Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Становление и развитие методологиииинструментария анализа политических явлений




Основные типы методов и уровни методологии политических исс­ледований сложились постепенно в ходе исторического развития поли­тической мысли, на каждом этапе которого доминировали те или иные методологические подходы (или их комбинации) и методические при­емы. В связи с этим, в известном американском учебнике «Методы политологического исследования: основы и техника» была предложена следующая периодизация развития методологии политической науки, как применения той или иной комбинации и набора приоритетных средств политического познания: 1) классический период (до XIX в.), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально- аксиологическим подходами; 2) институциональный период (XIX в. — начало XX в.), когда на передний план выходит историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы; 3) бихевиоралистский период (20-70-е гг.), когда стали активно применяться количественные методы; и 4) в последней трети XXвека наступил новый, постбихевиоралистский этап, характеризующийся сочетанием «традиционных» и «новых» методов.

На первом, классическом, этапе политические мыслители приме­няют в подавляющем большинстве случаев качественные, логико-фи­лософские подходы и инструменты. Преобладание «спекулятивной дедукции» можно встретить в самых ранних источниках по истории политической мысли. Например, Конфуций использует в качестве ана­литического приема простейшую аналогию, когда, рассматривая отно­шения по поводу власти, констатирует идею, что в государстве, как и в большей семье, власть императора, «сына неба», над его поданными сродни власти старших над младшими, то есть власти отца над детьми.

Значительнейшее место в этот период занимают аксиологические критерии и оценки тех или иных шагов политиков и форм государствен­ной жизни, опирающиеся на господствующие ценности и нормы нрав­ственности, как это можно видеть по классификации, данной Аристоте­лем, трех «правильных» (монархия, аристократия и полития) и трех «неправильных» (тирания, олигархия, демократия) форм государства. И в то же время уже здесь им используются индуктивные принципы сравнительного подхода. При выделении общих и отличительных черт приблизительно пятидесяти известных ему политических устройств, опираясь на синхронный и диахронный методы, Аристотель анализиру­ет фактический материал созданной при его непосредственном участии обширной серии из 158 исторических монографий, содержащих;очерк развития и современного ему состояния строя разных государств. При построении теоретических проектов идеального полиса Аристотель, на­ряду с Платоном и другими античными философами, использует даже некоторые простейшие элементы логического моделирования).

Позднее компаративный анализ используют для сравнения поли­тических режимов Англии в XV веке англичанин Дж. Фортескью, а в XVIII веке француз Ш.-Л. Монтескье, отмечая при этом некоторые архаические черты французской королевской власти. Но, пожалуй, наиболее эмпирически ориентированным мыслителем для своего вре­мени можно назвать Н. Макиавелли, блестяще соединившего традици­онное морализирование и философскую дедукцию при построении своей государственной модели с включенным наблюдением и истврико-сравнительным анализом политического развития Италии).

Именно качественный сравнительный анализ выходит на передний план в XIX веке, когда появляются работы А. Токвиля и Дж. Милля, К. Маркса и Ф. Энгельса, в которых проводятся параллели и сравнения между основными европейскими государствами, а также формами правления в Старом и Новом Свете. И по сей день одно из наиболее популярных в мире современных учебных пособий по сравнительной политике для студентов, вышедшее многими тиражами и изданиями, выпущеное под редакцией известного американского политолога Р. Макридиса. Эта книга начинается с главы «Как нам сравнивать» из «Системы логики» Дж. Милля, где им обосновываются сами принципы компаративного подхода: соединения индукции и дедукции, сходства и различия, сопоставления изменений и их причин и т.д.[9] И действитель­но, основным методом возникавшей в США во второй половине. XIX века академической политической науки становится сравнительно-ис­торический и правовой анализ политических институтов (Г. Адаме, Д. Бэрджес), так же как подобное состояние методологии можно наблю­дать в Европе (О.Гирке) и России (М.Ковалевский). Классики совре­менной политологии М.Вебер и М.Островский, Г.Моска и В.Парето опираются на сбор политических данных при помощи, в основном, историко-сравнительных методов. По способу обоснования методологи­ческих положений, работы классиков носят уже скорее эмпирический характер, поскольку их теоретические выводы строятся на интерпрета­ции фактического материала, хотя при этом и не проводилось специаль­ных исследований по сбору новых, ранее неизвестных фактов.

Следующий бихевиоралистский этап в XX веке вызвал целую ре­волюцию в методологии политической науки, связанную прежде всего с применением новых эмпирических и количественных методов, заим­ствованных из арсеналов как психологии, социологии, экономической науки, так и из математики, кибернетики, географии и даже медицины. В 1928 году в США выходит одна из первых работ по применению математических и, в частности, статистических инструментов (корре­ляционный и факторный анализ) в изучении политики (книга С. Райса «Количественные методы в политике»). Место традиционных приемов логической дедукции политических философов и описательно-истори­ческой индукции институционалистов начинают занимать бихевиоралисты со своими методами сбора и анализа «достоверных» данных об «эмпирически наблюдаемом» политическом поведении, которые актив­но применяются и по сей день.

Из психологии и медицины в политическую науку вторгаются тес­ты и лабораторные эксперименты, из социологии — анкетные опросы, интервью, наблюдение, а из математики и статистики — регрессион­ный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Особое место в методологии стали занимать методы изучения избирательного процесса и электорального поведения. Интересно, что уже в самом начале XX века российские ученые (В.Горн, А.Саликовский и др.) при помощи статистических приемов анализируют выборы в состав Государствен­ной думы России, в то же самое время, когда во Франции географ А.Зигфрид разрабатывает так называемую «политическую карту» Франции, создавая тем самым новую методологию «избирательной гео­графии». В 30-50-е годы в США в обойму методов политологии и социо­логии политики входят (прежде всего благодаря эмпирическим иссле­дованиям Д.Гэллапа и П.Лазарсфельда) методы предвыборного зонда­жа общественного мнения и техника панельных (повторяющихся) оп­росов избирателей. В 60-70-е годы американцами активно начинают создаваться информационные базы политических данных и экспертные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычисли­тельной техники, при этом в центр этих методик попадают принципы квантификации и процедуры измерения.

Но уже в конце 60-х — начале 70-х годов в западной политологии наступил кризис бихевиоралистской методологии, отстаивавшей сци­ентистские принципы и точные методы, измерение и квантификацию. Ряд американских политологов (Д. Истон и др.) выступили за возврат к традиционным подходам, качественным методам и моральным нор­мам, как тем принципам политической науки, которые были сформу­лированы в качестве основы постбихевиоралистской методологии. И даже сегодня, в конце XX века, не утихли споры о приоритетных под­ходах, а в мире политологов продолжают сохраняться два основных течения в рамках методологии политической науки: «традиционалист­ское» (исповедующее качественные методы классической и институци­ональной политологии) и «бихевиоралистское» (выступающее за при­оритет «точных», эмпирических и количественных методов).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.