Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Инструментальные подходы и современные методики исследования политической жизни




Выше уже отмечалось, что XX век стал столетием бурного роста методологий и методик, связанных с использованием инструментария эмпирических, количественных приемов. До сих пор не стихают споры между «традиционалистами» и «бихевиоралистами», сторонниками ка­чественных, логико-философских, историко-сравнительных подходов и приверженцами «новой методологии», основывающейся на методах измерения, применении математических, статистических и компью­терных средств анализа специально собранных для этого и достоверных эмпирических данных. Разбор докладов и материалов трех последних Конгрессов МАПН (Вашингтон, 1988 г.; Буэнос-Айрес, 1991 г. и Бер­лин, 1994 г.) показывает, что политологами активно используются и «традиционные» и «новые» методы, которые нередко просто взаимодо­полняют друг друга. Что же касается современных методик политоло­гических исследований, то они в большинстве случаев представляют собой совокупность процедур или способов адаптации общих и частных методов к изучению каждый раз специфических и по-своему уникаль­ных политических явлений и процессов, предполагающему определен­ное комбинационное сочетание и пропорцию «традиционных», качест­венных и «новых» эмпирических, количественных способов политиче­ского познания, не сводимых ни к одному из этих способов в отдельно­сти[14].

В то же время, весьма важным является вопрос о магистральных направлениях развития методологии современной политической науки на рубеже III тысячелетия, который, в свою очередь, разбивается на определение наиболее перспективных направлений фундаментальных и прикладных, теоретических и эмпирических исследований в свете последних достижений политологии.

Начнем с перспективных методологических подходов в сфере фун­даментальной политологии.

Сравнительный (компаративный) метод. И до сегодняшнего дня в среде политологов активно работает методологический инструмента­рий сравнительного анализа политики, опирающейся на принципы сходства и различия, дедуктивные теоретические модели политических институтов и индуктивные методы их верификации с помощью диахронно-исторического и синхронно-эмпирического способов сбора дан­ных, далеко не всегда обладающих необходимой детальной полнотой (например, когда под руководством С. Верба проведено было исследо­вание политической элиты развитых демократий на материале анализа всего лишь трех стран — США, Швеции и Японии).

Одновременно уже с начала 60-х годов с появлением больших ЭВМ, а затем ПЭВМ и компьютерных сетей, предпринято уже немало попы­ток практически тотального описания всей, без исключения, совокуп­ности сравниваемых на основе математической обработки статистиче­ской и прочей достоверной информации. 1962 год в мировой политоло­гии в известном смысле стал рубежным, этапным, когда в США был создан (ставший сегодня транснациональным, своего рода «Меккой по­литологов») Мировой архив баз данных Межуниверситетского консор­циума политических и социальных исследований (г. Энн-Арбор, Мичи­ганский университет), и в это же время началась работа по трем круп­нейшим проектам компаративного анализа государств и социально- политических систем в мире: 1) «Сравнительный анализ государств» (руководители А.Бэнкс и Р.Текстор, Массачусетский технологический институт и др.); 2) «Измеримость наций» (Г.Гецков и Р.Раммель, Севе- ро-Западный университет и др.), «Йельская программа сбора полити­ческих данных» (Б.Рассет, Х.Алкер, Йельский университет и др.).

В основу разработки системы индикаторов для измерения количе­ственных величин легли именно качественные подходы. Например, в Йельском проекте все 75 измеряемых параметров внутреннего и внешнего политического поведения 133 государств (их институтов и общно­стей) периода конца 50-х — начала 60-х годов были отобраны на основе качественных моделей, структур и концептов, разработанных крупней­шими американскими политологами-теоретиками Р.Далем, Г.Лассуэллом, К.Дойчем, Д.Лапаламбарой и др. Разработчики баз политических данных постоянно отмечали при этом, что главной исследовательской задачей является создание вовсе не «мертвого архива фактов», а прежде всего «действующей лаборатории». В России также появились первые базы данных (БД) по политике, как, к примеру, в Институте США и Канады РАН, где проводилась работа по созданию БД «Аэлита» (по политической элите США) и «Политические партии» (по политическим партиям России), хотя, по сравнению с состоянием разработки инфор­мационных политологических систем на Западе, отечественные иссле­дования находятся лишь на начальном этапе.

Политическое моделирование. Формальное моделирование. Мо­делирование политических процессов известно было еще в первой чет­верти XX века, начиная с первых попыток Л.Ричардсона в «Математи­ческой психологии войны» (1919 г.) разработать модель гонки вооруже­ний между двумя национальными государствами. Особенно активно математические модели в политологии стали применяться в эпоху «бихевиоралистского подъема» 50-60-х годов. Сегодня, в связи с совершен­ствованием ЭВМ и программных средств, моделирование макро- и мик­рополитических процессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, которое, в свою очередь, имеет массу собственных разветвлений. Возьмем лишь системное моде­лирование политики, которое охватывает и динамические, и стохастиче­ские модели политической жизни, активно применяемые для анализа и диагноза циклически повторяющихся избирательных процессов и кампа­ний, а также прогнозирования результатов выборов в парламент[15].

Но многие новые методы и методики применяются не только для проведения фундаментальных, теоретических исследований, но в чисто прикладных целях анализа текущих политических ситуаций и выбора оптимальных решений по заказу как государственных, так и корпора­тивных структур. С конца 60-х — начала 70-х годов в США появляются компьютерные информационные системы с аналитическими «над­стройками» над обычными базами данных.

