием) в кильватерный строй своего самополагания, тем самым подрывая суверенитет себе подобных, мы властвуем.

Психологический аспект: власть есть отношение лидерства. Уста­навливается в межличностном взаимодействии, где обосабливается ве­дущая и ведомая сторона. Первая — субъект, господин, вторая — объ­ект, раб власти. Неравнозначный союз между ними крепится на сугге­стии в обилии форм персональной и социальной «алхимии» от обмана, лавирования, демагогии до вымогательства и шантажа; от воздействия авторитетом, угрозы силой до откровенного подавления. Сопряжен­ность власти с насилием подготавливает почву для прямого уподобле­ния власти пороку: в необозримости своих ветвлений порок — альфа и омега власти; традиционные и не так уж несправедливые коннотации: власть — кровь, политика — запачканные грязью руки. Отгладывая обсуждение этой темы, подчеркнем: как бы там ни было, тактика вла­ствования требует соответствующего личностного антуража, подра­зумевая обострение чувства само- и честолюбия, склонности повеле­вать и т.п.

Гносеологический аспект: власть есть целенаправленный способ утилизации знания. Подводная масса айсберга, подспудье власти — голый инстинкт, подсознательные интенции самодавления. Они редко исчерпывающи, но, как правило, весьма сильны. Сильны укорененным в нас природно врожденным влечением, соблазном вершить судьбы мира, господствовать, возвышаться, преобладать, стяжать право «рас­пять или отпустить», невзирая на желание и возможность окружающих понять и принять нас, воспоследовать нам. Надводная вершина айсбер­га, лицо власти — твердое знание и твердая же воля. По своей природе власть — сущность двусоставная. В плоскости «знание» актуализирует­ся сознательный расчет действий и их последствий в заданных обстоя­тельствах, учреждается рациональность. В плоскости «воля» оформля­ется жесткая подчиненность действий целям, складываются целеуст­ремленность, настойчивость. Знание и воля — равнообязательны, рав- ноприсущи власти. Без знания власть дика — необуздана, импульсивна; без воли она отрешенна — мягкотела, недееспособна. Знание наделяет власть осмотрительностью, предсказуемостью; воля сообщает ей пафос активизма. Нарушение оптимума знания и воли во власти при всех обстоятельствах чревато дисфункциями, крайними выражениями которых оказываются волюнтаризм и дереализован- ность, рахитичность и умозрительность.

Организационный аспект: власть есть негэнтропийный ресурс, воп­лощающийся в наращивании порядка, уровня организации. Синергетический эффект власти (в идеале) связан с квалификацией и адекватным чувством жизни властедержателей, повышающими их созидательные возможности. Однако дело вовсе не ограничивается компетентными усилиями exofficio. Нюанс заключается в том, что устанавливаемый властью порядок обеспечивает простор деятельности преимущественно репродуктивной, несомненно сковывая творчество личностей и масс. В результате новаторская инициатива, ео ipso властью не утвержденная, ищет обходные пути, рождаясь вне исходной организации и установ­ленного порядка. Последнее подрывает наличную власть, заставляя модифицировать ее формы.

Политический аспект: власть есть способ осуществления влияния, подчинения, принуждения, побуждения в соответствии с фактическим балансом сил. «Непосредственная обязанность профессиональных «мыслителей», — указывает Вебер, — состоит... в том, чтобы сохранять трезвость перед лицом господствующих идеалов, какими бы величест­венными они ни казались, сохранять способность «плыть против тече­ния», если в этом окажется необходимость»[61]. Ничего подобного не мо­жет позволить себе профессиональный властитель, погруженный в конъюнктуру, которая подрывает принципиальность его решений и действий, подтачивает гарантии предсказуемости в отношении превы­шения полномочий. Отсутствие четких ориентиров, ручательств перед собой и подвластными, неотвратимость произвольных или насильствен­ных действий в практике власти придают своеобразный динократический колорит властной сфере как области социально и персонально значимых реализаций. Воистину страшно то, что существуют обшир­ные жизненные пространства, где нет ничего страшного.

