Наряду с работой в общих мастерских сейчас появляется все больше объединений народных мастеров надомного труда.
Кроме того, немало мастеров работают индивидуально, создавая художественные декоративные предметы для себя и по отдельным заказам.
Восстанавливаются забытые виды народного искусства, такие как плетение из бересты и соснового корня в Кировской, Архангельской областях, художественное гончарство в Ярославской, Владимирской, Пензенской и других областях, узорное ткачество в Вологодской области, вышивка цветной строчкой в Смоленской области, узорное вязание из шерсти в Ленинградской и Архангельской областях и многие другие.
По решению правительства в районах распространения традиционных художественных ремесел этим навыкам обучают на уроках труда в средних школах, что позволит лучше сохранить в современных промыслах преемственность художественных традиций народного искусства, выработанных в течение столетий, открываются центры дополнительного образования.
Народное искусство все шире входит в современную жизнь.
Неограниченный спрос на произведения народных художественных промыслов и отдельных мастеров как в нашей стране, так и за рубежом говорит о больших перспективах развития народного декоративного искусства.
Коллекционирование предметов народного искусства, начатое во второй половине XVIII века отдельными художниками, любителями, исследователями, с ХХ века получило широкий размах.
Почти все художественные и краеведческие музеи страны имеют в своих собраниях коллекции произведений народного декоративного искусства.
Крупными и систематизированными коллекциями русского народного искусства обладают
· Государственный Исторический музей в Москве,
· Государственный Музей этнографии народов СССР и
· Государственный Русский музей в С-Петербурге,
· Музей народного искусства НИИХП,
· Загорский Государственный историко-художественный музей-заповедник,
· Горьковский, Вологодский областные художественные музеи, а также ряд других.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУры
Феномен народного искусства может быть определен по главным параметрам его системы: коллективности в аспекте родового; самостоятельности художественного и творческого типа; особенности отношения к действительности, характеризуемого целостностью восприятия, историческим сознанием творца. Это такая система, которая входит в более широкую систему национальной культуры и в систему мировой культуры как структура, которая на всех уровнях регулируется законом к о л л е к т и в н о с т и, т р а д и ц и и. На каждом уровне системы действуют её узлы – школы, сложи в шиеся на основе функционирующихся общностей; действует е д и н с т в о индивидуального и коллективного. Народное искусство как феномен современности функционирует и развивается в контексте всей культуры. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти: оно отражает народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость и народную нравственность, выковываемые всей историей народа, шире — человечества. …Важно иметь в виду, что в современности функционируют не отдельные элементы народного искусства, а функционирует система. Выделим четыре формы бытования народного искусства. Первая форма охватывает народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования, связанное с породившим его национальным, социальным укладом жизни. Это главным образом народное искусство отдаленных, районов нашей страны, замкнутых в силу особых географических условий, — Памир, некоторые районы Дальнего Востока, Кавказа, Крайнего Севера. Вторая форма развития народного искусства — коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося стихийно на почве местной культурной традиции. Жизнь такого промысла определяется не столько внутренними потребностями, как в первой форме, сколько на основе сбыта вовне.Ее причины бывают разными: поиски дополнительного заработка, чаще всего неурожайность земель, слаборазвитое ввиду этого земледелие и т.д. Третья форма жизни народного искусства — творчество единичных мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт, традицию. Важно отметить, что в этой форме народное творчество функционирует прежде всего как необходимость в самом творчестве, потребность в художественной деятельности, в созидании красоты вокруг себя. Четвертая форма развития народного искусства — организованные мастерские. Здесь уже есть специальное производственное помещение и необходимое оборудование, профессионально-технические школы, подготавливающие кадры. Такая организованная форма, в которой функционирует народное искусство, неверно именуется “фабрикой”, что влечет за собой внедрение промышленной структуры производства с ее системой планирования по валу. Много вреда народному искусству, разрушая прежде всего его творческую структуру, снижая инициативу народного мастерства, приносят политика опромышливания промыслов, стандартизация художественных изделий, работа по образцам.Творчество во всех четырех рассмотренных формах — это народное искусство, функционирующее в разных уровнях, но сохраняющее общую творческую структуру развития, ориентированную на канонические системы, на традицию, живущую в устно-зрительной передаче и предполагающую соответствующее восприятие.