«Экспертные системы» и «искусственный интеллект» в приклад­ном политическом анализе. В прикладном анализе политических ситу­аций постперестроечной России, пожалуй, самым распространенным методом является качественная экспертная оценка с последующим ее комплексированием в ситанализе при условии коллективной работы. Вместе с тем, еще в 1969 году по заказу госдепартамента и агентства по контролю за вооружением и разоружением в США были созданы «экс­пертные системы» ОС) политического анализа WEIS (Рук. Ч.Маклелланд) и CASCON (Рук. Л.Блумфилд), использовавшие принцип взаи­модействия «человек-машина». В отличие от баз данных, эти две при­кладные системы включили в себя и блок сбора, и блок анализа поли­тической информации. При помощи методики «ивент-анализа» (описание событий) каждое внешнеполитическое событие характери­зовалось четырьмя параметрами: 1) субъект (инициатор) воздействия; 2) объект воздействия; 3) тип взаимодействия; 4) время и место собы­тия. Политический эксперт, помимо исчерпывающей информации о политических интеракциях и событиях в рамках блока сбора, получал целый программный пакет процедур машинной обработки и компью­терного структурирования первичных данных, включавший регресси­онный и корреляционный анализ поступающей на «вход» социально- политической статистики, использование семантического дифферен­циала Ч.Осгуда, средств энтропийного анализа и теории графов и т.д.

И уж практически совсем новыми являются разработки многороле­вых компьютерных политических игр (программный продукт, опираю­щийся на принципы математической теории игр), а также так называ­емого «искусственного политического интеллекта», опирающегося на методы когнитивной психологии, и ориентированного, к примеру, на имитацию процессов принятия решений в условиях дефицита инфор­мации, множественности задач и повышенного риска от ожидаемых политических последствий (современная экспертно-аналитическая си­стема ЦРУ «Factions», функционирующая начиная с середины 80-х годов в условиях режима «эксперт-компьютер-эксперт»)[16]. В целом же все, или почти все, новейшие методы и методики политологии конца XX века стоят перед все той же самой проблемой оптимального сочетания адекватных качественных и усиленных современными ЭВМ количест­венных приемов анализа все более усложняющихся отношений между людьми по поводу политической власти и влияния.

Лекция 4.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

История политических учений в нашей стране возникла как учеб­ная дисциплина. На юридических факультетах университетов эта дис­циплина сначала называлась «История политических учений» (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Мос­ковского университета Б.Н. Чичериным), затем — «История филосо­фии права» (курсы лекций в Москве — профессора Г.Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге — профессора Н.М. Коркунова). После 1917 года эта дисциплина называлась по-разному: история политических учений, история учений о государстве и праве, история политических и право­вых учений[17]. В процессе преподавания и параллельно ему складывалась и развивалась одноименная наука. В последнее десятилетие издан курс истории политических и правовых учений[18]. Обширна литература по ряду тем этой науки, особенно о творчестве отдельных мыслителей. Издан или переиздан ряд первоисточников по истории политических и правовых учений, подготовлена хрестоматия, переведены ранее недо­ступные читателю фундаментальные исследования проблем истории политико-правовой идеологии.

Предметом этой науки и учебной дисциплины является история оформленных в доктрину (учение, теорию) взглядов на государство, право, политику. Политико-правовая идеология возникла вместе с го­сударством и правом и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как нечто, противостоящее челове­ку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государ­ство как создание человеческого искусства, понять политику в связи с интересами людей и их объединений. В процессе идейной борьбы соци­альных групп зарождался и складывался теоретический слой политико- правовой идеологии, в концептуальной форме отражавший политико- правовую реальность и идеалы социальных групп. Из многовековой борьбы и развития учений о государстве, политике, праве сложилась история политических учений.

Задача учебной дисциплины — на конкретном историческом мате­риале показать закономерности развития политико-правовой идеоло­гии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значи­тельных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Целью учебного курса является формирование теорети­ческого мышления и исторического сознания студента-юриста. Изуче­ние истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, полити­ке, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные пробле­мы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, проблемы прав человека, соотношения личности и государства, госу­дарства и права, политики и морали, демократии и технократии, рефор­мы и революции и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обосновании этих решений — необходимая часть совре­менного политического и правового сознания. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, школы, направления политической и правовой мыс­ли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах.

Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории Рос­сии и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учи­тываются специфика высшего юридического образования, необходи­мость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен.

Наука истории политических и правовых учений не имеет отмечен­ных ограничений, свойственных учебному процессу, изучает значи­тельно более широкий круг тем и вопросов, чем тот, который обозначен в учебной программе курса[19], и, главное, призвана изучать и решать методологические проблемы истории политических и правовых учений. Однако именно методология в настоящее время составляет наименее разработанную часть этой науки, что неизбежно отражается на содер­жании и качестве учебного процесса.

Неоднократно отмечались такие недостатки в изучении, изложе­нии и преподавании истории политических и правовых учений, как описательность, порой бессистемное нагромождение имен, дат, разроз­ненных сведений об идеях, произведениях, политических взглядах, фактах истории. Обыденное представление об истории политических и правовых учений как о чередовании различных мыслителей породило сомнительное в методологическом отношении понятие «портретный метод», а в практике преподавания ведет к сообщению студентам мно­жества не очень нужных дат и биографических сведений, заслоняет суть науки и учебной дисциплины — постижение закономерностей развития теоретического слоя политико-правовой идеологии.