ГЕНЕЗИС ВЛАСТИ

Подлинные корни власти — в объективном ходе социогенеза, где посредством обрядов, обычаев, традиций, законов, иных внешних ры­чагов практической организации целесообразной человеческой общежительности мало-помалу кристаллизуется и закрепляется специали­зированный механизм регуляции индивидов. С этой точки зрения власть упрочивается как инструктивная канва межиндивидной коопе­рации, возникающая вследствие натуральной необходимости упорядо­чения, структурирования дифференцированной групповой деятельно­сти. Отслеживание последовательности звеньев, влекущих оформление важнейших слагаемых властного антуража общественного существова­ния в виде гаммы отношений, действий, реакций parprocuration, ква­лифицируемых в терминах должностного, регулируемого, санкциони­руемого, направляемого, дает такую картину.

Набор реквизитов власти (бюрократическая иерархия) устанавли­вается в коллективе вследствие высокой социализированно его чле­нов, логики и архитектоники совместного производства жизни. В исто­ках власти — объективная неоднородность положения людей в социуме, расчлененность их ролевых функций. При тотальном равенстве (фик­ция) власти нет; власть произрастает из объективных различий. В ро­мантическую эпоху контрактивизма (модель общественного договора) муссировалась идея подчиненности власти праву: на базе права-де вы­растают властные (государственные) институты. Правовой генезис вла­сти отстаивали Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант. Иную линию рас­суждений прорабатывали Гегель и Джентиле, привязывавшие властно-политический фактор к морально-нравственному. Мы не вполне пони­маем аргументы указанных мыслителей и не разделяем их в той мере, в какой понимаем.

На наш взгляд, право, власть, мораль — косубстанциальны, что означает их невыводимость друг из друга: нет ни логической, ни хроно­логической приоритетности одного явления перед другим; они рядоположны, однопорядковы, вырастают из единого естественного ствола, каким выступает стихия человеческого общения. С позиций саморегу­ляции и самоорганизации этой стихии одинаково важны и морально- этические механизмы воздействия на индивида, затрагивающие со­весть; и правовые рычаги, апеллирующие к множеству общеобязатель­ных правил поведения, инспирируемых вначале преданием, а затем государством; и властные инструменты, обусловленные динамикой вза­имодействия субъектов в обществе, его горизонтальной и вертикальной структурированностью. Поскольку без этих комплексов, вместе взя­тых, возможность нормальной, не говоря уже оптимальной, межиндивидной коммуникации представить нельзя, способы внутренней (мо­раль), внешней (право) корректировки деятельности наряду с ее дис­циплинарным упорядочением (власть) обязательны, неустранимы. От­сюда фундирование каких-то компонентов обозначенной тройки самими собой несостоятельно, некритично. Нет общества без морали, права, власти; в противном случае нет общества.

Происхождение социальности, а вместе и наряду с ней аксессуаров власти, регуляризации жизни нельзя выводить из подавления природ­ной агрессивности, зоологизма человека. Такая линия, противореча прямым наблюдениям, не соответствует фактам, не отличается логиче­ским совершенством, в концептуальном отношении не продвигает в понимании становления ни общества, ни ценностей.

Возникновение социальности и координированных с ней властных, правовых, этических, а впоследствии морально-ценностных структур правильно связывать с упорядочением взаимодействия особей в первич­ных формах первобытного человеческого стада во всех ипостасях про­явления коллективной жизни от труда до совокупления.

На стадии ранних гоминид на ценностный строй жизни (власть, право, этика) в форме системы «этикетных» отношений влияет множе­ство сугубо определенных природных факторов: лабильность положе­ний членов групп ближайших предков человека, или древнейших лю­дей, их (групп) численность, соотношение, подвижность полов, коли­чество самцов, самок, интенсивность перехода особей из групп в группы и т.п. Они-то (отмеченные факторы), собственно, и образуют исходную канву архаичной организации, упорядочения жизни: та же функцио­нальность деятельности, вынесение половых связей за рамки коллекти­ва (начала экзогамии), прочная, длительная сцепка детей с матерью (начала матрилокальности), табуация кровосмесительства, редкость спаривания представителей разных поколений и т.д. На этой базе уже складывается некая примитивная система норм, регулирующая инте­ракцию ранних гоминид и дающая начало функционально-социаль­ным, ценностно-этическим связям. Дальнейшая логика их совершенст­вования подчиняется необходимости эффективизации всех типов со­вместной коммуникационной и производительной активности, умно­жающих число неинстинктивных реакций и благоприятствующих офор­млению негенетического — этико-культурного вида наследования.

