Развитие России в XVII в. характеризовалось процессами, позволяющими трактовать этот период как «поздний феодализм». Наряду с сохранением и даже упрочением традиционалистских, типично средневековых институтов, таких как феодальные отношения, сословный строй, крепостничество, корпоративность, наблюдаются процессы, которые можно трактовать как определённые предпосылки модернизации. В экономике нарушается натуральный характер хозяйства. Хотя сельскохозяйственное производство сохраняет феодальный характер медленно, постепенно повышается его товарность. Начинается его специализация по районам. Усиливается товарность и ремесленного производства. Ремесло существует в феодальном городе, лишённом каких-либо средств, обеспечивающих свободу и права торговца и ремесленного производителя. Однако ремесленники постепенно переходят от производства на заказ к производству на продажу (рождается так называемое «мелкотоварное производство»). Наблюдается специализация ремесленного производства – по отраслям и по районам. Рост специализации и разделения ремесленного труда, его товарности приводит к появлению первых мануфактур. Однако в России они имели свои особенности. Первоначального накопления капиталов и формирования полноценной классовой структуры в России не произошло. Корпоративность, сословный строй и крепостничество затрудняли её формирование. Поэтому, во-первых, мануфактуры в основном были либо казёнными, либо существовали при поддержке казны (хотя были и частные – купеческие и вотчинные). Во-вторых, российские мануфактуры использовали в основном принудительный труд (хотя существовал и труд наёмный). Торговля приобретала крупнооптовый характер. Появлялись ярмарки – крупные сезонные торги. Купцы (хотя они и, в отличие от западных стран, существовали в рамках корпоративной структуры, представляли собой сословие, нёсшее в первую очередь обязанности перед государством) стали настоящими организаторами процесса экономических связей между землями Российского государства. Так формировался единый российский национальный рынок, связавший в единое экономическое целое все города и области России. После политического объединения началось (хоть и запоздавшее) объединение экономическое.
Произошли крупные изменения в социальной сфере. Правовой статус боярства и дворянства сближался. Два сословия постепенно объединялись. Вотчина и поместье сливались в основном за счёт сужения в интересах организации эффективной государственной службы собственнических прав вотчинников и расширения, владельческих прав помещиков (ограничение отчуждения вотчины, расширение права помещиков передавать поместья служилым сыновьям, разрешение менять поместья на вотчины Соборным Уложением 1649 г.). Местничество ограничивалось, а в 1682 г. было окончательно отменено. Два прежде конкурирующих сословия постепенно сливались, образуя единое служилое сословие − верную опору усиления власти монарха. Горожане согласно Уложению 1649 г. слились в одно сословие, нёсшее теперь налоговое «тягло» не на феодалов, а исключительно на государство, усиливая тем самым материальные ресурсы самодержавия. Посадское население в государственных интересах было фактически прикреплено к своему ремесленному или торговому «тяглу». Крестьянство согласно Соборному Уложению было окончательно закрепощено. Теперь крестьяне стали собственностью феодалов, были «прикреплены к ним». Феодалы (и государство) имели полное право собственности на всю семью крестьянина и его имущество. Холопы в налоговых интересах казны сливались с крестьянством. Проводя подобную сословную политику, государство стремилось мобилизовать народные силы на решение важнейших государственных, а фактически национальных задач.
Политические изменения были обусловлены формированием мощной финансовой базы централизации, усилением власти монарха, востребованностью этого усиления в условиях образования единого национального рынка. Они характеризовались формированием политического режима, который современная историография определяет как «самодержавие». Длительное время в историографии идёт дискуссия о сущности этого термина. Ряд историков относят формирование самодержавия к моменту образования русского централизованного государства. Действительно, Иван III и Василий III именовали себя «самодержцами». Однако эта категория в тот период означала в первую очередь их суверенитет над русскими землями, а не неограниченность их власти. Поэтому, видимо, более аргументированной является точка зрения на «самодержавие» как на особую, национальную форму абсолютизма. В Западной Европе абсолютизм появляется в период разложения феодализма и формирования капиталистических отношений, когда сложилось своеобразное «равновесие» между дворянством и буржуазией, в условиях которого монархическая власть приобрела характерную для арбитра независимость и силу. В России абсолютная монархия рождается в период полного господства феодальных отношений. Она появляется в силу необходимости: 1. Быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию. 2. Подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства. 3. Решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией: а) защитить протяжённые и открытые границы; б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой; в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV– XVI вв. Литвой и Польшей. Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а следовательно, предельной централизации управления Россией.
Абсолютизм сформировался в России в два этапа. Первый этап (середина – конец XVII в.) связанный с правлением первых Романовых (1613–1682) означал начало оформления абсолютной монархии. 1. Земский собор уже перестаёт собираться. Но Боярская дума (ограниченная в своих правах) ещё сохраняется. 2. Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, приказная система разрастается, губные и земские старосты постепенно попадают под подчинение назначенных царём в уезды «воевод». Но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости (остатки «местничества»). 3. Появляются вооружённые и обученные на европейский «манер» «полки нового строя» − зачатки регулярной армии. Но в основном сохраняется старый принцип комплектования вооружённых сил. 4. Церковь подавила (в период «раскола») сопротивление инакомыслящих. В ней воцарилось строжайшее единообразие, произошла унификация обрядов, вероучения и организации церкви. Она начала превращаться в идеологическую опору самодержавия. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была.
Модернизационные процессы
в России и мире XVIII – XIX вв.