Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В современных художественных промыслах продолжают жить и разви­ваться лучшие традиции народного искусства прошлого




Там, где наруши­лась непрерывная наследственная преемственность мастерства, ее восполняет специальное художественное обучение. Мастера и целые твор­ческие коллективы предприятий и объединений художественных промы­слов сознательно обращаются к лучшему опыту, накопленному поколе­ниями, и создают на основе изучения достижений старых мастеров де­коративные изделия, отвечающие современным эстетическим вкусам и общим стилистическим тенденциям нового искусства.

В результате в творчестве современных мастеров и художников предприятий народных художественных промыслов часто возрождаются забытые декоративные особенности изделий, характерные для художественных ремесел перио­дов их наивысшего расцвета.

Пристальный интерес ряда крупных русских художников к народному искусству в конце XIX — начале XX века, особенно деятельность В.Вас­нецова, М.Врубеля,

Е.Поленовой в Абрамцеве и С.Малютина в Талашкине, содействовали широкой популяризации художественных промыслов и даже появлению их новых очагов. Например, усилиями Е. Поленовой был создан промысел абрамцево-кудринской резьбы по дереву.

К это­му времени относятся развитие активной собирательской деятельности художников и комплектование ценных музейных коллекций народного искусства, а также научные исследования в этой области (работы В. Ста­сова о русском народном орнаменте, С. Давыдовой — о кружевоплетении, А. Бобринского — о деревянных изделиях и др.), получившие дальней­шее углубление и развитие в трудах и практической деятельности совет­ских ученых и художников.

В ХХ столетии частью были восстановлены заново, частью получили дальнейшее творческое развитие такие традиционные народные промыс­лы, как богородская резная деревянная игрушка, токарные, столярные и резные изделия из дерева с хохломской росписью; рязанская, калуж­ская, владимирская вышивка; вологодское, кировское кружево; воронеж­ское, вологодское ткачество; курское, тюменское ковроделие; холмогор­ская, тобольская резьба по кости; гжельская керамика; филимоновская глиняная игрушка; великоустюжское черневое серебро и другие.

Наряду с этим появились новые художественные промыслы.

Одни из них возникли стихийно еще в начале XX века (изготовление и роспись деревян­ных изделий в селе Полхов-Майдан Горьковской области);

другие в резуль­тате настойчивой экспериментально-творческой работы группы талант­ливых инициативных мастеров в 1920-е годы (миниатюрная живопись в бывших центрах иконописного ремесла Ивановской и Владимирской областей: Палехе, Мстере, Холуе);

третьи выросли в связи с распрост­ранением творческого опыта отдельных художников (роспись и выжи­гание загорских матрешек, деревянных шкатулок и токарной мелочи, изготовление которых началось с оригинальных композиций художника В. Соколова — декоративных изображений демонстрации в городе За­горске, местной ярмарки, среднерусского пейзажа, замечательной архи­тектуры Троице-Сергиевской лавры).

За ХХ век (годы советской власти) в народных художественных промыслах

· вырос­ло уже несколько поколений мастеров и художников;

· созданы заме­чательные подарочные и сувенирные изделия, дополняющие массовые бытовые художественные предметы промышленного производства;

· каждый из традиционных художественных промыслов целеустремлен­но ищет свои оригинальные решения.

В результате в течение полувека развития в новых условиях сформировался их современный облик.

Еще в 1920-е годы новую эпоху в народном искусстве открыла миниатюрная лаковая живопись, палехская, мстерская, холуйскойская, федоскинская (см.ДпрИ.Лаки).

Большое место в народных промыслах занимает разнообразная художественная обработка дерева.

Большую известность получила богород­ская резьба по дереву, где, как и прежде, наряду с остроумной игрушкой выполняются более крупные скульптурные группы и единичные фигуры (см.ДпрИ. Резьба, Игрушки).

Очень популярны в наше время деревянные изделия с хохломской рос­писью. Хохломской промысел прошел сложный путь исканий современных видов изделий, красивых и нужных в быту, и декоративной росписи, травные и цветочные мотивы которой подмечены в природе. В наше время промысел сконцентрирован в двух местах: в Ковернинском районе (коренной центр нижегородского ложкарного производства, работы их проще и по форме и по росписи) и в городе Семенове, где формы вещей сложнее и изделия комплектны, в росписи преобладает “фоновое письмо”.