Возникший как отвлечение от конкретных бытовых процессов (всей реализующейся в жизни палитры самоутверждений и самопрояв­лений) властный, правовой, этический истеблишмент выполняет важ­нейшие цивилизационные и социализационные функции: завязанный на опробованные и легализованные адаптацией оптимальные, целесо­образные программы действий, взаимонеущербные и взаимонеущемляющие, он несет в себе некий гуманитарный пафос, обязывая усваивать и присваивать досконально отработанный рациональный кодекс, уклад, устой жизни. Процесс социализации, таким образом, сопряжен с про­цессами империализации, юридизации и этизации; первый без по­следующих невозможен. В дальнейшем повышающие адаптацион­ный потенциал человека правила внешней регуляции поведения (власть, право, этика) дополняются механизмом внутренней его ре­гуляции — моралью.

Санкции права управляют деяниями личностей как социальных людей, граждан. Морально-этические санкции управляют деяниями личностей как цивильных существ; регуляция в этом случае идет по линии нормативов, инспирированных не коллективной, а частной жиз­нью. Координированные с этими двумя видами санкций властные регулятивы синтетичны: они управляют деяниями личностей как индиви­дуальных общественных существ (социальных индивидов).

Связанное по генеалогии с правовым и морально-этическим созна­нием властное сознание согласуется и с нормами права, и совестливо­стью, утонченным чувством «Я» HomoHumanus, имеющим обязатель­ства и перед законом и перед самим собой. Вообще говоря, неотврати­мость санкций вызвана неизбежностью раскаяния приобщенного к культуре индивида. Но не в этом одном дело. Санкции обостряют гума­нитарную рецепцию личности, поступающей добропорядочно не по корысти (ожидание воздаяния ли, покаяния и подобных им чувств), а по призванию — ввиду самоуважения, непозволяющего падать в собст­венных глазах и обязывающего поддерживать духовное благородство, соблюдать самоидентичность, не раздваиваться, пребывать целостным и цельным, соответственным своему предназначению представителем высшей сферы мироздания.

ГРАДИЕНТЫ ВЛАСТИ

Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени сво­боды и дающие право одним влиять на самоутверждение других. Операционализируют власть позитивные (стимулирующие добровольное подчинение) и негативные (осуществляющие принуждение) санкции, которые усиливают асимметрию субъекта и объекта власти. Вообще говоря, наличие подобной асимметрии — стандартное место в ситуации власти. Между тем обнаруживается нюанс, упускать из виду который недопустимо. Все упирается в предел полномочий властных функций, переступать который нежелательно, опасно: там, где баланс кардиналь­ных целей и средств поддержания власти подрывается, власть вырож­дается.

Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвен­ного воздействия на людей, их объединения или разъединения: а) про­тиводействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовывать на­пряжения, конфликты; б) стремиться к максимуму стабильности обще­ственного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу. Средство власти — богатый арсенал тактики: от безобидных вольтфасов, патронажа до администрирования, устрашения, приме­нения силы. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосре­доточиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти — властедержателями и ее объектом — народными массами.

Развращаясь властью, субъект власти обнаруживает заинтересо­ванность в наращивании и продлении господства, тогда как объект власти — народ, жаждущий увеличения свободы и благосостояния, стремится к независимости, достоинству, достатку. Настает момент, когда массы перестают санкционировать власть; последняя утрачивает почву для своего существования. Понимание зависимости силы власти от поддержки народа определяет необходимость балансировки оппозиции субъекта и объекта власти: искусство власти — в умении гибко и быстро реагировать на запросы масс, что собственно, позволяет предот­вращать политические катаклизмы. Взаимодействие власти и масс (в идеале) должно быть легальным и легитимным. Лишь в этом случае народ живет, а не прозябает, власть правит, а не насилует.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВЛАСТИ

Три вещи способны подчинить себе все — насилие, хитрость, лице­мерие. Предотвращению перерождения власти во всевластие и самовла­стие способствует учреждение продуманной системы контроля. От про­извола власть удерживает не источник (скажем, большинство голосую­щих), а ограничения.