Наукой еще не определено содержание истории политических и правовых учений, не дана цельная и связная картина развития полити­ко-правовой идеологии. Общий сюжет истории политических и право­вых учений не вполне ясен по той причине, что одни специалисты считают ее содержанием прирост знаний о государстве и праве, другие — теоретическое предвосхищение развития политических и правовых уч­реждений, третьи — различные формы и методы классовой борьбы, четвертые уделяют основное внимание влиянию доктрин на последую­щее развитие политико-правовой идеологии, пятые — современному звучанию политико-правовых доктрин и концепций прошлого. Поэто­му в разных разделах одного и того же учебного пособия внимание порой акцентируется то на идейных основах политико-правовых доктрин, то на формах их выражения, то на различных частях содержания этих доктрин, то на программных требованиях, то на фактах истории или биографий различных мыслителей.

Для преодоления описательности и схематизма неоднократно предлагалось усилить теоретическую часть науки — разрабатывать типизации, понятия основных направлений, школ, течений политико- правовой идеологии. В настоящее время еще важнее определить общий сюжет истории политических и правовых учений, ее содержание, маги­стральную линию развития. Справедливо отмечалось, что наука исто­рии политических и правовых учений находится на таком этапе, когда формирование исходных общих понятий и категорий (классификаци­онных схем, типологических обобщений) сочетается с одновременно начавшимся собственно восхождением от абстрактно всеобщего к кон­кретно всеобщему, конкретно-теоретическому[20]. На этом этапе разра­батываются не только понятия и категории, с помощью которых клас­сифицируется, систематизируется обширный исторический материал, но и исследуются закономерности, содержание, обнаруживается связ­ность и целостность, главный смысл и основной сюжет истории полити­ческих и правовых учений.

Важнейшей задачей науки истории политических учений является выявление содержания истории политико-правовой идеологии и этапов ее развития. Как и многие другие общественные науки, история полити­ческих и правовых учений находится в состоянии поиска, самоопреде­ления. Еще не в полной мере выявлены закономерности развития поли­тико-правовой идеологии. Между тем, изучение таких закономерно­стей имеет первостепенное значение для определения содержания и основных этапов истории политических и правовых учений.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии являет­ся то, что любое учение о государстве и праве строится с учетом совре­менной ему политико-правовой действительности, находящей отраже­ние в самом казалось бы абстрактном построении. Так же как филосо­фия, по словам Гегеля, — это эпоха, схваченная в мысли, так и полити­ко-правовая доктрина — выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые проблемы и способы их решения. Поэтому каждая из них имела свою теорию государства и права (чаще — несколько теорий), отражавшую особенности государственных учреждений и принципы права своего времени. Так, в рабовладельческих полисах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, до­пущенных к участию в политической деятельности, государственно- правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим обусловлено повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление найти наилучшую идеальную форму правления, обеспечивающую соглашение, компромисс различных групп свободных. Основным предметом теоретико-политических дис­куссий в средние века стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII — XVIII веков стояла уже не столько форма правления, сколько форма политического режи­ма, проблемы законности, гарантий юридического равенства, свободы и прав личности. XIX — XX века выдвинули на первый план проблему материальных гарантий прав и свобод, социальной защищенности че­ловека, а с конца XIX века проблема форм правления и политического режима существенно дополнена исследованием связей государства с политическими партиями и другими политическими организациями.

Понятийно-категориальный аппарат политических доктрин раз­ных эпох отражал современные им государство и право. Поэтому связь современности с прошлым не должна изображаться упрощенно, проек­цией современности на прошлое, модернизацией последнего. Бесплод­ны попытки обнаружить в античном мире «теорию разделения вла­стей»1, поскольку эта теория неразрывно связана с требованием всеоб­щего юридического равенства, создания представительных учрежде­ний, организации в системе государственных органов «сдержек и противовесов», обеспечивающих незыблемость права, политико-право­вой режим законности. До Греции не было «теории естественного пра­ва», ставшей господствующим выражением юридического мировоззре­ния XVII—XVIII веков, хотя идеи, понятия, термин «естественное пра­во» существовали в античном мире и в доантичные времена. Суть дела в том, что эти идеи, термины, понятия не были органической частью концепции, согласно которой действующее право должно основываться на соответствующих «природе человека» принципах, к которым отно­сились порожденные новой исторической эпохой равенство перед зако­ном и юридическая свобода.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии являет­ся также то, что каждое политическое и правовое учение строится на основе господствующего мировоззрения либо другого мировоззрения, приобретающего все больший авторитет и признание. Политико-право- вое учение выражено в понятиях и образах, свойственных мышлению эпохи, представлениях и доводах, созвучных или совпадающих с мас­совым общественным сознанием. Мировоззренческая основа каждого из политико-правовых учений не произвольна (она должна соответство­вать влиятельному способу мышления эпохи), но многовариантна. Аб­страктность философско-методологических основ политико-правовой идеологии всегда создавала возможность использовать их для обоснова­ния противоположных программных требований. Религиозное отноше­ние к государству и праву многие века было опорой консервативных и реакционных политических программ. Но в религиозной форме высту­пали и оппозиционные существующему строю политические движения. Стремление основать политическую теорию на изучении природы че­ловека и отношений индивидов лежало в основе и авторитарной докт­рины Гоббса, и демократической теории Спинозы. На идее суверените­та законов природы основана и коммунистическая утопия Морелли, и реакционно-феодальная теория де Бональда. Ссылками на закономер­ности развития промышленного общества обосновывались и выводы Сен-Симона о грядущем поглощении политики экономикой, и проект казарменной социократии Конта, и индивидуалистические идеалы Спенсера.

Одна и та лее философия или религия может быть способом обоснования противоположных политических программ и, наоборот, интере­сы одного и того же класса могут быть теоретически выражены в идео­логических формах разных мировоззрений.

