Главная из них заключается в коллективной основе творчества. Для изделий каждого из центров народного искусства более важным отличительным признаком является типовой характер местных групп в силу их традиционной общности, хотя это не мешает нам отмечать большую или меньшую удачу решения каждой работы и особенно высокие художественные достоинства, выделяющие отдельные вещи из общего ряда.
Преемственность, характерная для народного искусства, идет из глубины веков, показывает существенную связь с художественной культурой древней Руси даже во многих предметах, исполненных в самое последнее время, не говоря уже о творчестве народных мастеров прошлого.
При рассмотрении конкретных произведений народного творчества, будь то резьба или роспись по дереву, изделия ювелиров, узорное ткачество, гончарная посуда, глиняные игрушки, созданные в традиционных центрах художественных промыслов, нас почти в каждой вещи поражает необычайная ясность построения формы, и узора, убедительная образность пластики, гармоническое соотношение цветов, красота пропорций, ритмов, которые выкристаллизовались в результате творческой деятельности и совершенствования профессиональных навыков многих поколений.
Традиционность народного искусства неверно было бы понимать как неподвижность, застойность. Формы изделий и мотивы орнамента с очевидностью говорят о том, что народные мастера никогда не оставались безучастными к смене художественных стилей и по-своему откликались на них, интерпретируя в своих работах мотивы орнамента и композиционные приемы, характерные для своего времени. Так, в северодвинской росписи по дереву конца XVIII — начала XIX века отразились элементы стиля барокко, в холмогорской ажурной резьбе по кости ясно чувствуется влияние рокайльных композиций, а позднее — ампира, в поволжской архитектурной резьбе на крестьянских избах XIX века нередко можно встретить характерный для классицизма мотив листьев аканфа.
Художественное совершенство предметов народного искусства, их непередаваемая привлекательность в большой степени являются результатом глубокого понимания мастером “души материала”. Нас поражает отточенность профессиональных приемов то тонких и сложных — в ювелирном искусстве, некоторых видах ткачества, вышивке, кружевоплетении, косторезном деле,— то простых, но остроумных — в резьбе и свободной росписи по дереву, бересте, металлу, в гончарстве, лепной глиняной игрушке и т. п.
Любо-дорого смотреть, как работает хороший мастер. Какая ловкость, точность, уверенность и свобода в его движениях. Материал “поет” у него в руках. Буквально на глазах невзрачный чурбачок превращается в веселого деловитого медвежонка, из комка глины вырастает “кубастенькая” аппетитная крынка или кувшин, на поверхности токарной посуды-заготовки расцветают изящные и крепко построенные травные узоры с ягодками хохломской росписи.
И сколько бы вы ни смотрели, каждый раз перед вами возникает новое маленькое чудо, потому что в процессе работы мастера материализуются, обретают конкретные формы не только его профессиональные навыки, но и его поэтическое чувство прекрасного, его эмоциональное отношение к миру.
Обращаясь к народному искусству прошлого, не случайно мы часто поражаемся красоте форм даже самых простых, обыденных предметов крестьянского обихода, совсем не претендующих на художественность. Оказывается, красота есть уже в форме, хорошо отвечающей своему практическому назначению,— в преодолении инертности материала для выполнения полезной вещи есть свое художественное содержание. Что же говорить о вещах, которые выполнялись для подарков и имели определенный смысл в праздничных обрядах. Они нарядны и красочны, в них с особой щедростью проявилась живая фантазия и изобретательность мастеров, их природный ум, тонкий вкус, наблюдательность.
В деревне основные праздники были связаны с сельскохозяйственными работами и с семейными событиями, главное из которых — свадьба.
Приданое каждая девушка готовила себе в течение нескольких лет, проявляя фантазию, мастерство в ткачестве, вышивке, плетении кружев, умении красиво соединять разные материалы.
Одна перед другой девушки старались показать себя искусными рукодельницами. Они сравнивали работы — чьи красивее, учились друг у друга, перенимали навыки у старших. Девушка делала себе красивые сарафаны, рубахи, головные уборы, скатерти, подзоры, полотенца; готовила много нарядных вещей, которые полагалось дарить во время свадьбы жениху и его родне. А жених мастерил сам или заказывал подарки для невесты: расписную или (в других районах) резную прялку, рубель, валек. Отец приобретал красивые сундуки для приданого дочерей.
Один из древних праздников — масленица, праздник русской зимы. В этот праздник катались на тройках в красивых разукрашенных санях с нарядной упряжью и дугой со звонким колокольчиком. Отголоски его сохранились до нашего времени. Конечно, давно отжило представление о блинах как об изображении солнечного диска; забыт обряд, но веселье, удаль праздничных игр сохраняется.
Когда-то, в далеком прошлом, глиняные игрушки, как и фигурные пряники, не были простой детской забавой. Характерные изображения женской фигуры (часто с птицей в руках), коня, птицы, оленя, всадника олицетворяли силы природы, за помощью к которым обращался пахарь, чтобы получить хороший урожай.
С течением времени значение их совершенно изменилось, однако ряд образов и традиционных особенностей пластики сохранились до наших дней.
Народная игрушка теперь приобрела значение декоративной скульптуры.