Поиск приемлемого регламента, слаженного, согласованного взаи­модействия властей начинается с древности, где исподволь, постепенно кристаллизуются две значимых идеи: идея права как властного фактора благодаря поддержке права публичной властью и идея правовой госу­дарственной власти благодаря признанию публично-властной силой обязательных правовых норм. Именно эти две идеи заложили фунда­мент конструкции совершенно организованной власти, обеспечиваю­щей свободу личности в условиях правовой государственности. «Свобо­да людей, находящихся под властью правительства, — указывал Локк, — заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной вла­стью, созданной в нем; это — свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не может быть зависим от постоянной неопределенной, неизвестной самовласт­ной воли другого человека»[62].

Дополнительный момент в представлении о разделении властей привнес Монтескье, выступивший с концепцией взаимного сдержива­ния законодательной, исполнительной и судебной власти: «Для того, чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала дру­гую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодатель­ной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти».

Смысл разделения властей в гарантиях от неправовых норм приме­нения силы. Поскольку факт законотворчества сам по себе не влечет наличия или исполнения закона, порукой от произвола и бесправия является сила контроля суда и общественного мнения.

ФОРМЫ ВЛАСТИ

Система власти глубоко эшелонирована, слагается из сети полити­ческих, экономических, военных, дипломатических, бюрократиче­ских, финансовых, правовых институций, придающих дисциплинар­ную организованность общественным связям и очерчивающих значи­мое пространство власти. В нем обосабливаются центральные инстан­ции (административный аппарат), непосредственно подчиненные им структуры (управление среднего уровня) и предметы манипулирования — индивиды, малые группы, прочий «человеческий материал» — масса.

Если власть обладает безраздельной монополией социальных ини­циатив на выработку, принятие и реализацию решений, она приобре­тает вид жестко централизованной (интегральной) власти. Если же сферы приложения власти регламентированы (итог давления оппози­ции, волнений демоса и тому подобного), радиусы ее действия обозна­чены (совершенство законодательства), локализованы (механизм сдер-жек и противовесов), власть отправляется в режиме дифференцирован­ной (интеркурсивной) власти. Основанием такой типологизации, оче­видно, является интенсивность властных потоков, степень силового влияния властных структур на элементы социума. Пограничными точ­ками в диапазоне властного регулирования общественной жизни соот­ветственно будут абсолютизм — гипертрофированная государственная (этатизм) или личная (авторитаризм) власть и анархия — универсаль­ное отрицание консолидирующей ценности властного фактора. По­скольку и всевластие, и властный нигилизм — нетерпимые социально- политические аномалии, на значительных временных интервалах ци­вильной жизни воплощаются гораздо более умеренные формы.

Логика властной организации общества, включающая формы прав­ления, типы политических режимов, виды государственного устройст­ва, в целом векторизована. На масштабных промежутках истории от­четливо направленное движение от безграничной к ограниченной вла­сти. Безграничная власть вбирает многочисленные модификации политико-государственного абсолютизма от моно- до полидержавности. Абсолютизм (самодержавно-тиранический строй) как разновидность апостольства в вопросах власти представляет самовластное всевластие, во многом бессмысленный политический произвол, в принципе свойст­вен добуржуазному состоянию, однако, в варианте диктаторских, де­спотических, авторитарно-хунтистских, феодально-монархических клик, фундаменталистских, бонапартистских тираний реставрируется в современности. Характерные предпосылки абсолютизма — слияние зако­нодательных и исполнительных структур, организующих и контролиру­ющих инстанций, узурпация власти одним лицом (группой лиц), беспо­щадное и беззаконное ущемление прав и свобод подвластных.

Абсолютизму противостоит опирающийся на либерализм и пар­ламентаризм демократизм, который на деле реализует гражданскую самодостаточность и самодостоинство граждан посредством повсеме­стно гарантируемого и соблюдаемого всеобщего равенства и ответст­венности.

ВЛАСТЬ И МОРАЛЬ

Налицо дилемма «мораль-власть», навеваемая сомнениями, совме­стима ли власть с нравственностью, возможно ли быть политиком с «чистыми руками». Перспектива снятия дилеммы, освобождения обра­за властителя от неблаговидных и непременных криминальных конно­таций видится в следующем.