Многовариантность выражения социально-классовых интересов в политических и правовых учениях усугубляется также тем, что политико-правовая идеология, как и всякая идеология, развивается в связи с унаследованными от предшествующих эпох понятиями, категориями, представлениями. Каждая из последующих доктрин учитывает поня­тия и представления, содержащиеся в предыдущих доктринах. Выбор этих представлений и понятий в идейных источниках опять же многовариантен, зависит от социально-политических симпатий теоретика, от содержания и уровня его познаний, от ряда других факторов, среди которых важное значение принадлежит столь же многовариантному способу оформления противостоящего мировоззрения.

Всем этим, вместе взятым, обусловливается относительная само­стоятельность логико-теоретических, нравственных и иных идеологи­ческих построений по отношению к классовым интересам, выраженным в политико-правовом учении[21].

Закономерностями развития политической идеологии предопреде­ляется структура политико-правовых доктрин (учений), каждая из ко­торых включает три компонента: во-первых, логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу — методоло­гический стержень учения; во-вторых, содержательную попытку тео­ретического решения вопросов о происхождении и сущности государст­ва и права, закономерностях их развития, об устройстве и социальном назначении государства, об основных принципах права, его соотноше­нии с государством, личностью, обществом; в-третьих, программные положения — оценки существующего государства и права, политиче­ские и правовые идеалы и проекты.

Через логико-теоретическую основу доктрина связана с влиятель­ным мировоззрением эпохи (господствующим или оппозиционным ему способом мышления). Программная часть учения наиболее непосредст­венно выражает интересы и идеалы определенных сословий, классов, социальных групп, их отношение к государству и праву. Из трех ком­понентов политико-правовой доктрины именно программа является це­ментирующим, связывающим воедино ее элементы, придающим поли­тико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление полити­ческих и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на социально-классовой основе.

Наличием теоретического содержания доктрина (учение) отлича­ется от политических и правовых взглядов, мнений, воззрений, оценок, от политико-правовой пропаганды, содержащей политические лозунги, оформленные в духе существующего мировоззрения. Теоретическое содержание доктрины выражено в виде понятийно-категориального ап­парата, составляет собственно теорию государства и права эпохи. Эта теория во многом является связующим звеном между социально-клас­совой программой и мировоззренческими установками, складывается под влиянием того и другого, в конечном счете представляя собой аргу­ментацию программы в духе мировоззрения. Однако эти связь и аргу­ментация не прямолинейны. Как отмечено, одна и та же программа допускает разные формы выражения и способы обоснования. К тому же политико-правовые доктрины оперируют кругом понятий и категорий, сложившимся в результате не только отражения и описания современ­ных им явлений государственно-правовой реальности, но и попыток теоретического осмысления и оценки исторически определившегося круга проблем политики и права, поставленного теоретиками предыду­щих времен. Наконец, каждая доктрина несет отпечаток личности мыс­лителя, ее разработавшего. Всем этим определяется относительная са­мостоятельность теоретических положений, содержащихся в доктрине, их порой не очень прямая зависимость от исторической эпохи и интере­сов того или иного класса, сословия, социальной группы.

Теоретическому содержанию политико-правовых доктрин прида­ется особое значение в связи с функциями истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин, ее связью с совре­менной теорией государства и права и политологией. К тому же именно эта часть доктрин наиболее интересна. Если мировоззренческие уста­новки прошлых эпох и веков во многом непонятны, а большинство программных требований давних времен — непривлекательно, то со­держательные попытки теоретического осмысления ряда государствен­но-правовых проблем нередко созвучны современности. Не случайно в процессе изучения и преподавания истории политических учений она сложилась в основном как история доктрин с наиболее разработанным теоретическим содержанием, в чем нет ничего плохого, если только не оставляются в тени и забвении менее теоретичные учения, борьба с которыми и обусловила богатство содержания изучаемых доктрин.

Однако здесь существует определенная опасность. Если отделенная от программных положений и мировоззренческой основы теория госу­дарства и права любой эпохи станет напрямую сопоставляться с совре­менной теорией и отождествляться со знанием о государстве и праве, истории политических учений будет искусственно навязана не свойст­венная ей закономерность.

История политических и правовых учений иногда характеризова­лась как процесс познания истинной природы, сущности государственно-правовых институтов, эволюционный процесс углубления, развития и передачи знаний о государстве и праве. Это представление порождает ряд неясностей и сомнений. Если эволюция учений о государстве и праве есть процесс «кумулятивный», состоящий в накоплении и транс­ляции знаний, то, спрашивается, какое место в истории политико-пра­вовой идеологии принадлежит иллюзорным, утопическим доктринам и теориям? Что научного было, скажем, в теоретических представлениях XVII-XVIII веков о договорном происхождении государства? В комп­лексе современных теоретических знаний договорная теория заслужи­вает внимания лишь в связи с критической оценкой различных идей о происхождении государства. Однако в период борьбы против феодализ­ма идея общественного договора, как способ выражения сопричастности человека (народа) к власти, противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, но на основе каждой из них, толкуемой как основной методологический прин­цип, строились обширные теоретические концепции, притязающие на объяснение прошлого, истолкование настоящего и предвидение буду­щих судеб государства и права. Объяснение оказывалось надуманным, истолкование ошибочным, предвидение — ложным. Значит ли это, что в истории политико-правовой мысли смена теологического мировоззре­ния юридическим вообще не означала прогресса и развития?

