Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеи правового государства в истории политической мысли




За последние годы проблемы правового государства выдвинулись на передний план теоретических разработок в отечественной юридиче­ской науке. Как известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая ее выражением немарк­систских (буржуазных либо оппортунистических) взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению модели правового государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к проблемам формирования и развития концепций правового государства в истории политической мысли, их состояния в современной западной политологии.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни сво­ими корнями уходит к глубокой древности — к тому периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Древнейшие памят­ники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных от­ношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма государственного управления (достаточно вспомнить знаменитые реформы Солона и Клисфена, которые заверши­ли образование афинского государства). С момента своего возникнове­ния право, таким образом, выступает не только инструментом воздей­ствия на общественные отношения, но и средством обеспечения нор­мального функционирования государственной власти. Для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство дол­жно было конституировать себя законодательным путем. Проблема определения правовых основ государственной власти становится с тех пор сквозной темой всей политико-правовой мысли, но получает раз­личное решение в идеологии противоборствующих и сменяющих друг друга классов.

В условиях докапиталистических формаций, где господствовало религиозное мировоззрение, первопричиной существующих обще­ственных порядков считались божественные установления, и проблема нахождения законных оснований власти обычно сводилась к той или иной интерпретации религиозных заветов. Для идеологии раннеклас­совых обществ, кроме того, было характерно тесное переплетение соци­ально-политических взглядов с философскими и моральными представ­лениями. Обоснование правомерности существующей власти связыва­лось поэтому с общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями.

Идеи подчинения власти божественным законам отстаивали и раз­вивали жрецы, представители рабовладельческой аристократии (Пла­тон, Аристотель), «отцы» христианской церкви (Августин), средневе­ковые схоласты (Фома Аквинский). Выдвинутые ими политические учения были нацелены на то, чтобы обосновать привилегии правящей верхушки и духовенства, их исключительное право на толкование дог­матов религии. Справедливым они признавали только закон, существу­ющий «от природы», «от века», в силу божественных предначертаний. Именно такой смысл вкладывал в это понятие Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» (Законы, 715 d).

Под законами здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных и правовых норм, установленных мудрей­шими людьми государства в качестве ориентира для остальных граж­дан. Разделяя эту позицию, Аристотель специально оговаривал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. «Закон должен властвовать над всем; должностным же ли­цам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов» (Политика, 1292 а 30). Вслед за Платоном Аристотель утвер­ждал, что для мудрых людей законы не нужны, потому что, обладая избытком добродетели, «они сами — закон» (Политика, 1284 а 5-15).

Принципиально иначе к проблеме соотношения государства и за­кона подходили идеологи торгово-промышленных слоев, рабовладель­ческой демократии (софисты, Эпикур), средневекового бюргерства (Марсилий Падуанский).

Не в силах полностью преодолеть религиозное мировоззрение, они выступали с идеями независимости текущего законодательства от бо­жественной воли и требовали признать верховенство народа в государ­ственных делах. Управление на основе закона, согласно их взглядам, предполагало подчинение всех должностных лиц решениям, которые принял (или одобрил) народ. В качестве примера можно привести вы­сказывание Гиппия, одного из представителей рабовладельческой де­мократии в Древней Греции. Выражая общее мнение «старших» софи­стов, Гиппий называл законом «то, что граждане по общему соглаше­нию написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержи­ваться» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. IV, 4, 13). Подобное определение закона способствовало освобождению политической мыс­ли из-под влияния религии и формированию демократических концеп­ций законности.

По мере того как развивались отношения частной собственности, в трактовке взаимосвязи государства и права происходят важные изме­нения. Осуществление государственной власти начинают оценивать не только с точки зрения так или иначе понимаемого общего блага, но и с позиций индивида, правового положения его имущества, семьи, наслед­ников и т.п. В рассуждениях на эту тему выделяются, таким образом, два основных аспекта: с одной стороны, вопросы легального происхож­дения и осуществления публичной власти (правопреемство династий и правительств, законность решений административных и судебных ор­ганов), а с другой — вопросы о том, насколько государственные акты соответствуют фактически сложившимся отношениям между частными лицами. На этой почве в связи с разграничением публичной и частной сфер общественной жизни и зародились представления о государстве как правовом сообществе свободных лиц, преследующих свои интересы.