Верно, не все сферы общественно полезной занятости изначально моральны. Такова, к слову сказать, экономика, крепящаяся на трудно совместимой с моральностью меркантильности: не нравственные кано­ны, а деньги здесь — базис коммуникации. По аналогии с этим возни- каст искус расценить и рабу молвы, расчета и страстей — политику, фундируемую конъюнктурностью, эффективностью, выгодностью.

При всем том, однако, спрашивается: грозит ли смещение акцентов деятельности с моральности к практицизму утверждением вседозволен­ности? Никакой предзаложенности этого при вдумчивом рассмотрении не обнаруживается. Лишь на поверхности власть — имморальная игра без правил. Свой регулятивный, ценностный этос у власти есть (и Аттила ведь богам поклонялся): он обеспечен архизначимой логикой пред­сказуемого функционирования власти как облаченного колоссальной ответственностью за социальное благополучие компетентного институ­та, опирающегося на высокие начала долга и гуманитарного величия. Отсюда убежденность: apriori во власти дефицита морали нет; справед­ливость и власть не взаимоисключающи; властный реализм и морализм не противополагаемы.

Сказанное позволяет развеять некогда пользующиеся кредитом, но бесперспективные, догматические доктрины в философии политики, связанные с именами Макиавелли и Канта.

Проводимая Макиавелли (Штирнером, Ницше) идея морального нигилизма в политике крайне отрешенная. Достаточно принять во вни­мание, что деятельность политических лидеров, предводителей отече­ства вся на виду: она прозрачна и строга, поддаваясь обозрению и управляясь своим неписаным кодексом чести, за соблюдением коего надзирают многочисленные правомочные инстанции — парламентские комитеты и комиссии, располагающие мощными рычагами официаль­ного и неофициального воздействия (вплоть до импичмента).

Спекулятивна и искусственна и линия Канта, сталкивающего принципы государственно-политической и моральной сферы (важная для первой сферы свобода воли, инспирирующая правовой принцип, якобы аналитична, тогда как основоположения добродетели, вменяю­щие цели и не следующие из свободы воли, синтетичны). Откуда выте­кает, что политико-государственная активность держится на разведе­нии права (компетенция светских структур) и морали (компетенция церкви).

Сшибка политики с этикой утрачивает смысл при понимании того, что вершат судьбы мира не просто венценосные, а достойные люди. Человек властвующий одновременно и моральный человек, погружен в стихию гуманитарности. Данное обстоятельство, отмеченное в древнем «Зеркале князей», послужило основанием демаркации между достой­ным властителем и ничтожным властолюбцем.

Требование моральности в политике свято, но гибко. Стратегиче­ски оно нацеливает на радикальное исключение из активности небла­говидных действий. Тактически же во избежание коллизий от сопри­косновения абстрактных норм с конкретной реальностью (вспомним бесконечный и нерешимый спор ригористов с утилитаристами) оно ори­ентирует на принцип наименьшего зла: слепое следование моральному кодексу (платформа Канта) неразумно и нерационально; нарушение его допустимо, если допущение зла позволяет избежать большего зла (теории легитимного ущемления прав). Как видно, политическая этика распадается на два фрагмента: этику ответственности (понимание не­однозначности моральной регуляции деятельности при принятии судь­боносных решений) и этику убеждений (понимание необходимости ис­ключения — в идеале — из политики неблаговидных действий).

И все же. Все же. Все же.

Как, спросим мы вслед за Оруэллом, человек утверждает свою власть над другим человеком? И ответим: заставляя его страдать. Ина­че, если человек не страдает, как можно удостовериться, что он выпол­няет вашу волю, а не свою собственную? Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать; в том, чтобы разрывать сознание людей на куски и составлять снова в таком виде, в каком вам угодно. При дейст­вующих структурах власти противоядия этому не дано. Взывания к внутреннему чувству, гуманитарному величию правителей недоста­точно. Гарантия от издержек власти — уничтожение власти.