Определение содержания истории политических и правовых уче­ний, живой нити, связывающей доктрины разных эпох и народов, дол­жно совпадать с объективной логикой развития самого предмета. «Ведь история, в том числе история политических и правовых учений, не может «вести себя» неправильно». Но если закономерностью истории политических и правовых учений является накопление и развитие зна­ний о государстве и праве, то связующей нитью этой истории должно стать непрерывное возрастание этих знаний, их развитие и уточнение. Однако именно с этой точки зрения истории политико-правовой идео­логии присущи очевидная бессистемность, бессвязность, бьющие в гла­за случайность и непредсказуемость «прироста знаний», связующая нить которого, если предположить ее существование, непрерывно обры­вается, неизвестно откуда и почему возникает вновь, опять грубо сое­диняется, не менее грубо рвется, и, (в который раз!) бесследно исчезнув, внезапно возникает вновь. Здесь, как говорится, куда больше исключе­ний, чем закономерностей уже по той причине, что в реальной истории политико-правовой идеологии одна ложная идея не раз опровергалась другой не менее ложной.



На всех этапах истории политических и правовых учений она дей­ствительно связана с определенным развитием теории государства и права. Прогрессом в развитии общественной мысли является постанов­ка какой-либо важной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, преодоление старого, мертвящего теоретический поиск ми­ровоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, не основан­ным на реалистической методологии. Приростом знаний являются и отдельные наблюдения и догадки о связи государства и права с обще­ственным разделением труда, с социальными противоречиями, с отно­шениями собственности, а также пополнение понятийного аппарата теории государства и права (классификация форм государства, иссле­дование источников права и др.).

При обилии высказываний мыслителей разных стран и эпох по различным проблемам государства, политики и права историку-специалисту не трудно сконструировать «единую цепь возрастающих зна­ний», составить сборник высказываний, в чем-то совпадающих с совре­менными представлениями о государстве, праве и политике. Понятно, однако, что такое конструирование «единой цепи возрастающих зна­ний» привело бы к разрушению истории политических и правовых учений. Реальная история политико-правовой идеологии всегда была поприщем острейшей борьбы противостоящих идеологий, где главным стимулом теоретической деятельности была не только любознатель­ность, постижение причин существования и перспектив развития госу­дарства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опровергнуть противостоящую теорию, представить государство и пра­во такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, преобразо­вать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, ока­зать влияние на массовое и государственное политико-правовое созна­ние общества.

Важной функцией науки является прогностическая. Достаточно известно, что стабильная политическая деятельность невозможна без продуманной программы, определения цели и способов ее достижения. Известно и то, что эффективность этой деятельности во многом зависит от субъективных качеств носителей власти (народа, его представите­лей, партий, их лидеров, главы государства), умения оценивать свои возможности, силы и поведение политической оппозиции, исторически сложившиеся условия, ближайшие и отдаленные перспективы их раз­вития и изменения и т.д. Значение этих субъективных качеств настоль­ко велико, что не видно конца спору о том, что такое политика — наука или искусство? Для практической политической деятельности наиболее пригодно ее определение как искусства предвидения ближайших ре­зультатов, опирающегося на науку (преимущественно информацион­ную). Но политические доктрины идеологичны; их программная частьнередко предусматривает и обещает коренное изменение наличной по­литической действительности в интересах определенных классов, со­словий, социальных групп.

Любая политическая или правовая теория становится идеологией каждый раз, когда ставит вопрос о цели, о будущем, о должном, когда от описания и классификации переходит к оценке, ибо оценка невоз­можна иначе как применительно к идеалу. Последний же неизбежно находится в будущем, даже если речь идет о сохранении настоящего или воссоздании прошлого. Функции идеологии и науки различны. Спра­ведливо отмечались отсутствие тождества, сложности соотношений между ними. Идеология определяется в понятиях не гносеологии (ис­тинное — неистинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов[22]. Это самосознание далеко не всегда отражает реальные про­цессы и перспективы развития государства и права, а порой ставит неосуществимые цели и задачи, обосновывая их внушительной систе­мой внешне убедительных доводов.

Идеология потому и именуется идеологией, что ориентирована на какой-то идеал, не всегда достижимый, но всегда привлекательный для общества или его значительной части. Подавляющее большинство по­литических мыслителей обосновывало свои доктрины, сообразно обсто­ятельствам и духу своей эпохи, ссылками на «историческую необходи­мость», «справедливость», «волю народа», «общее благо», «интересы отечества» и т.п. Многие из этих ссылок были искренни в той мере, в какой идеолог был убежден в истинности и обоснованности своей докт­рины, в благодетельности результатов ее осуществления. Но немало было недобросовестных апелляций к «всенародной воле» и «общему благу». Так, в период кризиса Римской республики, борьбы за власть честолюбцев, их партий и группировок (I век до н.э.), по словам оче­видца и историка событий «... всякий, кто приводил государство в смя­тение, выступал под честным предлогом: одни якобы охраняли права народа, другое поднимали как можно выше значение сената — и все, крича об общей пользе, сражались только за собственное влияние»[23].