Самое раннее из дошедших до нас определений государства в каче­стве правового сообщества принадлежит Цицерону. Согласно его взгля­дам, государство (respublica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов» (О государстве, I. 39). Назначение государственной власти он усматривал в защите имущественных интересов граждан. Поло­жительно оценивая значение богатства в жизни общества, философ подчеркивал, что государство «держится на кредите» (Об обязанно­стях, II. 84).

Идеи Цицерона сыграли немаловажную роль в развитии юридиче­ских представлений о государстве, однако в условиях рабовладельче­ского и феодального обществ они не могли получить последовательного обоснования. В эпоху Античности и Средневековья правовое положение индивида обусловлено его принадлежностью к определенному социаль­ному коллективу (полису, крестьянской общине, гильдии и т.п.), т.е. во многом определялось внеэкономическими (политическими либо со­словными) факторами. Политико-правовым докторинам того времени не было известно понятие субъективных прав личности.

Не случайно в учении Цицерона новаторские формулировки соче­тались с типично аристократическими воззрениями, воспринятыми из платоновско-аристотелевской традиции. «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера», — доказывал философ. Этот высший, естественный и непи­саный закон возникает задолго до того, как люди объединились в граж­данские общины, и его нельзя изменить голосованием (здесь — откро­венный выпад против учений рабовладельческой демократии). Поста­новления и законы государства должны соответствовать божественному порядку, в противном случае они не имеют законной силы. Возникно­вение права, писал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия» (О законах, II. 10, I. 19). Как видим, у Цицерона божественный закон предшествует праву и выступает его мерилом.

Идеи государства как правового сообщества получают теоретиче­ское обоснование только в Новое время в связи с возникновением капи­талистической формы собственности. В классическом юридическом ми­ровоззрении буржуазии, пришедшем на смену теологическому миро­воззрению средних веков, трактовка социальных институтов, включая государство и право, освобождается от религиозно-нравственных на­пластований. По своей тенденции мировоззрение это является свет­ским, хотя в отдельных политико-правовых доктринах переплетается с остатками (либо новыми ростками) религиозного сознания.

Основные принципы классического юридического мировоззрения сформулировали идеологи эпохи ранних антифеодальных резолюций (Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс и др.). В противовес официальным док­тринам абсолютизма они выдвинули рационалистические концепции естественного права и договорного происхождения государства. Свою аргументацию они зачастую строили, что называется, «от противного» по отношению к феодальной идеологии, заимствуя выработанные ею теоретические конструкции (естественного права, субстанциональной природы государства), но изменяя их идеологически значимую марки­ровку на противоположную. Так, рационалистические концепции со­хранили свойственный средневековым представлениям об обществе ме­тафизический антиисторизм. «Сущее», реальное общество и государст­во для них не представляли интереса и обретали значимость лишь при рассмотрении сквозь призму универсального долженствования.

Политико-правовой рационализм стал господствующим направле­нием в идеологии XVII-XVIII веков, поскольку соответствовал настро­ениям и сокровенным «архетипам» сознания буржуа, бесконечно бес­правного перед лицом абсолютистской власти и в созерцании собствен­ного бесправия наделявшего себя абсолютными правами, а свои отно­шения с государством, властью мыслившим не иначе как в рамках чисто коммерческой сделки или договора, все пункты которого могут быть выведены с помощью дедукции из разума человека.

Социальной предпосылкой политико-правового рационализма по­служило развитие товарно-денежных, рыночных отношений. Заинте­ресованная в устранении правового партикуляризма Средневековья, препятствовавшего образованию общенационального рынка, поднима­ющаяся буржуазия выдвигает требование создания единой общегосу­дарственной правовой системы. Это требование, отвечавшее объектив­ным потребностям развивающегося товарного производства, нашло от­ражение в представлениях о праве как первопричине и важнейшем инструменте социального порядка. Право начинают наделять чертами главенствующей нормативной системы, оттесняющей все остальные регуляторы поведения человека на периферию общественной жизни, в сферу семейных и межличностных отношений. В русле названных представлений сформировались такие лозунги, как «религия есть част­ное дело каждого», «в политике нет места для морали», «разрешено все, что не запрещено законом».