Благодаря выразительности лаконичной пластики и цвета, меткости характеристик, лепные глиняные фигурки очень ценят знатоки и любители, коллекционируют, охотно приобретают в качестве подарков и национальных сувениров.
Дымковские глиняные игрушки Кировской области и филимоновские — Тульской наиболее популярны, но не менее интересны и оригинальны каргопольские (Архангельская область), семеновские (Горьковская область), орловские, курские, рязанские, смоленские игрушки, хотя не все они получили одинаково широкое распространение.
Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена — его неиссякаемый оптимизм. Работы мастеров многих поколений несут радость, пожелание благополучия, счастья людям.
Об этом говорят и сами удобные, ладные формы вещей и дарственные надписи на них с выражением любви и добрыми пожеланиями.
Жизнеутверждающие идеи раскрываются и в символических образах народного искусства. Постоянный мотив традиционного народного орнамента — это изображение солнца (круг, розетка), несущего свет и тепло всему живому на земле. Растительные мотивы передают красоту природы, ее щедрость. Красный или оранжевый цвет, излюбленный почти в каждом виде традиционного русского народного искусства,— цвет солнца, здоровья и красоты, утверждения самой жизни.
Жизнеутверждающее содержание народного искусства находит выражение в основательности, добротности вещей, которые подобно деревянной архитектуре делались прочно и могли служить не одному поколению.
В произведениях искусства каждой исторической эпохи отражается человек с его образом жизни и мышлением. Так, замедленный темп жизни, связанный лишь со сменой времен года и разными видами сельскохозяйственных работ, нашел выражение в равномерном заполнении поверхности вещи узором, в преобладании спокойных, уравновешенных композиций орнамента па предметах русского крестьянского искусства XVIII — XIX веков.
Для русского крестьянского искусства характерна массивность предметов, их устойчивость, крепость, что полностью отвечает представлениям народа о красивом человеке, то есть хорошо физически развитом, крепком и здоровом.
В домашнем производстве и в искусстве деревенских и городских ремесленников древней Руси формировались те профессиональные навыки и приемы мастерства, которые затем, при более узкой специализации, продолжали развиваться в народных художественных промыслах XIX— XX веков.
Больше всего для своей семьи продолжали работать женщины — пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. Все это делали они вполне профессионально, обогащая опыт многих поколений и отшлифовывая свое мастерство.
Замечательно смело по цветовым сочетаниям, соединению разных материалов и с тонким художественным вкусом исполнялась народная женская одежда различного назначения (будничная, праздничная, свадебная, траурная) и для разных возрастов (девичья, молодой женщины, для пожилых).
В народной одежде XIX — начала XX века сохранились черты древних племенных отличий, о чем говорит большое разнообразие локальных групп даже в пределах одной губернии. Особенно различалась одежда разных губерний.
При этом существовали два основных типа одежды: сарафанный—в северных районах России и поневный — в южных районах. В центральных районах бытовали и тот и другой типы.
В одежде южных районов употреблялись главным образом домотканые льняные и шерстяные ткани, украшенные вышивкой, ткаными узорами, позднее — вставками ситца, лентами.
На Севере наряду с домотканиной (для более простой одежды) и набойкой по холсту широко применялись покупные ткани: парча, красная камка, синяя китайка, узорный атлас для праздничных сарафанов, тонкая белая кисея, из которой шили верхнюю часть рубахи с пышными рукавами, украшенными белой же изящной вышивкой.
Исключительно нарядны женские головные уборы: венцы, кокошники, девичьи повязки, в одних районах украшенные тонкой сюжетной вышивкой шелком, в других — золотым шитьем, в третьих — речным жемчугом. По тонкости исполнения и характеру отделки дорогими материалами они близки к ювелирным украшениям.
Серьги, кольца, пуговицы с тонкой сканью, зернью, замечательные височные, шейные украшения показывают высокие достижения народного ювелирного искусства.
В русском народном декоративном искусстве поэтический вымысел, сказочная фантастика живут бок о бок с реальной действительностью: фантастические сюжеты, как и в устно-поэтическом народном творчестве, жизненно убедительны, бытовые же — органично сочетаются с ними, благодаря декоративной обобщенности изображений, доходящей нередко до орнаментальной условности.
Народное декоративное искусство часто сравнивают с детским изобразительным творчеством и находят между ними много общего.
Действительно, их роднит, с одной стороны, непосредственное восприятие окружающего мира, с другой — сильное чувство декоративности, позволяющее в неожиданно смелых красочных сочетаниях и образах передавать подмеченное в жизни и воплощать с конкретной достоверностью самую диковинную фантастику.
Но между тем и другим есть коренное различие: народное искусство базируется на глубочайших знаниях, обширном опыте и профессиональном мастерстве, чего совершенно нет в детском творчестве.
Глубокая духовная содержательность, связь с традицией, восходящей к художественной культуре прошлых веков, характеризуют произведения народных мастеров.
Сохраняя непосредственность, свежесть восприятия, подобную детской, народный мастер выражает в создаваемом произведении мудрость возраста, поэтическую возвышенность души — в этом своеобразие и сила воздействия народного искусства.