Любая политико-правовая доктрина, в том числе и зовущая к не­медленным преобразованиям государства, политики, права, адресована более политическому сознанию, чем политической практике. Проект закона (конституции, создания государственного учреждения) не тож­дествен политико-правовой доктрине, непременно содержащей теоре­тическую (аргументационную) часть. Именно в этой ее части находит выражение, как предполагается, «познавательный, гносеологический аспект» политико-правовых доктрин, накопляющееся в них «знание о государстве и праве». Однако столь же основательно и противоположное представление, видящее здесь не пласты знаний, а сгустки иллюзий, идеологически выражающих политико-правовое сознание исторически преходящих социальных общностей. Именно поэтому реальная история государства и права далеко не во всем совпадает с историей политико- правовой идеологии. В многовековой истории политических и правовых учений нет, пожалуй, ни одного примера, когда какая-либо доктрина воплотилась в практику адекватно ее программной части. Даже там, где доктринально оформленная политическая идеология становилась гос­подствующей, имеющей прямой выход на политическую практику, она либо претерпевала существенные деформации в процессе воплощения в политические институты, либо осуществлялось лишь то, что в самой доктрине было обобщением уже существующей государственно-право- вой практики. Так, теория разделения властей Локка и Монтескье была теоретическим обобщением результатов революции в Англии XVII ве­ка, создавшей уникальную систему «сдержек и противовесов» в системе государственных органов, включавшей представительные учреждения и независимый суд. Именно это теоретическое выражение и стало доктринальной основой ряда конституционных актов (США, Франция, другие страны) XVIII — XIX веков. Что касается политических доктрин более высокого уровня отвлечения от политической действительности, то в процессе осуществления они претерпевали значительные метамор­фозы. Так произошло с теорией Руссо, ставшей руководящей доктриной правящей партии якобинцев 1793-1794 годов. Если Руссо был против­ником представительной системы, считая, что народный суверенитет осуществляется лишь через непосредственную демократию, то якобин­ской Конституцией 1793 года учреждалось представительное учрежде­ние, обладавшее куда большей реальной властью, чем народные собра­ния. Руссо против партий («частных объединений»), якобинцы объеди­нились в партию (именуя ее «клубом»). По теории Руссо предпочти­тельна федерация небольших государств; якобинцы, в противовес жирондистским проектам, отстояли идею централизованной унитарной Франции. Многие политико-правовые доктрины вообще остались толь­ко достоянием умов их порой многочисленных приверженцев, но не были внедрены в практику (анархизм, анархо-коммунизм, синдика­лизм и др.); другие же в процессе осуществления дали побочные резуль­таты, которых никто не предвидел и не желал (теории государственного социализма). Из привлекательных идеалов, теоретически сконструи­рованных в отрыве от исторической действительности, проистекали бедственные последствия для стран и народов, если общество, государ­ство и право пытались перестроить с помощью власти и принуждения.

Развитие политико-правовой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогности­ческая функция которой крайне мала, порой ничтожна, поскольку при современном уровне развития общественных наук ни одна политико- правовая доктрина не может притязать на научное предвидение резуль­татов преобразования государственных и правовых учреждений какой- либо страны на основе этой доктрины.

Сказанное отнюдь не означает отрицания или умаления социаль­ной роли политических и правовых учений. Политическая идеология — одна из самых действенных форм общественного сознания. Целеполагание, т.е. выдвижение и обоснование идеалов, в том числе (и особенно) политических и правовых, — одно из движущих начал истории, стимул активности социальных общностей и человеческой деятельности вооб­ще. Из того, что ни одна политическая доктрина не воплотилась в практику в точном соответствии с замыслами ее создателей и сторонни­ков, отнюдь не следует, что эти доктрины не играли в истории видной, порой определяющей роли.

Во-первых, они были средством объединения противников отжив­ших политических и правовых учреждений, действенным идейным ору­дием сокрушения авторитета устаревших политических структур, зам­шелых правовых обычаев и традиций, многовековых наследственных привилегий и сословных перегородок.

Во-вторых, значительное влияние на общественную практику име­ли и имеют те политико-правовые доктрины и идеи, которые основаны на теоретическом осмыслении опыта развития государственных и пра­вовых учреждений передовых стран. Идея разделения властей, теоре­тически выразившая практику государственного развития Англии в XVII веке, оказала громадное влияние на конституции США, Франции и других стран. Доктрина прав человека и гражданина, обобщившая практику революционного перехода от сословного строя к гражданско­му обществу, нашла воплощение в международных пактах и законода­тельстве почти всех государств XX века. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых стран становится достояни­ем других стран, воспринимающих этот опыт в теоретически обобщен­ном виде.

В-третьих, наконец, история политико-правовых учений как со­ставная часть культуры человечества воплотила в доктринальной фор­ме многовековые стремления и поиски справедливости, нравственности и свободы человека там, где он соучаствует в правовой и политической реальности.

Как отмечено, мировоззренческие основы и программные положе­ния политико-правовых доктрин постоянно менялись от века к веку, от эпохи к эпохе. Наиболее стабильным элементом политико-правовых доктрин было и остается их теоретическое содержание, т.е. аргументи­рованное решение общих проблем государства, права, политики. Важ­нейшей частью этой проблематики всегда были вопросы соотношения народа и государства, государства и общества, политики и морали, права и государства, государства, права и истории человечества. При любом подходе к решению этих проблем главным было и остается определение места человека в системе политических и правовых уч­реждений.

На крутых переломах истории развитых классовых обществ возни­кали теоретические попытки подчинить государство и политику целям народа, воплотить в законе права человека, учредить демократию и правовой режим, основанный на равенстве людей и их свободе. Уже в древности зарождались теоретические основы преодоления взглядов на государство и политику как нечто сверхъестественное. Таковы рассуж­дения античных философов о политике как искусстве, афористические суждения «человек — существо политическое», «государство — дело народное». Тогда же возникли идеи демократии, мысль о подчинении государства закону, проекты «смешанной республики», дающей воз­можность разным частям народа (исключая рабов) принять участие в политической деятельности.