Существенные изменения претерпело соответственно и понимание государства. Поскольку праву отводится роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает у теоретиков буржуазии в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающее между ними споры. Государство оказывается тем самым средством ут­верждения (и одновременно состоянием) правопорядка как равновесия между частной свободой и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI-XVIII веках были привнесены идеи, неизве­стные предшествующей общественно-политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (без­личных) законов и ограничения дискреционной власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.

Сказанное не означает, что мировоззрение участников антифео­дальных революций обладало полным единством. Понимание целей и задач государства, его организации варьировалось в зависимости от социально-политической позиции, которую занимал тот или иной мыс­литель. Среди различных позиций, сложившихся в идеологии того вре­мени, можно выделить две полярные: позиции либералов и революци­онных демократов.

Представители первого направления (Локк, Вольтер, Монтескье) в качестве главного выдвигали принцип личной свободы. Назначение права они видели в том, чтобы оградить индивида от произвола, особен­но со стороны властей, которые только сковывают его творческую ини­циативу и стремление к предпринимательству. Государственную дея­тельность при этом сводили до минимума. Идеологи раннего либерализ­ма исходили из того, что свободные и независимые друг от друга инди­виды способны сами, по взаимному согласию, урегулировать отноше­ния между собой и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения полу­чили надежную защиту. Согласно известной формуле ДжЛокка, в разумно устроенном обществе законов должно быть как можно меньше (в оригинале: «asfewlawsaspossible»)[27]. Идеалом государства для них служила конституционная монархия с последовательно проведенным разделением властей.

Сторонники демократического лагеря, напротив, выступали за полновластие народа и республиканскую форму правления. Соглаша­ясь с тем, что государство призвано обеспечить свободу индивида, они разошлись с либералами в понимании механизма взаимосвязи частных и общественных интересов. Как утверждал Ж.-Ж. Руссо, один из вдох­новителей революционных демократов во Франции, задача политики состоит в том, чтобы добиться безусловного перевеса общественных интересов над личными. Необходимо, писал он, чтобы «право собствен­ности государства было сколь возможно большим и незыблемым, а право собственности граждан сколь возможно малым и непрочным».

В учениях революционных демократов право отождествляется с законами, принятыми большинством голосов. Причем законодательная власть в демократическом государстве будущего наделялась, по суще­ству, неограниченными полномочиями, в том числе и по упорядочению отношений между частными лицами. Законодательная деятельность приобретает в идеале всеобъемлющий, тотальный характер. Подобного рода понимание права и режима законности, как показали события Великой французской революции, обернулось на практике легисломанией, перераставшей подчас в свою собственную противоположность — полное беззаконие.

На качественно новую ступень обоснование идеала правового госу­дарства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии И.Канта. Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Великой французской революции. Кант соединил программу либерализма с идеями наиболее радикаль­ных политических течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддавалась критике.

Заслуга Канта состояла прежде всего в том, что вопрос о понятии права и государства был поставлен в его философии как проблема ме­тодологического порядка и увязан с определением специфики обще­ственной теории по сравнению с естествознанием. Если в познании природы, утверждал Кант, «источником истины служит опыт», то зако­ны нравственности и правовые постулаты не могут быть выведены из существующих отношений между людьми. Поэтому создать научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать поэтому в принципе невозможно. С вопросом, каков всеобщий крите­рий справедливости, юрист никогда не справится, если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме[28]. При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией права становится наукой.