Кроме знаменитой хохломы Горьковская область необыкновенно богата и другими промыслами по обработке дерева (токарные расписные игрушки-матрешки Семеновские и Полхов-Майданские, предметы домашнего обихода; изделия с городецкой росписью, имеющей неповторимый характер).

Среди художественных изделий деревообрабатывающих промыслов очень разнообразны и красивы берестяные вещи с росписью, тиснением, плетеным прорезным узором, особенно славится такими изделиями Кировская область.

Народное искусство художественной обработки металлов нашло выражение в жостовских расписных подносах (Московская область) и менее известных нижнетагильских подносах; ростовской финифти (Яросласвская область), великоустюжском черненым серебром (Вологодская область) и др.

Искусство живописи по эмали в настоящее время тесно связано с ювелир­ным делом. Наиболее интересны сочетания эмалевой живописи с фили­гранью — тонким кружевом из витых серебряных проволочек, припаян­ных к жесткому металлическому каркасу или к пластинке металла. Имен­но такое направление сейчас является основным в промысле.

Северная резная кость, как и в XVII — XIX веках, славится работами холмогорских резчиков, создающих замечательные вазы, ларцы, шка­тулки с миниатюрными рельефными изображениями на ажурном, как бы кружевном фоне. Часто ажурно-рельефная резьба сочетается с цветной гравировкой.

В тобольском косторезном промысле мастера создают замечательную миниатюрную скульптуру, применяя для этого драгоценный материал Севера: ископаемые бивни мамонта, а также зуб кашалота, простую кость-цевку.

Развивается и Чукотский косторезный промысел.

Традиции русской народной керамики живут в наше время в творчестве многих мастеров и художников разных промыслов (производство дым­ковской, филимоновской, каргопсльской лепной игрушки из глины с декоративной росписью в Кировской, Тульской, Архангельской облас­тях, скопинской майолики — керамики с цветными потечными поливами, оригинально сочетающей посудные формы со скульптурой, гжельского фарфора с подглазурной синей росписью). Несмотря на широкое развитие в России крупной фарфоро-фаянсовой промышленности, керамика художественных промыслов пользуется широ­кой популярностью. Она отличается большей оригинальностью по срав­нению с индустриальными массовыми изделиями и хорошо смотрится в обстановке современной квартиры, внося в нее необходимые декоратив­ные акценты.

Оригинальное продолжение в современных художественных про­мыслах нашли традиции народного ремизного ткачества. Например, шерстяные узорные пледы, небольшие коврики, подушки для тахты елань-коленовского и таловского производств Воронежской области по фактуре, ритмическому строю несложных геометрических узоров (квад­ратов, полос, “в елочку” и т. п.) сохраняют характер народного ручно­го ткачества. При определении размера новых изделий, их цветового ре­шения учитываются современная мебель и принципы оформления инте­рьера.

К числу наиболее широко распространенных в наше время художественных промыслов относится строевышивальный: тончайшая мстерская белая гладь по белому маркизету или батисту (Владимирская область) и красочная, яркая вышивка крупными декоративными “владимирскими швами”; тарусская ажурная вышивка цветной перевитью по цветным тканям (Калужская область); белая строчка Иванова, Палеха, Шуи (Ивановская область); “вологодские стекла” и “тарлата” крестецкой строчевой вышивки (Новгородская область) и некоторые другие.

Заслуженной любовью и широкой известностью пользуется русское коклюшечное (ручного плетения) кружево. Основные центры этого промысла в наши дни находятся в Вологде и районах Вологодской области, в Кировской области и Ельце Липецкой области.

В ХХ веке и в настоящее время постепенно происходит сближение творчества народных мастеров, работающих в промыслах, и художников декоративно-приклад­ного искусства.

Особенно ощутимо это в работах молодежи, прошедшей обучение по новой системе в специальных профессионально-технических школах, художественно-промышленных училищах и техникумах, орга­низованных во всех основных центрах художественных промыслов.

В от­личие от обычного подсадничества, характерного в прошлом для промыслов, при котором навыки мастерства перенимаются в процессе производственной деятельности, школьные занятия содержат ряд теоре­тических дисциплин и дают учащимся основы профессиональной академи­ческой художественной грамоты.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.