Но тогда же складывались основы и противоположных взглядов на государство, политику, право. В конкретно-исторических условиях сво­его времени простая и привлекательная идея правления умелых, знаю­щих, мудрых была средством обоснования притязаний рабовладельче­ской аристократии на монопольную политическую власть, а в обще­историческом плане эта идея выступала как одно из главных орудий идеологической борьбы против демократии, за технократию и олигар­хическое правление. Признание политики наукой и искусством порой сопровождалось рассуждениями о недоступности этого искусства и на­уки подавляющему большинству людей, о политической деятельности, как призвании и уделе только узкого круга правителей. Заманчивая идея господства закона, соединенная с консервативными социально- политическими программами, превращалась в проекты тоталитарного общества и государства. Демократическим, либеральным и гуманисти­ческим идеям и иллюзиям передовых общественных сил неизбежно противостояли взгляды и иллюзии реакционных и консервативных со­словий, классов и партий, идеологи которых ссылками на традицию, неравенство людей и иерархическое строение общества стремились обосновать отстранение народа от власти, преобладание произвола над законом либо тоталитарный режим.

Многовековая борьба идей свободы и деспотизма, равноправия и иерархии, правового порядка и произвола породила комплексы доводов в обоснование общечеловеческих ценностей в политико-правовой дея­тельности и отношениях.

Наряду с сословными и классовыми интересами в политико-право­вых доктринах нередко находили выражение общечеловеческие ценно­сти. В наиболее общем виде — это идеи справедливости, общего блага, свободы, и другие элементарные нормы нравственности. В ряде полити­ко-правовых доктрин, выражавших интересы сословно-классового меньшинства, эти идеи были грубо деформированы, терминологически включены в системы взглядов, направленных на оправдание и укрепле­ние жестокой и несправедливой для большинства народа социально- политической реальности. Возможность такой деформации зависела от абстрактности, чрезмерной общности понятий и норм, которые могли быть наполнены произвольным содержанием. Для определения того, действительно ли в политико-правовой доктрине речь идет об общече­ловеческих ценностях или же в ней лишь чисто формально использу­ется соответствующая терминология, необходима конкретизация этих понятий и норм применительно к специфике права, государст­ва, политики.

Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека, достаточно конкретно раскрывают содержание этих прав и свобод и обосновывают необходимость их гарантий. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только ин­дивидов, но и самого государства.

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчужде­ния. Как известно, государство является силой, происшедшей из обще­ства, но ставящей себя над ним, все более и более отчуждающей себя от него. Сущность государства составляет выделившийся из общества осо­бый разряд людей, который управляет другими людьми и в этих целях владеет аппаратом принуждения[24].

Под политическим отчуждением понимается процесс и результат превращения государства, возникшего в результате человеческой дея­тельности, в нечто независимое от общества, чуждое обществу и господ­ствующее над ним. Политическое отчуждение имеет различные формы и степени, вплоть до превращения «относительной самостоятельности» государства (при определенных состояниях общества) в самостоятель­ность абсолютную.

Проблема политического отчуждения как таковая была теоретиче­ски поставлена в трудах Руссо и Гегеля. Но стремление практически преодолеть политическое отчуждение было свойственно ряду передо­вых политических мыслителей еще на ранних этапах истории.

Если защита общества — постоянная задача государства, то и об­щество стремилось защититься от чрезмерной самостоятельности госу­дарства. Это стремление имело разные формы и степени выражения.

Наиболее радикальной мечтой о преодолении политического от­чуждения стала идея отмирания, отмены, уничтожения государства, замены его общественным самоуправлением, содержащаяся в ряде со­циалистических теорий (Дешан, Марешаль, Сен-Симон, Оуэн, Фурье, Прудон, Маркс, Энгельс, Бакунин, Кропоткин и др.,), а также в неко­торых теократических концепциях (ряд христианских и других религи­озных ересей и сект).

Значительно шире распространены демократические теории под­чинения государства народу. В этих теориях обосновываются различ­ные формы самоуправления, непосредственная и представительная де­мократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление прав и свобод личности. Главное требование демократи­ческих теорий — подчинение государственной власти обществу, выра­ботка и осуществление политики непосредственно народом и через за­висимых от него должностных лиц. Демократические теории возникли еще в Древнем мире. Особенное развитие они получили в Новое и Новейшее время.

Рядом с демократическими теориями и нередко в сочетании с ними развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состо­яла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Политическое отчуждение в таких теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось внешней для обще­ства силой, хотя и подчиненной закону. В процессе развития идей под­чинения государства праву возникли либеральные теории, поставив­шие проблему прав человека, не зависящих от государственной власти, а также разработавшие систему гарантий, защищающих эти права и общество в целом от произвольных действий государства.

Идея общественного порядка, основанного более на законе, чем на распоряжениях должностных лиц и решениях государственных орга­нов, также возникла еще в Древнем мире. Проблемы прав человека и законности получили большое развитие в период кризиса феодального строя и буржуазных революций. В XX веке идеи прав человека получи­ли всеобщее признание и нашли воплощение в международных пактах о правах[25].

Наконец, особой модификацией идеи преодоления политического отчуждения являются планы и проекты использования авторитарной власти в интересах народа. Сама эта власть не всегда и не обязательно рассматривается как демократическая или подзаконная, но ее деятель­ность определяется целью: «благо народа — высший закон».

Изложенные разновидности решения проблемы преодоления поли­тического отчуждения основывались более всего на представляющем общечеловеческую ценность принципе: «не человек для государства, а государство для человека».