Применительно к государству это означало, что его обоснование как правового сообщества нельзя построить на основе философии и методологии эмпиризма. Кант подчеркивал, что рассматривает не госу­дарство, существующее в реальной действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принци­пами права»[29]. Именно к такому идеальному, априорно взятому государ­ству относятся знаменитое определение в «Метафизике нравов». Со­гласно ему, государство — это «объединение множества людей, подчи­ненных правовым законам»[30]. Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу поня­тия, как «правовое гражданское общество» (dasRechtverwaltendenbiirgerlichenGesellschaft), «прочное в правовом отношении государст­венное устройство» (RechtbestandigeStaatsverfassung), «гражданско- правовое состояние» (biirgerlich-gesetzlichenZustande)[31].

Особенность кантовского определения заключалась в том, что кон­ститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Своим определением И. Кант стремился преодолеть как теории предшествующего либерализма, в которых содержание за­конов выводилось из естественных прав индивида, так и учения демок­ратии, отождествлявшие право с принятым путем голосования законом. В философии Канта высшим критерием справедливости закона служит не естественное право и не единодушие голосовавших за него, а нравст­венность как осознание человеком своей ответственности перед всем человеческим родом. Решение вопроса о правовом государстве и спра­ведливых законах было перенесено мыслителем в плоскость предельно широких философских обобщений относительно места и роли права в истории культуры.

Рассматривая соотношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нрав­ственности. Если в обществе установлено право, сообразное с нравст­венным законом, то это значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, чтобы свободные волеизъявления одного ли­ца не противоречили свободе других. Вместе с тем, подобные отноше­ния, как считал Кант, не являются полностью нравственными, посколь­ку вступающие в них индивиды руководствуются не велениями долга, а совсем иными мотивами: соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право обеспечивает, другими словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в состоянии взаимной антипатии и даже пре­зрения друг к другу. В обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется «полный антагонизм»[32].

Выступая против абсолютизации возможностей правового регули­рования жизни общества, Кант подошел к пониманию того, что право­вая свобода и равенство перед законом носят абстрактный и формаль­ный характер. По смыслу его концепции, правовое гражданское обще­ство отнюдь не является конечной целью развития человечества. Оно выступает лишь ступенью к более совершенному, нравственному сооб­ществу. В связи с этим представляется важным подчеркнуть, что имен­но от Канта берут начало доктрины Г. Гегеля, К. Маркса и других, согласно которым «абстрактное право» гражданского общества необхо­димо дополнить либо полностью заменить нравственным общением между людьми[33].

В практико-идеологическом плане учение Канта было направлено против насильственного ниспровержения абсолютистского строя. Пра­вовое состояние общества, подчеркивал он, невозможно достичь проти­воправными средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него чувство «полного ниспровержения всех правовых понятий». Кант призывал добиваться преобразований в государственном строе мирным путем с помощью постепенных законо­дательных реформ. Идея правового государства, таким образом, была наполнена новым содержанием — призывом к проведению революции легальными методами.

Учение Канта оказало огромное воздействие на последующее раз­витие политико-правовой мысли.

Под влиянием его идей в Германии сформировалось представитель­ное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали: Роберт фон Моль (1799-1875), Карл Теодор Велькер (1790-1869), Отто Бэр (1817-1895), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861), Рудольф фон Гнейст (1816-1895). Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологи­ческую определенность, а также получили широкое распространение в Германии и за ее пределами.

Термин «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) ввел в оборот Р. Моль. Во второй половине XIX века в немецкой юриспруден­ции появились многочисленные публикации, посвященные вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заго­ловок[34]. Приобретая все большее число сторонников в Германии, кон­цепции правового государства одновременно начинают проникать в другие страны. Вместе с концепциями обычно заимствуется и немецкая терминология. Так, например, появление термина «правовое государ­ство» в итальянском языке (statogiuridico, slatodidiritto) было связано с переводом сочинений О. Бэра и Р. Гнейста[35].

В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Гер­мании, немецкая юридическая терминология использовалась вообще без перевода. Небезынтересно, в частности, что теоретиков правового государства у нас первое время называли «рехштатистами», т.е. пере­иначив немецкое слово на русский лад. Со временем в российском правоведении появилась обширная литература о правовом государстве. К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие рус­ские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ко­валевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский. Специальные исследо­вания посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котлярев- ский и другие государствоведы1.