ВЛАСТЬ И СОБСТВЕННОСТЬ

Власть и собственность функционально разведены в управлении (дивергенцию этих начал констатирует «правило Лэйна»). Подчерк­нем, что речь идет именно о функциональном разведении. На сущност­ном уровне «власть и собственность могут быть разделены на какое-то время, но разлучить их навсегда никогда не удастся, поскольку, поняв болезненность подобного разделения, собственность сразу же купит власть либо власть захватит собственность»[63].

Как один, так и другой исход прекрасно моделируется на фактуре нашей истории. Достаточно взять смутные времена конца XVI — нача­ла XVII веков (первый вариант) и конца XX века (второй вариант).

Власть и собственность совмещены в докапиталистических архаич­ных системах: власть как насилие, принуждение, подавление встроена в контекст производственных отношений, проявляется через формы внеэкономической зависимости. Рабовладельцы, феодалы единосущно носители как власти, так и собственности; рабы, смерды как безвласт­ны, так и неимущи. Начиная с капитализма власть и собственность расчленяются. Власть обретает черты института, аккумулирующего неэкономические связи; рынок систематизирует связи собственниче­ские. На Западе человек политический возникает одновременно и на­ряду с человеком экономическим. В России ничего похожего не наблю­дается. Политика у нас исторически не оформилась, не закрепилась, не выделилась в специализированную отрасль социальной занятости. Как в архаичном или традиционном обществе к политике у нас причастна каста элитной номенклатуры вначале сословной, наследуемой (госуда­ревой, великокняжеской, боярской, дворянской), затем партийно ини­циированной.

На фазе архаики при синкретизме собственности и власти кризис собственности (экономика) влек кризис власти — крах государственно­сти, имперскости. Позже со стадии обособления власти (бюрократиче­ское государство — машина побуждения, вынуждения, принуждения) и собственности (регулируемая рынком динамика персонального и со­циального богатства) в эпоху капитализма экономические кризисы не вызывают кризисов государственных (не равнозначно — «правительст­венных»). Реалии западной капиталистической социальности от этого застрахованы. Не то в России.

Благотворного функционального двоецентрия власти и собствен­ности у нас не сложилось. С Ивана IV власть стала единодержавной; в борьбе с боярской олигархией опричнина осуществила редистрибуцию богатства с целью концентрации земельной собственности у двора, спо­собствовала трансформации отечественной монархии в имуществен­ную монархию; русский царь отныне — «первый» помещик. С Петра I власть стала имперской, универсальной, неразделяющей первенства ни с каким началом, ни с какой силой; стяжающая монополию духовного водительства церковь превратилась в одну из госконтор — коллегию. С Ленина власть стала всепоглощающей: все относительно, кроме власти — территории, этносы, богатство, благосостояние. Власть преобразова­лась в чистую форму, репрезентируемую функциями партии. Со Ста­лина власть стала тоталитарной — «чистая форма» обрела плоть наци­ональной державности; хлесткий ярлык «враг народа» — ужасное клей­мо, агрегирующее признаки государственности, национальности, пар­тийности.

История России — история не разделения, а соединения, сращения власти с собственностью. На дореволюционной стадии персонификатором власти и собственности был монарх, на послереволюционной стадии — государство. Синкретизм двух капитальных начал влек: а) консервацию внеэкономического принуждения — от патриархальной общины до соци­алистического колхоза, вызывая порочный тандем взаимоусиливающих экономических и политических (властно-государственных), политиче­ских и экономических потрясений; б) импульсивно-авантюристический, валюнтаристски-импровизационный тип правления, сказывающийся в особенности (исключаемой реальностью Запада) обмена пространства на укрепление власти. Соответствующим (антинациональным) обра­зом действовали: Ленин — развал империи ради начала коммунистиче­ского эксперимента; Сталин — отказ от мировой революции, развал интернационала ради продолжения коммунистического эксперимента в отдельно взятой стране; Горбачев — развал Восточного блока (трофея Второй мировой) ради совершенствования построенного социализма в одной стране; Ельцин — отказ от коммунистического эксперимента, развал СССР ради узурпации власти в Российской Федерации; в) возможность конвертации власти на собственность — самодостаточный слой «рыночно-демократических» нуворишей — прямой продукт но­менклатурной приватизации некогда общенародных богатств.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.