В нашей стране народное искусство отличается многообразием художественных вариантов, разных систем в одной системе народного искусства. Различия определяются не только историческими, национальными, локальными особенностями, но и материалами, и техниками. Народное искусство функционирует в изустно-зрительной передаче. Характерно, что изустно-зрительная передача традиции есть не просто форма распространения народного искусства, но закон п р е е м с т в е н н о с т и, восстанавливающий равновесие в народном искусстве и через его структуры в национальной культуре, в конечном счете в культуре общечеловеческой.
Коренным отличием народного искусства как коллективного творчества от творчества индивидуализированного является то, что первое, как правило, существует на основе готового известного материала, образов, отлитых в веках, а во втором первоэлементом оказывается художественная идея…
Понятие “народный мастер” включает понятие о личности особого духовного, психологического склада. Есть понятие, определяемое параметрами культуры, а не просто занятием тем или иным художественным промыслом. В свете сказанного далеко не каждый человек может называться “народным мастером”. И тем более это понятие глубоко ошибочно приравнивать к “умельцу”, занимающемуся самодеятельностью. …Новый этап в развитии народного искусства в 70-е гг. ХХ в. выдвинул понятие “народный мастер” вместо бытовавшего раньше “кустарь-художник”. Творчество народного мастера получило общественную, правовую, экономическую поддержку... Творчество народного мастера предстает как структура, регулируемая законом коллективности, традиции и преемственности. Особенное в искусстве есть особенное в творчестве мастера, а значит, и особенное в самих творцах, что определяет их причастность к культуре как носителей традиции — от отца к сыну, от мастера к мастеру, из поколения в поколение. Нетрудно заметить, что народных мастеров независимо от национальности объединяют общие черты, характеризующие их личность. Это прежде всего отношение к искусству, к мастерству, сохраняющим силу священнодействия, рождающим живой мир прекрасного. Это всегда память о том, что создавали старшие мастера — учителя, что делали предки, хотя при этом каждый мастер сохраняет свое индивидуальное лицо, неся традицию общего, нравственный, творческий опыт коллектива. Итак, народный мастер — это особая творческая личность, духовно связанная со своим народом; с культурой и природой края, носитель традиции коллективного опыта, носитель народного этоса. Это “человек трудолюбивой души”. Такое определение особенно применимо, поскольку мастерство, как правило, включает духовный опыт. Личность народного мастера, культурно-ценная, всегда широко известна за пределами деревни и даже края. Ее прежде всего выделяют историческое сознание, забота о сохранении ценностей прошлого и передачи их в будущее, нравственная оценка действительности. Такое сознание творит образ особого видения мира. Народного мастера выделяет из коллектива не только высокий профессионализм школы, но и поэтический склад мышления, недаром так часто его называют сказителем. Так, про одного мастера односельчане говорят — “он у нас пламенный”, характеризуя его душевные качества; про другого — “мудрый”; а про Ульяну Бабкину — “добрая”. Нередко народного мастера наделяют чертами особого, необычного человека, порой он славится как чудак. И все это грани народного таланта, талантливости духовной. Индивидуальная ее окраска не противоречит причастности к целому, что составляет мировоззрение народного мастера, определяет его культурную роль как творческой личности. Еще А. С. Пушкин говорил, что «культура определяется отношением к прошлому»
Народное искусство на протяжении история концентрирует в себе о б р а з вечного, чувственно воспринимаемой вселенной в единстве общечеловеческого. Народное искусство содержательно, созидательно и несет родовую память.