Распространение концепций правового государства, вместе с тем, шло неравномерно. Особый интерес к ним проявляли в отсталых стра­нах, таких как Германия и Россия, где сохранялись многочисленные пережитки феодальных отношений и перед буржуазией стояла задача завоевания политической власти. Напуганная размахом революцион­ных событий 1848—1849 годов, она использовала идеи правового госу­дарства главным образом для пропаганды мирных, ненасильственных и постепенных преобразований в обществе. В концепциях правового го­сударства ее привлекали не столько философско-исторические обобще­ния (вроде кантовских), сколько антиреволюционные лозунги.

Последователи этой теории не скрывали, что она направлена одно­временно и против отживших порядков, и против революционной де­мократии. Ф. Шталь писал: «Государство должно стать правовым — таков лозунг и таково в действительности устремление нашего времени. Оно должно точно определить и гарантировать с помощью права грани­цы и пути своей деятельности, а равно сферу свободы своих граждан... Правовое государство, следовательно, противостоит патриархальному, патримониальному и откровенно полицейскому государству, в котором власть стремится осуществить нравственные идеи и общую пользу в их полном объеме, давая моральную, а потому и произвольную оценку каждому судебному делу; в не меньшей степени оно противостоит на­родному государству (Руссо, Робеспьер)...»[36]. Немецкие коммунисты оценивали взгляды Ф. Шталя как выражение интересов крайне правой партии[37].

Что касается наиболее передовых стран того времени (Англия, Франция, США), то в них уже сложились национальные системы права. В политико-правовых доктринах победившей буржуазии отпадает не­обходимость в обосновании правового государства как идеала. Пред­ставления о правовом сообществе, воспринятые из классического юри­дического мировоззрения, используются здесь в целях апологии суще­ствующих порядков и для решения задач, связанных с применением действующего права. Этим обстоятельством во многом и объясняется тот факт, что идеи правового государства в Англии и во Франции кон­цептуально оформились независимо от немецких влияний.

Во французской юриспруденции почти на всем протяжении XIX века господствующее положение занимали концепции школы экзегезов, или комментаторов. Отождествив право с законом, экзегезы свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и комментированию действующего законодательства, и в первую очередь Кодекса Наполеона. На первый план в сочинениях экзегезов были вы­двинуты дефиниции государства, выработанные на основе категорий гражданского права (например, «государство — юридическое лицо»). Разработкой теории государства последователи школы специально не занимались.

Длительное господство формально-догматической юриспруденции привело к тому, что французские юристы сравнительно редко обраща­лись к общетеоретическим и методологическим проблемам[38]. Несмотря на огромное число публикаций о правах человека, разделении властей и законодательных процедурах, изучение соотношения государства и права не выделилось здесь в самостоятельное направление политико- правовых исследований. Вопрос о правовом государстве французские юристы предпочитали решать больше в практическом плане примени­тельно к отдельным государственным институтам, чем теоретически[39].

Своеобразие английских концепций определялось особенностями прецедентной системы права. В них доказывалось, что важнейшим при­знаком правового сообщества служит подчинение государственной вла­сти общему праву, выработанному судебной практикой. Наиболее по­лно эти идеи сформулировал профессор Оксфордского университета Альбер Венн Дайси (1835—1922) в работе под названием «Основы кон­ституционного права», вышедшей первым изданием в 1885 году.[40] При описании английской системы законности, основанной на верховенстве судебных решений, им было использовано понятие «RuleofLaw» (гос­подство права), которое прежде употреблялось для обозначения отдель­ных правовых предписаний и норм[41].

По утверждению А. Дайси, господство права обеспечивается тем, что общие принципы конституции, включая права и свободы граждан, являются «результатом судебных решений»2. С этой точки зрения он по-своему последовательно проводил классификацию государств на правовые и неправовые. Господство права, писал Дайси, «свойственно исключительно только Англии или тем странам, которые, подобно Со­единенным Штатам, унаследовали английские традиции. Во всяком континентальном обществе исполнительная власть пользуется гораздо большим произволом...»[42]. Как и другие идеологи либерализма XIX ве­ка, Дайси считал, что господство права несовместимое проектами «ши­роких социальных нововведений». Викторианская Англия представля­лась ему воплощением правового строя4.

