Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Традиционные северные женские ремёсла




Северный край сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную, словесную, старинные обычаи, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные, русскую деревянную архитектуру.

Русский Север издавна славился ремёслами. Многие виды народного искусства достигли здесь художественного совершенства: это и плотницкое искусство мастеров - храмосоздателей, кузнецкое дело, резьба и роспись по дереву; женские виды ремёсел – вышивка и ткачество, шитьё жемчугом и золотом, кружевоплетение. Неповторимые художественные изделия народных мастеров Русского Севера любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры. Далее рассмотрим более подробно северные женские ремёсла и промыслы.

Одним из трудоёмких, но красивейших видов отделки ткани на Севере являлось шитьё золотом и низание жемчугом.

На протяжении всего XVII века важнейшим центром художественной жизни на Севере был Сольвычегодск. Строгановы организовали в Сольвычегодске целый ряд мастерских. Были среди них и иконописные, изготовляющие иконы более или менее среднего уровня, преимущественно на продажу. Но наибольшую известность получили Строгановские золотошвейные мастерские. Из них выходили покровы, плащаницы, пелены – своего рода иконы, выполненные из цветного шёлка, золотых и серебряных нитей.

Среди произведений «лицевого» шитья XVII века изделия Строгановских мастерских отличаются исключительно высоким художественным и техническим уровнем, редким богатством отделки. Особенно выделяется покров с изображением Сергия Радонежского, вложенный на Троице-Сергиев монастырь в 1671 году Анной Ивановной Строгановой, которая сама была искусной мастерицей и стояла во главе Строгановских мастерских в период их наивысшего расцвета.

Весь шитый золотыми нитями, с контурным рисунком, низанным жемчугом с драгоценными самоцветами в нимбе, он напоминает икону, убранную дорогой ризой. Стройная, удлинённая фигура свято выражена в лучших традициях древнерусской иконописи. Замечателен строгий, одухотворённый лик Сергия. Тёмный контур вокруг лица, обычный для шитья XVII века, выполнен с большим тактом. Вопреки установившейся традиции по краю покрова, где вместо обычной надписи даны клейма с изображением сцен жития, что усиливает его сходство с иконой.

Усольские вышивальщицы «строили» пелены и плащаницы с многофигурными композициями, с изображением «двунадесятых праздников» и «житийных» сцен. На «вложенной» в 1654 году в Благовещенский собор пелене золотом по малиновой камке сделана надпись, что, она «совершена» по завещанию Дмитрия Андреевича Строганова, «а труды и тщания» - жемчугом жена его Анна Ивановна, а в «лицах» и ризах «инокини Марфы по реклу Весёлки». Монашка по прозвищу Весёлка, видимо, и была главной вышивальщицей. На пелене на переднем плане изображён царевич Дмитрий, убиенный в Угличе. Он в золотом одеянии, с короной, покрытой драгоценными камнями. Круглое лицо молитвенно спокойно. Руки простёрты к изображённой в левом углу богоматери. В глубине сцена убиения. Никита Качалов в серебряной остроконечной шляпе с золотым отворотом и длинными чёрными усами заносит нож над мальчиком царевичем, который вручает свою душу (в виде нагого ребёнка) подхватывающему её ангелу. Сцена обрамлена вышитой каменой оградой, за которой и происходит злодеяние.

Как и шитье, золотом, вышивание золотом достигло высокого мастерства. Жемчуг в Беломорье был в большом почёте, это жемчуг местный, северный - речной и морской. Промышляли его на Мурманском берегу, в Беломорье, в устье Северной Двины и на многих речках, впадающих в Белое море, список их достигал трёх десятков.

Выделялся богатый промысел в Кандалакшинском заливе, в районе в западной части Терского берега; жемчужницы там плодились в большом количестве, жемчуг, по словам поморок, был «наособицу чистый».