Иллюзорной формой преодоления политического отчуждения бы­ли гегелевская идея «примирения с действительностью», признание государства «действительностью нравственной идеи»[26], а также идеи некоторых славянофилов. Ложной формой преодоления политическо­го отчуждения являются демагогические декларации диктаторов и оли­гархов о «демократии», «общем благе» и «законности», практически попранных тоталитарными и деспотическими режимами.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обосновать ничтожность лично­сти и народа перед государством, неограниченность государственной власти, необязательность для нее элементарных норм нравственности, отрыв политики от морали, пытаются идеализировать авторитарное, деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием политическо­го отчуждения связаны не только доктрины, отрицающие права чело­века, но и те, которые видят в праве только лишь «приказ власти».

Связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктри­нах гуманистических начал. В идеологической борьбе сословий, клас­сов, партий, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противополож­ных направления — одно стремится преодолеть политическое отчужде­ние, другое пытается его увековечить.

Содержанием истории политических и правовых учений предопре­деляется ее периодизация, поскольку проблема определения основных этапов истории носит не столько классификационный, сколько общете­оретический характер. В процессе преподавания этой дисциплины до­вольно давно выявилась недостаточность периодизации истории пол­итических учений в соответствии с типизацией общественно-экономических формаций (рабовладельческая, феодальная, капиталистиче­ская), поскольку наиболее насыщенными периодами истории этой идеологии чаще оказываются либо периоды перехода от одной форма­ции к другой (XVI-XVIII вв.), либо периоды острых социальных проти­воречий внутри формации (например, в Греции V-IV вв. до н.э.). С другой стороны, смена одной формации другой не всегда сопровожда­лась переменой общего мировоззрения эпохи, в соответствии с которым всегда строится логико-теоретическая основа политических доктрин (так, христианство, возникшее в Древнем мире, не претерпело значи­тельных изменений при замене рабовладельческого строя феодальным и стало основой теологического мировоззрения средних веков). Именно по этим причинам попытки построить периодизацию по формационному принципу не привели к успеху ни в истории философии, ни в истории политических и правовых учений1.

Если исходить из значения возрастания гуманистических начал, как основного содержания истории политико-правовой идеологии, то ее периодизация в целом совмещается с наиболее общей периодизацией истории (Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время). Пер­вые два периода (Древний мир и средние века) в основном совпадают с формационной периодизацией (рабовладельческое и феодальное обще­ство). Новый этап истории политических и правовых учений начинает­ся в XVI-X VII веках в связи с наметившимся переходом от сословно-феодального строя к гражданскому обществу, основанному на правовом равенстве людей.

Главным итогом политико-правовой идеологии XVI-XVII веков стало формирование теории естественного права, выразившей основ­ные принципы гражданского общества. Впервые в многовековой исто­рии человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения. Этим теория естественного права Нового времени существенно отличалась от идей «права природы» античных философов и политических мыслителей.

В отличие от христианских авторов Средневековья, традиционно видевших в «свободной воле людей» источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направля­емой разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия.

Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существования, ввели в содержание политико-правовых теорий не только основную и главную идею «общественного договора», но и кате­горию «естественного состояния», перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также про­блему взаимных прав и обязательств власти и народа.

В политико-правовой идеологии XVI-XVII веков, по существу, бы­ла сформирована и теоретически обоснована модель гражданского об­щества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и, в масштабах истории человечества, далеко не завершено.

В конце XVII века был сформулирован и обоснован перечень есте­ственных прав и свобод человека, ставший классическим для последу­ющей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы защиты человека от государственной власти вела к идее пра­вого и демократического государства, постановка вопроса о материаль­ных гарантиях тех же прав и свобод, защита человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве.

XVI-XVII века стали громадным шагом в развитии учений о праве и государстве. В процессе преодоления теологического мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики; рационалистически стави­лись и решались проблемы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государ­ства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями и социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ярко выраженный аксиологи­ческий аспект доктрин естественного права XVII-XVIII веков, непрере­каемое предположение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

В процессе становления и развития гражданского общества пробле­ма преодоления политического отчуждения, штрихами намеченная в предыдущие периоды истории, обозначается как самостоятельная тео­ретическая проблема и находит воплощение в ряде политико-правовых доктрин. Социально-политической предпосылкой этого стало отделе­ние государства от сословий и других общественных структур, возмож­ность рассмотрения гражданского общества отдельно от государства, государства — отдельно от общества. Именно это осуществлено Гегелем в его «Философии права». Сам Гегель, как отмечено, не был сторонни­ком реального преодоления политического отчуждения. Однако трудно признать случайностью, что все сторонники наиболее радикального варианта преодоления политического отчуждения — видные теоретики анархизма (Прудон, Штирнер, Бакунин) и сторонники идеи отмирания государства (Маркс, Энгельс) прошли школу гегелевской философии, были младогегельянцами левого направления. Если государство и об­щество не совпадают и рассматриваются отдельно одно от другого, то почему невозможна замена политической власти общественным само­управлением?

Стремлением обеспечить правовое равенство людей, права и сво­боды, лежащие в основе гражданского общества, обусловлено и глубо­кое обоснование теории правового государства (Кант), а также народ­ного суверенитета (Руссо) в XVIII веке. По мере развития гражданского общества, политико-правовой идеологией социалистического на­правления была поставлена проблема преодоления дикости перво­бытного капитализма, обеспечение материальных гарантий прав и свобод личности.

Основные этапы истории политических и правовых учений в целом соответствуют главным периодам классового общества: от сословного неравенства и привилегий — к правовому равенству людей в граждан­ском обществе, а в процессе развития последнего — к правовому равен­ству, обеспеченному социальными гарантиями.

 

Лекция 5.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 376 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2372 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.