Завершая обзор концепций XIX века, остановимся на отношении К.Маркса и Ф.Энгельса к идеям правового государства. Обратиться к этому вопросу необходимо потому, что в некоторых отечественных публикациях, появившихся в последнее время, позиция основополож­ников марксизма подвергается искажениям. К.Маркса и Ф.Энгельса пытаются представить сторонниками правового государства. С этой целью приводят цитаты из ранних произведений мыслителей, не счи­таясь с тем, что они впоследствии пересмотрели свои взгляды. Выхва­ченные из контекста, эти цитаты создают ложное представление о мар­ксистской теории.

В ранних сочинениях К.Маркса и Ф.Энгельса, действительно, встречаются формулировки, созвучные идеям правового государства. Так, например, Энгельс писал в 1840 году: «Отношение между правя­щими и управляемыми должны быть установлены на почве права рань­ше, чем они могут стать и оставаться сердечными»[43]. В той же статье он прямо указывал, что выступает как последователь младогегельянцев, разделяя их социально-политические взгляды. Младогегельянство, по его словам, — это «единственная крепость, куда могут надежно укрыть­ся свободомыслящие»[44]. В области внутренней политики Ф.Энгельс вы­сказывается за установление конституционной монархии («завершен­ного конституционализма»), а в сфере внешней политики — за возврат Германии «говорящего по-немецки левого берега Рейна» (т.е. Эльзаса и Лотарингии). Попутно Англия и Россия названы исконными врагами европейского прогресса. Как нетрудно убедиться, приведенные сужде­ния не имеют ничего общего с марксизмом.

В своих последующих трудах К.Маркс и Ф.Энгельс преодолели младогегельянские воззрения и выдвинули собственную социально- политическую доктрину. Для зрелого марксизма характерно отрицание государства, в том числе и правового. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматри­вали государство не иначе, как «суррогат коллективности» и «нарост на обществе»[45]. С их точки зрения, государственная власть необходима пролетариату лишь на этапе перехода к безгосударственному строю. Об этом же свидетельствуют и многочисленные высказывания родоначаль­ников марксизма, в которых подвергаются критике идеи правового го­сударства (данный термин они употребляли чаще всего в кавычках, подчеркивая свое негативное отношение к нему)[46].

С конца XIX века популярность идей правового государства значи­тельно возросла. Тому способствовало несколько взаимосвязанных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублением общественных противоре­чий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особен­но по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначались две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти (будь то буржу­азия или пролетариат в первых социалистических государствах) с по­мощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путем взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции.

Первая половина XX века прошла под знаком явного преобладания конфронтационной идеологии. В 30-е годы подавляющая часть Европы была окрашена в коричневые тона фашистских диктатур, а в нашей стране установился не менее одиозный сталинский режим. Как реакция на эти процессы в общественном сознании возрос интерес к проблемам прав человека, демократии и гуманизма. Идеи правового государства наполняются общедемократическим содержанием, направленным про­тив авторитаризма и тоталитаризма режимов[47]. В этом состоит их отли­чие от либеральных учений XIX века, отрицавших принципы демокра­тии и народного суверенитета.

С падением авторитарных режимов формулы правового государст­ва получают законодательное закрепление. На конституционном уров­не эта формула впервые была зафиксирована в Основном законе ФРГ 1949 года и в Конституции Испании 1978 года, т.е. в бывших оплотах фашизма (содержание формулы немецкие юристы выводят из положе­ний ст. 20 Основного закона, согласно которой «законодательство свя­зано конституционным строем, исполнительная власть — законом и правом»).

В нашей стране и других странах бывшего социалистического лаге­ря борьба с авторитаризмом затянулась на более длительные сроки. Первыми за утверждение общепризнанных прав человека здесь высту­пили различные группы правозащитников; к настоящему времени эти идеи нашли отражение в программных документах многих политиче­ских партий и законодательных актах.