Поморский жемчуг был скатный и половинчатый, изредка попадались гирьки. Скатный, это округлый или бочечкой, светлых тонов, чуть розоватый или синеватый, с лёгкой желтизной. Блеск северного жемчуга – матовый, тёплый. Его низали на шелчину прядками и в ожерельица или нанизывали на ткань, слегка проклеенную, почёлков, повязок, кокошников. По заказу монастырей и церквей поморки низали жемчуг на церковные и священнические облачения.

Половинчатый жемчуг плоский с одной стороны, был тусклого тона, со свинцовым отливом. Его «сажали», то есть нашивали или приклеивали рыбным клеем, на почёлки, повязки, чаще на ризы икон, на облачения. Для ожерелков и подвесков он был не пригоден. Для этих нарядов использовался крупный и мелкий рассыпной жемчуг.

Гирьки – жемчужины грушевидной формы, светлых тонов с блеском, использовались как подвески по краю почёлков и повязок, ими заканчивались серьги, плетенные из мелкого жемчуга. Поморки создавали чудесные узоры жемчужного шитья, которые хранились в памяти, и каждый воссоздавался вновь с добавлениями и вариациями.

Предметный узор – травы, цветы, птицы – встречался в старинных уборах чаще, чем геометрический, орнаментальный, потому что предметные узоры были символичны, каждый имел тайное значение. И выбор узора, и его расположение зависели от замысла, вкуса и мастерства исполнительницы. Славились мастерицы-жемчужницы Сороки, Кеми, Керети, Варзуги. Была молва: сорочники да кемлянки «щеголюхами» на хороводы да на игрища ходили, у них мастерство-то в своих руках, вот и выряжались.

Низание иногда соединяли с вышивкой нитью, обычно одноцветной. Такое шитьё выполняли в Сороке, Лекшме и в холмогорском женском монастыре. Мастерская монастыря выполняла крупные заказы московских купчих на ризы для свадебных икон. Мелкий жемчуг, рассыпной мастерская закупала в Беломорье.

Низание жемчуга в ожерелья и нанизывание его в шитьё – не только мастерство, это искусство. Сложная жемчужная работа поморок отличалась высоким вкусом, чутьём материала, с которым они имели дело, пониманием, где нанизать скатную, где посадить половинчатую жемчужину, где мелкий жемчуг дать в россыпь, а где и кучно. Почему жемчугу такой особый почёт в Беломорье, почему так любовались им, такие слова от сердца находили о его таинственном происхождении и его тайной силе? «Жемчужок-то наш на дивование», - слышишь в каждом рассказе о нём. Дивование – это высшая степень изумлённого восхищения, затаённого недоумения перед прелестью загадочного жемчуга. Жемчуг, говорят поморки, напоминает и о радости-веселье и о горе-печали, в жизни от них никуда не денешься. «А без них тоже жизнь не в жизнь, скукота».

Одним из традиционных ремёсел в Поморье было ткачество. Много и хорошо ткали раньше в Поморье из шерсти и льна. Шерсть была от своих овец, а льняное «прядено» привозили из Архангельска, Онеги и Вологды. Из шерсти ткали «покрывалья» на кровати и сундуки, «окутку» - толстые одеяла, портянки, половики, юбки, а изо льна – холсты для различных надобностей.

Узор на шерстяном тканье был обычно в поперечную цветную полосу, по ширине ткани, а на льняном, либо одноцветный плоский, либо рельефный – более толстой нитью, либо в цветную мелкую клетку. Но чаще холсты были без узоров, гладкие. По весне холсты белили, расстилали на снегу под весеннее солнышко, белили и летом на траве, обильно поливая их. Девушки пели:

Расстилала я холсты, их я ткала долгу зиму,

Ты белись, холстиночка, на снегах, на белыих,

Ты белись, холстиночка, и на травушке зелёной,

Отбелю я ту холстиночку, укладу всё в короба.

Приданое невесты укладывалось в короба.

Многогранность северных женских промыслов и ремесел отображена в северном народном женском костюме. И низание жемчугом, и умение ткать, и вышивание, и вязание: весь спектр северных женских ремёсел воплотил в себя традиционный северный женский костюм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2166 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2531 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.