Как уже указывалось, приемы композиции призваны сделать изделие более гармоничным и приятным для восприятия. Использование приемов композиции в большинстве случаев избирательно, так как зависит от материала, замысла, характера отделки и т.п.
Основным приемом композиции является контраст. Его применение наиболее просто и эффективно. Контраст представляет собой соединений элементов, противоположных по своим характеристикам. Так, контрастирующие части могут быть выполнены разными цветами, например, белым и черным или любыми другими заметно различающимися цветами. Это основное средство создания контраста в росписи. Другим средством, о котором не следует забывать, является противопоставление расписанной и не расписанной частей изделия.
В рисунке контраст может проявляться в противопоставлении форм с острыми и закругленными углами, в противопоставлении детализированных и недетализированных фрагментов и т.п. В частности, в последнем случае часть изделия можно выполнить в виде одного или нескольких относительно крупных пятен, а другую - в виде росписи с большим количеством деталей, элементов и т.д. Кроме того, контраст может достигаться посредством выполнения частей изделия из материалов разной фактуры.
Не следует забывать, что использовать контраст нужно сознательно, не полагаясь на то, что он автоматически сделает роспись красивой. Выбор интенсивности контраста осуществляется на основании художественного чутья. При слишком сильной его степени изделие может оказаться вычурным, неестественным.
Близким к контрасту является другой прием, а именно — нюанс. Его отличие от контраста состоит в том, что между противопоставляемыми фактурами, типами росписи, цветами и т.д. нет четкого перехода. Переход в этом случае осуществляется постепенно, то есть плавно. В частности, можно предложить использовать постепенное укрупнение деталей, плавный, как бы “размытый”, переход от одного цвета к другому и т.д.
Нюанс может представлять собой переход как между частями, которые при наличии четкой границы были бы контрастными, так и между частями, различающимися в незначительной степени. В последнем случае он принимает вид оттенка.
Не следует пренебрегать также созданием явно выраженного центра композиции. Создают его либо на основании цвета, либо на основании фактуры, либо при помощи любого другого противопоставления, на основании которого создают контраст или нюанс.
Центр композиции представляет собой элемент, вокруг которого сосредотачиваются и относительно которого организуются остальные элементы композиции. При этом они также могут иметь свои центры, однако они всегда имеют вспомогательный, подчиненный характер. Другими словами, такие центры всегда организуются вокруг основного центра композиции.
Средством выделения центра может быть роспись на сплошном фоне или неокрашенном изделии.
Необходимо сказать несколько слов о симметрии и той роли, которую она играет. Симметрия предполагает наличие композиционной оси, которая делит изделие на две одинаковые по площади половины.
Впрочем, количество осей симметрии может превышать одну ось. При наличии нечетного количества осей композиция стягивается к центру и приобретает цельность. В этом проявляется связь симметрии с такой характеристикой, как цельность. Если количество осей четное, то этого не происходит. В таком случае композицию следует дополнять деталями, которые обеспечивали бы такую цельность. Основным приемом в данном случае является создание обрамления.
При этом совершенно не обязательно всегда четко обозначать ось симметрии при отделке изделия. Чаще она легко угадывается. Более того, часто изделие выглядит даже лучше, если ось симметрии не обозначена четко, а лишь достраивается в сознании того, кто воспринимает предмет. В этом случае ощущение симметричности создается за счет зрительного равенства частей, на которые ось симметрии разделяет предмет. Иногда даже случается, что четко выделенная ось симметрии приводит к тому, что предмет распадается на две несвязанные части.
Большое количество осей симметрии создает ритм. При использовании ритма необходимо следить, чтобы повторение осей не было слишком частым, так как в этом случае детали становятся слишком мелкими. Это негативно сказывается на целостности предмета.
Ритм не всегда задается чередованием одинаковых частей. Он может формироваться, например, благодаря повторению одинаковых частей, размер которых равномерно уменьшается или увеличивается. Такой прием можно использовать в том случае, когда есть необходимость выделить центр композиции.
Симметрия тесно связана с масштабностью, так как именно от масштабности зависит частота ритма. На последнюю мало влияет размер изделия. Под масштабностью обычно понимают соотношение размера предмета с размерами человеческой фигуры, а также с особенностями восприятия. Понятно, что небольшой предмет всегда рассматривают вблизи, а предмет крупный - издали или, по крайней мере, с большего расстояния.
Для создания уравновешенности композиции можно использовать два приема.
Во-первых, это применение симметрии. В этом случае уравновешивают правую и левую часть или верх и низ.
Во-вторых, это использование асимметрии. Так, небольшой детализированный фрагмент можно уравновесить, окружив его большой однородной по цвету поверхностью, (не окрашенной или окрашенной в цвет). В этом случае необходимо стремиться к тому, чтобы общее впечатление от восприятия сводилось к ощущению статичности, устойчивости. При этом композиция может включать и элементы, зрительно воспринимаемые как динамичные. Однако их динамичность должна быть как бы “обрамлена” статичными деталями.
Фигуры типа круга, эллипса и т.п. при их использовании в оформлении изделия придают ему неуравновешенность и динамичность. Для придания уравновешенности в оформлении лучше применять квадраты, прямоугольники, трапеции и другие подобные фигуры.
Для повышения выразительности иногда используют подобие. Сущность этого приема заключается в том, что вокруг одного элемента сосредотачиваются другие элементы идентичного вида, но меньшего размера.
Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани.
Серия “Учебный курс”. Ростов н\Д: Феникс, 2000. - 352 с. - (С.312-316).