Во второй половине XX века в общественном мнении европейских стран возобладало стремление разрешить социальные конфликты пу­тем поиска общественного согласия и примирения враждующих клас­сов. На смену идеологии конфронтации приходят идеи социального компромисса, консенсуса, взаимных уступок. Отсюда — широкое рас­пространение в политико-правовой мысли концепций социального го­сударства (под социальным вопросом понимают прежде всего рабочий вопрос) и трактовок правового государства в так называемом «матери­альном смысле» (в отличие от его формальных определений как власти, подчиненной закону или праву). Сочетание этих принципов дает фор­мулу социального правового государства, получившую распростране­ние в идеологии неолиберализма и социал-демократии.

Характерной особенностью современных концепций социального правового государства выступает признание возможности активного вмешательства политической власти в сферу экономики и проведения глубоких общественных преобразований, включая социализацию соб­ственности, при условии их осуществления правовыми методами.

В русле этого мировоззрения складываются также идеи примата общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми. С разви­тием международной интеграции их дополняют представления о необ­ходимости подчинения национальных правовых систем праву мирового сообщества. В последние годы большинством европейских государств принято решение, что в случае расхождения закона страны с междуна­родным договором суды обязаны руководствоваться последним. К числу отличительных признаков правового государства западные политики относят теперь не только верховенство закона, но и его соответствие международному праву.

Концепции социального правового государства встретили резкие возражения со стороны консерваторов. Пространное обоснование идео­логии неоконсерватизма выдвинул австрийский экономист и философ Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), изложивший свои политиче­ские взгляды в работах «Дорога к рабству», «Конституция свободы», а также в трилогии «Право, законодательство и свобода».

Социальная доктрина Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм дирижизма, и в первую очередь против неолиберальных (кейнсианских) программ активизации эконо­мической деятельности государства в индустриально развитых странах. Вмешательство государства в экономику ограничивает свободу индиви­дов и неизбежно приводит к дезорганизации их деятельности, утверж­дал философ.

Современной рыночной экономике, согласно учению Хайека, соот­ветствует лишь государство, основанное на принципах верховенства права (RuleofLaw). Государственная власть внутри страны имеет только одну зада ч у,— обеспечить соблюдение всеми гражданами общих правил поведения, т.е. поддерживать правопорядок. Практически это означает, что «государство лишается возможности направлять и конт­ролировать экономическую деятельность индивидов». Как подчеркивал Хайек, верховенство права предполагает не только подчинение испол­нительных органов власти закону (в таком случае фашистское государ­ство тоже следовало бы признать правовым), но и невмешательство самой законодательной власти в сферу свободы и неотчуждаемых прав человека. Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным, и над конституцией в том числе, ибо «частная собственность является главной гарантией свободы»[48].

На этом основании Хайек отвергал антитрестовское законодатель­ство, рассматривая его как пример публично-правового регулирования в области частноправовых отношений. Столь же негативно оценивалось им и социальное законодательство. Хайек объяснял появление социаль­ного законодательства в некоммунистических странах пагубным влия­нием на политиков идей социализма.

Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплоще­ния в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами кон­ституции.

Основным ареалом распространения этих идей остается по-преж­нему европейский континент. Было бы поэтому ошибкой рассматривать их как выражение общечеловеческих ценностей. Следует к тому же учитывать, что они не имеют однозначной интерпретации и по-разному истолковываются в социально-политической и правовой литературе. К примеру, Г. Кельзен и другие теоретики нормативизма называют пра­вовым любое государство (в силу того, что каждое из них представляет собой нормативно-правовой порядок). Другие исследователи, наобо­рот, отвергают данное понятие, считая его нормативистским. Доктрина правового государства, писал французский политолог Д. Руссо, «осно­вана на идеях нормативизма, на вере в несомненную ясность смысла нормы».

История политической мысли, таким образом, показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологиче­ских и теоретических позиций. В области политики эти идеи могут играть конструктивную роль, но могут использоваться и для обоснова­ния весьма консервативной политической деятельности.

Лекция 6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 996 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2398 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.